Обновления

Митрополит Исидор: “Мода быть православным прошла. А число искренне верующих людей, приходящих в храмы, – увеличилось”

Главная > Беседа > Митрополит Исидор: “Мода быть православным прошла. А число искренне верующих людей, приходящих в храмы, – увеличилось”

Беседа главного редактора “Смоленской газеты” Игоря Красновского с митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором состоялась на излёте прошедшего, 2019 года и буквально накануне светлого праздника Рождества Христова. Основными темами её стали итоги года минувшего и планы на год начинающийся…

2020-01-09-1

О церковной статистике и лукавстве “друзей” Церкви

– Ваше Высокопреосвященство, недавно Патриарх Кирилл высказался в пользу уменьшения отчётности для священников. И всё же, согласитесь, статистика может в нескольких цифрах охарактеризовать многое. А потому, если возможно, давайте всё же начнём со статистики: что представляет собой сегодня Смоленская епархия Русской Православной Церкви в цифрах?

– Действительно, Патриарх отметил, что сбор данных не должен быть самоцелью, хотя статистика и полезна. “Цифры дают нам информацию о приходах, которая позволяет оценить динамику развития церковной жизни”, – отметил Святейший Патриарх Кирилл. А потому позвольте привести несколько цифр о динамике церковной жизни в Смоленской епархии.

На территории Смоленской области действуют три епархии: Смоленская, Вяземская и Рославльская. В нашей, Смоленской епархии общее количество священников – 116. Из них – 108 священников и 8 дьяконов. В числе этих 116 священнослужителей – 19 монашествующих. В 2019 году, к сожалению, ушли из жизни, скончались по болезни два священника – протоиерей Димитрий Сингаевский и протоиерей Валентин Митрофанов.

– А если говорить об образовательном уровне духовенства?

– Образовательный ценз нашего духовенства очень достойный. Из 116 священников имеющих высшее светское образование – 46. Обучающихся в высших светских учебных заведениях – 23. Клириков, имеющих среднее специальное светское образование помимо духовного специального образования – 36. Клириков, имеющих высшее духовное образование, – 43. Это очень хорошие показатели, которые свидетельствуют о том, что в большинстве своём клирики имеют достаточно высокий образовательный ценз и всячески повышают свой образовательный уровень. Ряду клириков, а это 6 человек, я помогаю в получении высшего светского образования. То есть помимо пастырской деятельности они ещё проходят обучение в светских учебных заведениях.

И это – помимо успешно реализуемой вот уже второй год нами совместно со Смоленским государственным университетом магистерской программы по теологии, в рамках которой обучаются наши священнослужители. Эта программа – очень важное достижение, позволяющее нам правильно, выверенно, грамотно вести диалог со светским образованием, со светской культурой. В конечном итоге всё это в комплексе помогает нам обеспечивать правильные взаимоотношения с государством и обществом.

– О духовной силе Церкви на Руси всегда судили по монастырям. Сколько их в Смоленской епархии?

– Мужских монастырей на территории епархии два: Герасимо-Болдинский и Авраамиевский. Женских монастырей – три: Вознесенский, Свято-Троицкий и Свято-Димитриевский в Дорогобуже.

– Какое у нас количество храмов сегодня?

– Общее число храмов и иных молитвенных помещений – 119. Число строящихся храмов – 7. Восстанавливающихся храмов – 15. Смоленская епархия в своих канонических границах объединяет примерно около полумиллиона жителей. Если прибавить к 119 упомянутые цифры 7 и 15, то мы получим 141 храм на примерно полмиллиона человек, проживающих на территории нашей епархии.

– Это хороший или плохой показатель?

– Это хороший показатель, поскольку Святейшим Патриархом Кириллом перед всеми нами в начале его патриаршей деятельности была поставлена задача как минимум добиться результата – один храм на 10 тысяч человек. Эта цифра преодолевается нами в рамках деятельности Смоленской епархии.

– Но, с другой стороны, трудно представить один храм для 10 тысяч человек!..

