“Радость о Господе – свет Царства Небесного в нашей жизни”
На наши вопросы об изменениях в административной структуре Смоленской епархии, о церковной миссии, культуре и умении сохранять душевный мир ответил руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, благочинный Борисоглебского округа, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской протоиерей Валерий Рябоконь.
Фотогалерея
– Отец Валерий, недавно в Смоленской епархии был образован отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, который Вы возглавили. Упразднены Отдел по культуре и Грантовый отдел. Расскажите, для чего необходимы такие изменения в структуре Епархиального управления?
– Новообразованный отдел Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в свою структуру включил не только деятельность в сфере осуществления взаимодействия с государственными, общественными и иными организациями, со средствами массовой информации, как это есть в одноименном Синодальном отделе. Новый отдел включил в себя также и деятельность в сфере культуры, и деятельность в сфере разработки и реализации грантовых проектов.
Появление нового отдела направлено на расширение взаимодействия Смоленской епархии с органами власти, различными общественными организациями, профессиональными и творческими союзами, иными институтами гражданского общества. По своей сути одна из целей деятельности отдела – свидетельство о Церкви перед обществом, в том числе, и через средства массовой информации.
– В структуре епархии есть миссионерский отдел, но, наверно, другие подразделения также несут миссионерскую функцию, в том числе и новый отдел…Так ли это? И второй вопрос: часто говорят, что язык добрых дел и милосердия – это язык церковной миссии, понятный абсолютно каждому человеку. Можно утверждать подобное и о языке культуры, языке прекрасного?
– Да, действительно, каждый отдел по-своему миссионерский, потому что основная задача Церкви – это миссионерство, Церковь всегда во всем многообразии своей деятельности свидетельствует о Христе. Свидетельствует и проповедью, свидетельствует и помощью людям, свидетельствует и на языке культуры.
Культурные проекты Смоленской епархии, естественно, имеют миссионерскую направленность. Задача каждого из таких проектов – привлечь как можно больше людей, особенно, нашу молодежь, к изучению духовно-нравственного наследия, которое через культуру представлено Церковью. Пример такого проекта – выставка, которая прошла в КВЦ имени Тенишевых, посвященная 25-летию служения Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленщине. За девять месяцев эта выставка объехала 22 населенных пункта Смоленской епархии, зрителями стало более 20 тысяч человек. Таким образом, мы свидетельствовали о Христе и о Церкви через рассказ об архипастырских трудах Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленщине.
Деятельность нового отдела также является миссией, поскольку свидетельство о Христе остается нашей главной задачей во взаимодействии с обществом и СМИ, а также в продолжении деятельности в сферах культуры и разработки грантовых программ, которые всегда имеют социальную направленность и предполагают развитие церковных инициатив Смоленской епархии.
– Как будут строиться отношения со СМИ, которые по некоторым вопросам находятся в оппозиции к Церкви?
– В деятельность отдела не входит задача вступать в дискуссии на страницах газет, телевидения и интернет-ресурсов. Что касается “трудных” вопросов, появляющихся в СМИ, то отдел будет транслировать официальную позицию Русской Православной Церкви по ним и те обращения к пастве епархиального архиерея, которые всегда имеют место в таких случаях.
Если говорить о СМИ, которых Вы назвали оппозиционными по отношению к Церкви, то, думаю, это не оппозиция в прямом смысле как противостояние или как борьба, а лишь современная тенденция некоторых СМИ выпустить поскорее ту информацию, которая своей якобы сенсационностью заинтересует многих и создаст высокий рейтинг изданию. К сожалению, часто это информация только о том, что заметили плохого, а не о хорошем и добром.
– В большинстве случаев, мне кажется, журналисты все-таки не стараются сознательно исказить реальность церковной жизни. А то, как представитель СМИ интерпретирует тот или иной факт, для этого человека и есть правда.
– Нелицеприятные ситуации, связанные с жизнью Церкви, очень редкие и немногочисленные, но о них знают все. Но многие благие дела, которые совершает Церковь, к сожалению, остаются в тени для обычного человека. Вырывая из общего контекста церковной жизни какие-то “скандальные” новости, СМИ поступают нечестно. Ведь если говорить правду, значит, говорить обо всей деятельности Церкви: социальной, просветительской, о том, как она помогает человеку найти смысл жизни…
– К сожалению, порою людей, ищущих путь к Богу, останавливают такие истории на церковную тему. И часто приходится слышать вопрос: зачем ходить в храм? Главное, чтобы Бог в душе был…
– Часто, если кто-то что-то прочитав или посмотрев, говорит о своем нежелании идти в храм, то это, скорее всего, тот человек, который в храме еще по-настоящему не был. Тот, кто имел опыт встречи с Богом, понимает, что Церковь – это не только общество святых, но место, где грешник ищет и находит, прежде всего, через участие в Таинствах, свое спасение. Мы все несем на себе последствия греха, но стараемся быть добрее и стремимся к той святости, к которой нас призывает Господь. Храм – это место, где происходит встреча человека с Богом через участие в молитве и Таинствах, где человек, получая силы от Бога, преображается, исправляя свой грех. Мы читаем в Евангелии слова Господа об этом: “Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите” (Ин. 14, 15). Чтобы действительно Бог был в душе, человеку необходим духовный труд, жизнь по Божиим заповедям, посещение богослужений, горячая и сердечная молитва.
