Обновления

Создание системы духовного воспитания и образования

Главная > Актуально > Создание системы духовного воспитания и образования

Фотогалерея

Служение Святейшего Патриарха на Смоленщине: создание системы духовного воспитания и образования

Начавшиеся в конце 1980-х годов изменения государственно-церковных отношений способствовали становлению системы духовного образования.

Перед Русской Православной Церковью стояла задача формирования устойчивой конструкции всех ступеней воспитательных процессов и выбор оптимальной методологии при осуществлении образовательных программ. Так, уже в 1994 году в определении Архиерейского собора “О задачах Церкви в области религиозного образования” рекомендовалось без промедления включить в качестве образца в епархиальную систему образования, помимо воскресной школы, гимназии и иных учреждений, детский сад.

Подобный проект был успешно воплощен в создании в Смоленске первого в истории нашей страны и в истории Русской Православной Церкви православного детского сада, отвечавшего всем материально-техническим и учебно-методическим требованиям. Его открытие состоялось в 1991 году на базе уже действующего ведомственного смоленского детского сада, который находился под угрозой закрытия.

Члены родительского комитета обратились к митрополиту Кириллу с предложением организовать православный детский сад на базе уже существующего ДОУ. Эта инициатива нашла отклик у Высокопреосвященного митрополита Кирилла, в результате чего между епархией и комитетом по имущественным отношениям состоялось подписание договора о продаже епархии основных фондов, оборотных средств и инвентаря. Последние две позиции были переданы без оплаты, так как епархия обязывалась принимать в свои стены детей работников Смоленских тепловых сетей, в ведомстве которых находился передаваемый детский сад. Таким образом, удалось сохранить не только персонал, воспитателей и места для детей, но и положить начало созданию уникального проекта в области православной педагогики, направленной на воспитание детей дошкольного возраста.

На протяжении многих лет Православный детский сад № 1 совместно с Православной гимназией Смоленска осуществляли программу преемственности “Детский сад – Православная гимназия”. Среди учебных предметов конфессионального компонента мы можем увидеть такие дисциплины, как: христианская литература, Закон Божий, церковное пение, в светский компонент входили: этика, риторика, сценическое искусство (“Православный театр”). Опыт, который был получен в течение первых лет существования Православного детского сада № 1 в г. Смоленске, стал ключевым и при открытии новых заведений подобного типа в России.

Другим направлением развития образовательной вертикали в Смоленской епархии стало открытие в Смоленске 20 августа 1992 г. Православной гимназии. Необходимо отметить, что Смоленская православная гимназия, сразу же получившая лицензию на право осуществления образовательной деятельности, является одной из старейших школ подобного типа. К 1999 году структура Смоленской православной гимназии включала в себя: детский сад, прогимназию (начальные классы), гимназию (старшие классы). Курс прогимназии был рассчитан на четыре года.

Базисные государственные программы послужили основой для преподавания предметов в гимназии. Кроме того, для школьников среднего и старшего звена были разработаны авторские программы, которые включали в себя следующие предметы: в среднем звене – церковно-славянский язык, христианская этика, история Церкви, латинский язык, второй иностранный язык, история Русской Православной Церкви, История и культура англоязычных стран; старшее звено – греческий язык Нового Завета, введение в философию, этика и психология семейной жизни, введение в Библейское богословие.

Стратегической задачей на начальном этапе возрождения духовного образования в Русской Православной Церкви на закате эпохи СССР стала подготовка священно и церковнослужителей. Духовные училища стали первыми площадками, которые были призваны осуществлять ускоренную подготовку кадров священнослужителей, регентов и представителей иных сугубо церковных специальностей.

Смоленское православной духовное училище, а затем Смоленская духовная семинария были призваны выполнять эти задачи.

30 ноября 1988 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, открытых после долгого перерыва. Первоначально училище включало два отделения: пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе – регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Учебный процесс в Смоленском духовном училище начался 1 сентября 1989 года. По благословению Священноначалия студенты училища, окончившие в 1993 году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе по программе духовной семинарии. Таким образом, были созданы необходимые условия для преобразования духовного училища в семинарию. Решение о таком преобразовании было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года.

Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей.

Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 г. выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии.

В 2009 г. духовная семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта “Теология”, в 2011 году – государственную аккредитацию по направлению “Теология”. 24 июня 2012 года в Смоленской православной духовной семинарии состоялся выпускной акт. Впервые в истории российского духовного образования выпускники семинарии получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации “Бакалавр теологии”.

Смоленское Межъепархиальное Православное Духовное училище было образовано в 1998-1999 годах на основе выделенного из состава Смоленской семинарии регентского отделения. Помимо регентского в училище были открыты еще иконописное и катехизаторское отделения, а также отделение медицинских сестер милосердия. Срок обучения студентов составлял три года, хотя в большинстве духовных училищ на тот момент было двухгодичное обучение.

Смоленское духовное училище пошло по пути достижения поставленной руководством Русской Православной Церкви цели – получения государственной аккредитации, что и произошло в 2010 году. Смоленское училище стало первым среди средних профессиональных религиозных учебных заведений страны, которые таким образом были признаны государством и стали частью общего образовательного поля Российской Федерации.

Трудами смоленского архипастыря Смоленщина стала первым регионом страны, в котором была создана трехуровневая система православного воспитания и образования.

________
Публикация подготовлена по материалам научной статьи Высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора “Эволюция религиозного образования и воспитания в России в конце 80-х годов XX в. – начале XXI в.”, представленной на Пленарном заседании XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтений (г. Калуга, 27 сентября 2021 года).

Главная > Актуально > Создание системы духовного воспитания и образования