– Действительно, это невозможно для нормальной богослужебной практики. Конечно, это теоретические данные, они требуют уточнений в каждой конкретной ситуации. И потому там, где есть просьба, желание и возможности православной общине построить свой храм, мы должны идти людям навстречу и реализовывать эту духовную потребность. При поддержке государства и в целом всего общества мы должны всем миром принимать активное участие, если это необходимо, в строительстве храма. Но пока, милостью Божией, строящихся в нашей епархии 7 храмов абсолютно достаточно для того, чтобы реализовывать все духовные нужды и запросы нашего православного населения.

О крещёных и воцерковлённых

– Владыка, вы упомянули о полумиллионе человек, проживающих на канонический территории Смоленской епархии. Но, согласитесь, далеко не все из них люди воцерковлённые. Если говорить именно о воцерковлённых смолянах, есть такая статистика?

– Вы правильно дали формулировку – именно воцерковлённых, потому что есть люди крещёные, а есть люди воцерковлённые, то есть те, кто из стадии формально крещёных переходят в состояние, когда религиозная жизнь является неотъемлемой потребностью для человека. Но как мы можем определить степень воцерковления человека? Ведь невозможно даже по каким-то абсолютно выверенным предлагаемым параметрам точно сказать, как часто тот или иной человек заходит в тот или иной православный храм. Потому что у человека, как мы все хорошо себе представляем, иногда возникают внезапные религиозные потребности, которые абсолютно не мотивированы какими-то внешними условиями. Просто человеку так захотелось. И если человек почувствует эту духовную потребность, он приходит в храм, не отдавая никому, даже членам своей семьи, отчёт о том, заходил он в храм или нет.

Но мы, священнослужители, находясь ежедневно в храмах, можем видеть картину, когда большой поток людей идёт в храмы. И не только в Пасхальный праздник и в Рождество, но и в будние дни, и в выходные. Если человек приходит в храм не просто поставить свечку, но и поучаствовать в богослужении, заказать молебен, то это уже религиозное действие. Это – участие в таинстве жизни Церкви. Таких людей очень много!

2020-01-09-2

– Но в ряде СМИ оппоненты Церкви не устают повторять, что люди, наоборот, уходят из Церкви, что количество прихожан резко сокращается, что количество верующих у нас вообще не больше двух процентов населения…

– Это очень лукавые аргументы и цифры. Действительно, мода быть православным человеком прекращается. Но из-за этого количество верующих людей, приходящих в храмы, не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. Это та статистика, которой мы владеем. Только в городе Смоленске сегодня действует более тридцати храмов, и все они заполнены. Особенно в так называемые двунадесятые праздники, не говоря уже о праздновании Рождества Христова и Пасхи Господней, а также – престольных праздников и тех случаев, когда архиерей приезжает на тот или иной приход. Всегда храмы заполнены. И количество прихожан не уменьшилось, а увеличилось.

И что радует: на смену старшему поколению пришли люди более молодые. Причём существенно более молодые. Очень значимо и то, что в большинстве своём сейчас посещают храмы люди семейные, приводя своих маленьких детей. Почти во всех храмах сейчас очень много маленьких детей. Эти молодые семьи с детьми – новое поколение россиян, новое поколение православных верующих нашего Отечества, которые в большинстве своём причащаются, исповедуются, становятся участниками совместных трапез и создают православную общину на конкретном приходе. Это радует!

О том, что нет никакого кризиса отчуждения между Церковью и обществом, свидетельствует и та поистине огромная социальная приходская активность, которую мы имеем в епархии и которую в прежние годы было трудно представить. Силами наших прихожан, силами добровольцев, обычных мирян сегодня реализуется множество социальных проектов Церкви. Отрадно, что эта поистине невероятная социальная активность поддерживается и государством, и Фондом президентских грантов, и региональной, и местными властями. Поэтому отнюдь не всё так плохо, как пытаются нас уверить так называемые “друзья” Церкви.