Вера – это всегда действенное понятие. Ее можно сравнить с любовью и доверием. Ведь если мы любим, то никогда не замыкаемся только в самом себе. Любовь всегда выходит за рамки нашего “я”. А если мы доверяем Богу, то доверие всегда сопровождается верностью, прежде всего, верностью Его заповедям. И тот, кто посещает храм Божий, участвует в совместной молитве и Таинствах, будет иметь тот духовный щит, и сможет сформировать христианское отношение к любой, даже самой смущающей информации. Но знание о том, что Бог есть, и вера в Него – это разные понятия.
– Есть мнение, что можно годами ходить в Церковь, но при этом оставаться очень далеким от Бога…
– Действительно, исполнение религиозных правил, обрядов, как мы видим это и из Евангелия, не является отражением религиозности человека, его веры. Сердце и жизнь человека, который встретился с Богом, всегда преображается. И самое важное условие духовной жизни – это молитва.
– Говоря о молитве, Вы имеете в виду не простое чтение вечернего и утреннего правила?
– Да, безусловно. То правило, которое мы имеем в утренних и вечерних молитвах, других последованиях, – это подобно прописям для первоклашек, по которым мы учимся искренней молитве. Святые отцы учили тому, чтобы мы наш ум заключали в сердце, и чтобы, несмотря на наши обыденные дела и заботы, наше сердце всегда предстояло перед Богом. Чтобы мы не делили день на время, когда мы живем без Него, совершая какие-то свои дела и даже поступая не по-христиански, и время, когда мы с Ним. В течение всего дня мы должны предстоять перед Ним в своих мыслях. И это тоже молитва.
– Отец Валерий, недавно Вы были назначены благочинным Борисоглебского округа Смоленской епархии… Расскажите о новом административном делении, почему оно было необходимо?
– Решение об образовании двух благочиний: одно расположено на левом берегу Днепра, второе – на правом, – это решение нашего Владыки. Комментируя это на Епархиальном собрании, митрополит Исидор сказал, что те границы, которые заложил сам Господь, – самые правильные. Наименование благочиний не столько территориальное, географическое, сколько богословское. Петропавловское благочиние получило название от имени храма Петра и Павла, одного из древних храмов Смоленска. Второе благочиние именуется Борисоглебским, поскольку именно на этой стороне Днепра располагается Смядынь – место, где мученически погиб святой благоверный князь Глеб. Это место является святым не только для Смоленска, но и для всей России, так как именно здесь был явлен подвиг христианской любви на фоне братоубийственной войны.
– Что самое главное для Вас в послушании благочинного?
– С одной стороны, административные функции благочинного – следить за чистотой православной веры на приходах, отправлением богослужений, благолепием в храмах, донесение до священнослужителей общецерковных и епархиальных циркуляров.
Но с другой стороны, на фоне этой административной ответственности очень важно создать условия взаимодействия священников в общепархиальных мероприятиях и между собой. Необходимо, чтобы духовенство участвовало в городских и епархиальных мероприятиях, организовывало дискуссионные площадки по вопросам веры, жизни Церкви, к которым бы привлекалась и наша общественность, молодежь. О простом и сложном можно говорить в формате круглого стола, где миряне могут обмениваться опытом христианской жизни, получать от священников ответы на свои вопросы. В таких круглых столах могут принять участие и СМИ.
– Отче, вопрос более личного характера: что помогает Вам сохранять в сердце радость о Господе, не унывать в различных сложных ситуациях?
– Суть ответа на этот вопрос лежит в понимании того, кто такой священник. Каждый священник – это апостол, которого Господь послал на проповедь. Та благодать, которую мы получаем в Таинстве рукоположения, дает нам силы благовествовать. Служение священническое также дает всегда четкое понимание того, Кому мы служим, поскольку каждый раз, когда мы предстоим у престола Божия, когда мы проповедуем, когда мы совершаем Таинства, когда перед глазами видим исцеление и спасение человека, то понимаем, насколько Бог близок к каждому из нас.
– Что Вы посоветуете мирянам в тех же ситуациях? Как сохранять радость о Господе в нашем мире, где порой более чем достаточно поводов для тревоги и уныния?
– Апостол Павел говорит: “Радуйтесь! и еще раз говорю вам: радуйтесь” (Фил.4:4). Как же радоваться каждый день, когда кругом проблемы, а если посмотреть телевизор, то печаль находит? Но радость наша – в Господе. И когда наше сердце в молитве встречается с Ним, то мы понимаем, что не одни, так как Отец наш Небесный столь близок к нам, что ни в наших грехах, ни в наших трудных обстоятельствах, ни даже в том, что мы видим сейчас в мире, Он никогда не оставит нас. И радость у нас, как у Его детей, должна быть в простом понимании того, что Бог любит нас, милостив и долготерпелив к нам. Думаю, что всякий верующий человек может ощутить эту радость. Главное – всегда сохранять ее в своем сердце.
Беседовала Екатерина Дмитракова