Если же вернуться к теме попыток “друзей” Церкви выявить в процентах количество верующих, то очень трудно назвать объективными их подсчёты. Они говорят, что в храмы у нас ходит не больше двух процентов населения. Но ведь бывают разные обстоятельства. Например, в Рождественскую ночь человек не имеет возможности посетить храм в силу объективных причин. Согласитесь, что в многодетной семье ни папа, ни мама не оставят своих детей для того, чтобы ночью посетить храм. Они посетят храм на утреннем богослужении 7 января, в Рождество, придут на так называемые поздние литургии, которые начинаются в 10 часов утра. И – полностью заполняют храм! А посмотрите, какие массовые бывают приходы людей в праздник Крещения Господня! И не только чтобы взять святой воды, но и прикоснуться к жизни Церкви! А давние народные традиции искупаться в освящённой воде в купели – это ведь тоже во многом отражает народную жизнь, отношение людей к традициям Православной Церкви. Поэтому мы свидетельствуем, опираясь на независимые социологические опросы, что в нашей стране не менее 60 процентов верующих людей. А по нашим, внутрицерковным наблюдениям, эта цифра – примерно в районе 80 процентов. Это православные, верующие люди! Мы не говорим о представителях иных конфессий, мы говорим только о людях, которые придерживаются традиций Православной Церкви и, будучи крещёными, так или иначе проявляют свою религиозность.

– Так что всё-таки тогда можно считать религиозностью и кого называть практикующими православными верующими? Только лишь тех, кто каждую неделю ходит в храм?

– Такой подход мне представляется необъективным. Некоторые люди в силу своей занятости, необходимости работать, содержать семью имеют возможность прийти в храм раз в две недели, а кто-то – и раз в месяц. Но когда они приходят в храм, они полностью себя отдают богослужению: участвуют в Таинствах, каются перед Богом, причащаются Святых Христовых Тайн. И священники это очень хорошо понимают и принимают их как чад Церкви Христовой. Так что те якобы всего лишь два процента верующих, которые нам навязывают со стороны части светского, недружественного к Церкви общества, – они абсолютно субъективны и должны восприниматься предельно критически. Православных людей в нашем российском обществе значительно, в десятки и десятки раз больше!

Об исповеди, языке богослужения и… панибратстве

– В конце минувшего года большой резонанс в обществе вызвали мысли, озвученные Патриархом Московский и вся Руси Кириллом на епархиальном собрании Москвы. Некоторые даже назвали их началом Перестройки в Церкви…

– Конечно же, Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл транслирует те озабоченности, которыми обеспокоены духовенство и миряне. И он мудро формулирует проблемы, которые беспокоят всю Церковь, предлагает определённые пути по их решению.

Патриарх говорил на этом епархиальном собрании о конкретных вопросах, касающихся деятельности священника. Моё внимание особенно обратило то, как абсолютно верно Святейший Патриарх подчеркнул роль священника в рамках совершения им таинства исповеди: с какой аккуратностью и деликатностью пастырь должен относиться к человеку, который пришёл рассказать Богу о своих печалях, покаяться перед Богом, и как правильно священник должен поставить себя, чтобы не перейти границу дозволенного, имея в виду, что священник во время таинства исповеди является всего лишь свидетелем, и какие-то дополнительные допросы, некорректно сформулированные, могут нанести определённый духовный вред кающемуся человеку и неправильно сориентировать его, не помочь, а затруднить возможность совершения таинства исповеди. Святейший очень кратко и деликатно сказал об этой важной роли священника во время исповеди.

– Это, безусловно, очень важно. Но, пожалуй, все обратили куда больше внимания на высказанную Патриархом возможность введения в богослужение русскоязычных текстов…

– Если мы будем внимательно читать текст выступления Святейшего Патриарха, то не сможем не заметить, что прежде всего и в большей части он акцентировал внимание на необходимости популяризации церковнославянского языка. На необходимости использовать те инструменты, которые помогут людям, только что пришедшим в храм и не знающим богослужебного языка, понять смысл произносимых и пропеваемых слов, понять всю красоту богослужения, обрядов, которые сопровождаются церковнославянским языком. Для этого, как об этом говорит Святейший Патриарх, необходимы соответствующие вспомогательные печатные материалы, необходимы дополнительные беседы, начиная с этапа огласительных бесед и продолжая воскресными и иными встречами священника с прихожанами. И все эти встречи должны сопровождаться разъяснением смысла богослужения, смысла обрядов, глубоких смыслов тех церковнославянских слов, которые трудно заменить какими-либо словами современного русского языка. Ведь нам с вами известно, что русский язык – динамично меняющееся явление. Причём меняются не только слова, но меняются и смыслы уже известных нам слов. И всё это связано с тем, что русский язык живёт своей динамичной жизнью, зависимой от тех процессов, которые происходят в обществе, от культурных процессов, от смены системы ценностей, интересов в обществе. В том числе – от научно-технического прогресса. И от многих других показателей, которые трудно быстро перечислить, поскольку именно от них в том числе зависит и тот смысл языка, который сегодня передаётся одними словами, а через десять лет будет передаваться другими. И это легко считывается, например, с людей старшего поколения, которым очень трудно даже в рамках обычной светской, бытовой жизни разговаривать с подростками. Ведь подростки говорят на ином языке по сравнению с тем языком, на котором говорили в своё время люди уже взрослого поколения. И часто люди старшего поколения и подростки друг друга не понимают именно из-за того, что язык динамично меняется.

И в этой связи проблема русского языка требует дополнительных дискуссий, дополнительного изучения. В том числе – в рамках традиций в Русской Православной Церкви, которые обязывают нас придерживаться богослужебного церковнославянского языка. Ибо он на самом деле для всякого прихожанина, который проявляет хотя бы малое усердие к богослужению и любопытство даже в силу уже имеющейся и широко представленной в храмах информации о жизни и традициях Церкви, не представляется каким-то сложным явлением и достаточно легко усваивается в первые годы церковной жизни человека. Невозможно себе представить, чтобы прихожане, которые по нескольку лет добросовестно приходят в храм, не понимали, что происходит во время богослужения. Прекрасно понимают, участвуя в богослужении, в совместных песнопениях и в молитвословиях. Более того, во многих храмах существуют так называемые народные песнопения, когда многие церковнославянские тексты пропеваются всем приходом, всеми прихожанами. Поэтому я в тексте доклада Святейшего Патриарха увидел именно призыв к тому, чтобы изучать традиции Церкви, к тому, чтобы больше говорить о необходимости изучения нашего церковнославянского языка и прилагать все усилия, чтобы прихожане его поняли.

В некоторых духовных учебных заведениях в так называемых училищных, семинарских храмах существует практика параллельно с церковнославянским языком вычитывать, например, чтения “Апостола” на русском языке. Но делается это в учебных целях, для того чтобы обучающиеся могли почувствовать разницу между красотой церковнославянского и обыденностью современного языка. И там, где существует такая практика на приходах, конечно, она должна согласовываться прежде всего с духовным состоянием прихода. Святейший Патриарх как раз об этом и говорил: возможные изменения в конкретных случаях должны согласовываться с тем духовным состоянием прихода, которое есть, и с теми возможностями, которые есть на приходе.

Но, насколько я это понимаю, тема русификации богослужения никоим образом не может входить в так называемые общие традиции Церкви. Речь идёт о частных случаях, но никак не об общецерковных решениях, где бы ультимативно предлагалось то или иное решение о переходе на русский язык. Поэтому те, кто обратил внимание на эту часть доклада Святейшего, касающуюся введения русскоязычных текстов, не должны беспокоиться, поскольку на общецерковном уровне такого рода вопросы, как мне представляется, не будут решаться, не будут обсуждаться. Речь всего лишь идёт о конкретных духовных нуждах конкретных приходов.

– Святейший обратил внимание и на то, что не должны размываться границы общения пастыря и мирян, что не должно быть панибратства…

– Это, возвращаясь к теме исповеди и участия пастыря в духовной жизни конкретного прихожанина, абсолютно важная мысль! В рамках обучения в семинарии студентам преподаётся так называемое пастырское богословие, которое ярко и очень чётко концентрирует внимание на необходимости соблюдения пастырской этики. Она предполагает соблюдение определённой дистанции между пасомым и пастырем. Но эта дистанция должна быть абсолютно правильно нами понимаема. Так называемое панибратство не может быть проявлением пастырского бескультурья, неуважения к человеку, не может и не должно быть проявлением каких-то худших сторон личности пастыря.

Однако я не могу себе представить такую картину, когда добрый пастырь 80–90 лет, который, как говорится, Богом поцелован и имеет благодать Святого Духа проявлять любовь к своим пасомым, чтобы он не имел возможности аккуратно приобнять своё духовное чадо, проявить к нему свою искреннюю человеческую любовь. Поэтому это “панибратство” должно нами правильно пониматься, а то мы так вообще отвыкнем от определённой допустимой тактильности в отношениях. Простите, но будем бояться подойти к прихожанину и даже бояться благословить его рукой, чтобы он в силу сложившейся православной традиции сделал ответный жест. Мы не должны этого бояться, это должно присутствовать в наших отношениях с мирянами в соответствии с установленными Богом традициями. Речь, по всей видимости, идёт о каких-то редких, я надеюсь, исключительных случаях того, когда пастырь является соблазном, в евангельском смысле этого слова, для окружающих людей. Этого, конечно, быть не должно. Я не считаю это какой-то существенной проблемой в рамках, например, нашей Смоленской епархии и надеюсь на то, что каждый из наших пастырей будет проявлять правильное, должное отношение к пасомым чадам Божьим.

2020-01-09-5

О болезненной теме пожертвований

– Простите, Владыка, но не могу не затронуть ещё одну тему – тему пожертвований мирян Церкви. Похоже, что эта тема сегодня стала весьма болезненной для многих…

– К сожалению, в силу определённых обстоятельств жизни народа, связанных с сокращением доходов населения, пожилое поколение прихожан имеет возможность в меньшей степени совершать пожертвования во время посещения богослужений. И мы можем видеть наполненные людьми храмы, но при этом так называемая доля пожертвований действительно резко сократилась. Люди в силу определённых обстоятельств жизни не имеют сегодня возможности совершить пожертвования в том размере, в котором они могли совершать их несколько лет. Здесь, наверное, нужно привлекать специалистов в области экономики, я некомпетентен в этой теме. Но, по общему мнению духовенства нашей епархии, все сходятся в том, что в определённом смысле доходы населения, особенно пожилого населения, находятся сегодня в худшем состоянии, чем прежде. Мне трудно как-то более точно сформулировать эту тему, но в определённом смысле есть вопросы по финансовому благополучию населения. И это вопросы, разумеется, не к Церкви. Но пока факт остаётся фактом: пожертвований в храмы стало меньше, хотя людей стало приходить в храмы больше…

– Боюсь, что “друзья” Церкви сейчас закричат о поборах…

– Эта тема легко гасится, когда мы начинаем говорить о расходах, которые сегодня несёт Церковь на своё социальное служение. Эти расходы формируются как за счёт пожертвований простых мирян, так и за счёт помощи благотворителей, частных предпринимателей, которые, кстати, в большинстве своём по доброй христианской традиции не афишируют себя, но реально делают благие дела.

Часто и в большинстве своём эта помощь осуществляется не в деньгах, а в конкретных строительных материалах, когда, например, нужно отремонтировать храм или построить здание воскресной школы. Искренне благодарны мы и тем благотворителям, которые помогают продуктами, одеждой, какими-то бытовыми вещами, учебниками, тетрадями и так далее для подопечных наших социальных учреждений и для всех нуждающихся, кто обращается за помощью в наши приходы. Статистика такой помощи приходами ведётся, но мы не стараемся в епархии аккумулировать и собирать эти конкретные сведения, потому что абсолютно доверяем своим православным общинам.

Большинство прихожан и благотворители, даже малые благотворители, совершая пожертвования, следуют заповеди Христа из Его Нагорной проповеди: “Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая”. Многие так и жертвуют, осознавая, что Бог точно знает, какую лепту и в каком объёме они совершили и угодна ли Богу эта лепта с их стороны.

Не могу не сказать и о том, что есть и определённая помощь со стороны государства на наши конкретные социальные проекты, которая осуществляется через систему Президентских грантов.

Но ещё раз повторю: все эти средства идут не на обогащение конкретных церковнослужителей, а на реализацию тех социальных проектов, которые заметны в обществе. Эти проекты может увидеть и при желании может принять в них участие всякий человек, желающий окунуться в жизнь Церкви.

О судьбе разрушенных храмов

– Владыка, Вы упомянули 15 восстанавливаемых храмов в Смоленской епархии. Смоленщина среди других регионов богата на старинные храмы. Но, с другой стороны, это ведь и серьёзная проблема, на которую также требуется немало средств и сил…

– Это очень важный вопрос, касающийся имущественных отношений и имущественных обязательств Церкви. Церковь – это общность людей, объединённых единой верой во Христа, в таинствах Церкви. Но Церковь – это и древние храмы, которые, слава Богу, дожили до наших времён и требуют уважительного, бережного отношения. И, конечно же, реставрационных работ. Храмы XII века в Смоленске находятся на особом счету у государства, являются федеральными памятниками культуры. Большого объёма реставрационных работ, а также постоянных противоаварийных и иных поддерживающих мероприятий требует и Успенский кафедральный собор Смоленска, чтобы сохранять его в должном состоянии как историко-культурный объект.
И в этой связи Церковь несёт определённые обязательства перед государством в соответствии с федеральными законами. Но без помощи государства и общества невозможно полностью, только лишь со стороны Церкви, обеспечить необходимое поддержание в должном виде всех этих памятников.

В нашей епархии 119 действующих храмов. А сколько храмов, которые не находятся на балансе Церкви, потому что находятся вне населённых пунктов, вне жизни церковных общин, когда конкретные люди во главе со священником не имеют возможности взять храм под своё попечение и он находится в руинированном состоянии! Трагедия большинства этих храмов уходит корнями в прошлое – и в годы атеистических гонений на Церковь, и в лихолетье Великой Отечественной войны, и в тот период, когда многие сёла были объявлены так называемыми бесперспективными… Всё это в совокупности и создало удручающее состояние храмов в глубинке.

И их, к сожалению, немало. В наступившем, 2020 году мы совместно с департаментом Смоленской области по культуре и туризму при поддержке губернатора Алексея Владимировича Островского будем проводить дополнительные мероприятия по уточнению реестра этих храмов, находящихся в отдалении от населённых пунктов. Этот реестр есть, но надо его уточнять, уточнять состояние этих памятников и затем, конечно, положительно решать вопрос об их судьбе. Каким образом? Надо думать совместно – и Церкви, и власти, и обществу, поскольку дело это финансово очень затратное и в плане реставрации, и в плане дальнейшего их содержания и использования. Как, впрочем, и дело возрождения архитектурных шедевров многих старинных усадеб – они также требуют нашего общего внимания. Конечно же, и государство в лице федеральной власти, как мне представляется, должно принимать в этом активное участие. Я убеждён, что Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл делает всё необходимое для того, чтобы государство обратило внимание на эту проблему. В меру своих финансовых возможностей прилагает усилия в решении этой проблемы и наша региональная власть. Поэтому голословные обвинения со стороны так называемых “друзей” Церкви в том, что она абсолютно не заботится о руинированных храмах в глубинке, не выдерживают никакой критики. Церковь всегда готова пояснить по каждому конкретному случаю, что происходит, какие она предпринимает усилия.

2020-01-09-4

О законопроекте про семейно-бытовое насилие

– Ещё одна болезненная для общества тема, буквально взорвавшая в конце минувшего года информационное пространство, – законопроект о так называемом семейно-бытовом насилии. У Церкви, насколько известно, есть своя позиция по этой теме…

– Если позволите, я отвечу не только как представитель Церкви и смиренный послушник Патриарха, но и как кандидат юридических наук. Проект федерального закона “О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации” без пояснительной записки, как это обычно принято, был размещён для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Совета Федерации 29 ноября 2019 года, а затем был уточнён 22 декабря 2019 года.

Но в том виде, в котором он есть на сегодня, законопроект, безусловно, вызывает определённую общественную дискуссию. В том числе и определённые размышления со стороны Церкви. И потому Святейший Патриарх Кирилл и некоторые специалисты от лица Церкви посчитали необходимым прокомментировать его. И это абсолютно правомерно: поскольку текст опубликован для общественного осуждения, то почему бы Церкви как представителю гражданского общества также не поучаствовать в его обсуждении. Ведь этот законопроект, если он будет принят в качестве закона в том виде, в котором есть сейчас, очень во многом фундаментально определит ситуацию, связанную с семьёй в нашем обществе. Не случайно Церковь называет семью малой церковью. Ведь именно там, в малой церкви, зарождаются, воспитываются и развиваются основы жизни общества. И те ценности, в том числе духовно-нравственного характера, которые возникают, формируются и кристаллизуются в семье, – они потом ярко выражаются в жизни всего общества.

Что касается конкретно законопроекта, то его текст, который сейчас размещён на сайте Совета Федерации, явно расходится по своим действительным целям с декларируемыми его авторами целями по обеспечению профилактики насилия в семьях. Публично заявленные цели законопроекта не совпадают с прогнозируемыми реальными результатами его реализации в случае принятия данного проекта закона, поскольку все его положения в действительности, как мне представляется и представляется другим специалистам, более компетентным, чем я, не будут способствовать решению задач профилактики семейно-бытового насилия. В проекте данного предлагаемого закона отсутствует надлежащие фактические и юридические основания, детерминирующие необходимость принятия этого законопроекта: не изложены те основания, которые объясняют необходимость его принятия. Законопроект характеризуется множеством критических недостатков, в том числе концептуального и юридического характера. Он противоречит целому ряду статей Конституции Российской Федерации, международным актам о правах человека, Семейному кодексу Российской Федерации. По прогнозируемым результатам реализации он значительно расходится с целями и задачами государственной семейной политики, принятой в Российской Федерации. Поэтому принятие данного законопроекта в определённом смысле, как это представляется, вступит в существенное противоречие с фундаментальными международными и конституционно гарантированными правами семей. Прежде всего – семей с детьми, детей и их родителей, законных представителей, с публичными интересами и публичным порядком в Российской Федерации. Законопроект в случае его принятия будет способствовать массовому нарушению конституционных прав и законных интересов граждан, семей, прав ребёнка. И в некотором смысле послужит разрушению института семьи в России. Это связано именно с той редакцией, которая опубликована. В данном виде, в этой редакции проекта, он пока выглядит очень сырым и неприемлем с правовой и социальной точек зрения. Конкретику по данному вопросу высказывают очень многие представители Церкви и представители экспертного сообщества, дружественного с Церковью. Они, например, указывают на очень широкие права, которые даются этим законопроектом не совсем конкретно прописанным организациям, которые могут с разрешения государства в соответствии с этим проектом федерального закона вмешиваться в личную семейную жизнь каждой конкретной семьи. Компетентность подобных организаций или лиц и, что принципиально важно, их ответственность вообще нигде не прописаны, что может вызвать очень негативные последствия.

Словом, сама идея законопроекта благая, но он совершенно очевидно требует значительной доработки и широкой общественной дискуссии, в которой должны принять участие все заинтересованные стороны. В том числе – Русская Православная Церковь.

Мне представляется, что при работе над законопроектом обязательно должен быть услышан голос Церкви! Церковь готова представить целый ряд своих предложений. Её компетентные эксперты (я про себя не говорю, поскольку не являюсь экспертом в области семейного права) готовы внести существенный позитивный вклад в формулировки и положения проекта федерального закона, что позволило бы значительно его улучшить и убрать из него те противоречия, которые очевидны. Законопроект требует существенных доработок, это очевидно.

О попытках раскола и – единении

– Ещё одна тема в минувшем году волновала и, судя по всему, продолжит волновать всех, кому небезразличны судьбы Православной Церкви. Это – тема раскола, внесённого так называемой Украинской православной церковью Киевского патриархата, поддержанной Константинопольским патриархом Варфоломеем. По поручению Патриарха Кирилла Вы совершили ряд поездок и встреч с предстоятелями Поместных Церквей за рубежами нашего Отечества. Можно ли рассказать об этом подробнее?

– Отвечая на ваш большой сложный вопрос, считаю своим долгом сделать некоторые смысловые пояснения. Раскола как такового в Православной Церкви, как мне представляется, не произошло. Есть определённые раскольнические действия, которые совершают отдельные иерархи. И в первую очередь это действия патриарха Константинопольского Варфоломея. Но, как правильно обозначил в своём решении Священный Синод Русской Православной Церкви во главе Патриархом Кириллом, мы не разрываем наши добрые отношения с теми иерархами, с теми священнослужителями, с теми мирянами, которые остаются приверженными Единой Святой Соборной Апостольской Церкви и неизменно сохраняют учение Вселенской Православной Церкви. Точечные, выверенные формулировки, которые предлагаются Священным Синодом, говорят о том, что мы прекращаем поминовение иерархов Константинопольского патриархата, не участвуем в совместных богослужениях с теми, кто вступил с раскольниками на Украине в евхаристическое единение. Но мы считаем своим долгом продолжать братские взаимоотношения с теми иерархами, которые не совершили этих шагов. Это решение Священного Синода строго выверено в древних канонах Православной Церкви. Но с теми архиереями, даже в рамках той поместной Церкви, предстоятель которой отступил от Православной веры, которые не придерживаются этих раскольнических позиций, мы продолжаем поддерживать братские взаимоотношения. Это правильная позиция Патриарха Кирилла, которая в целом поддерживается всей Русской Православной Церковью и, безусловно, поддерживается и нашей Смоленской митрополией.

По поручению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках братских паломнических визитов я совершил поездки в Польшу, Эстонию и Финляндию. И везде было общение с Предстоятелями Церквей.

Позиция Польской Православной Церкви в отношении раскольников на Украине и действий Константинопольского патриарха абсолютно чёткая: Польская Православная Церковь всем Архиерейским Собором осуждает раскольничество и поддерживает усилия Русской Православной Церкви. Поэтому были мои самые добрые встречи с Предстоятелем Польской Православной Церкви Блаженнейшим митрополитом Саввой, совместные служения с ним, с архиереями Польской Православной Церкви.

В Эстонии я посещал Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Таллиннского и всея Эстонии Евгения, служил с ним. Там, поскольку эта Церковь является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, нет никаких тенденций к каким-либо раскольническим действиям.

В Финляндию я совершал поездку в связи с юбилеем прихода Московского Патриархата в Хельсинки. И по поручению Святейшего Патриарха Кирилла встречался с Предстоятелем Финляндской Православной Автономной Церкви архиепископом Львом. Юридически подчиняясь Константинопольскому патриарху Варфоломею, несмотря на многолетние отношения и даже давнюю дружбу с Патриархом Кириллом, он вынужден, как это он сам формулирует, придерживаться позиций Константинополя. Но он максимально, насколько это возможно, старается не вступать в общение с украинскими раскольниками.

В ситуации, касающейся раскольников на Украине, как об этом открыто говорит Святейший Патриарх Кирилл и свидетельствует председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, на Поместные Церкви чувствуется сильное давление со стороны государственной власти и даже надгосударственных сил. Тех сил, которые заинтересованы в сокращении, а в конечном итоге – полном прекращении братских отношений между Русской Православной Церковью и иными Поместными Православными Церквами.

Ситуация очень сложная. Соответствующие представители иных стран в ранге чрезвычайных и полномочных послов приезжают к предстоятелям Поместных Церквей и начинают оказывать определённого рода давление, говорят им о том, какой позиции они должны придерживаться. Конечно, найти этому буквальное подтверждение очень трудно, нужно быть во время этой встречи. Но те сведения, которые к нам поступают из различных проверенных надёжных источников, к сожалению, об этом прямо свидетельствует. И есть определённый интерес со стороны так называемых “друзей” Церкви за океаном, которые осуществляют эту политику и высказывают недружественную позицию по отношению к Русской Православной Церкви, которая, безусловно, в нашем Отечестве, в нашем обществе, несёт очень важную миссию. Эта миссия Церкви прежде всего связана с тем, что она создаёт стабильность и мирные межрелигиозные и межнациональные отношения в нашем обществе. Русская Православная Церковь свидетельствует о мире, о правде Божией, и это в определённом смысле создаёт духовное благополучие в нашем обществе. Эта важная роль Русской Православной Церкви огромна, она очевидна и понятна даже людям, живущим за пределами нашего Отечества. Видна активность Церкви, видна её решающая роль в социальной политике, видна её помощь на всех уровнях нуждающимся людям, её миротворческая миссия. И не секрет, что у ряда сил, недружественных России в целом, существует заинтересованность эту роль Церкви умалить, снизить её роль в обществе и её роль на внешнецерковных уровнях. Поэтому за рубежом, на территориях иных канонических Поместных Православных Церквей существует, к сожалению, в определённом смысле вот такое внешнеполитическое давление…

– И прогнозы, похоже, пока неутешительные?

– Трудно давать какие-то прогнозы. У нас всегда была и будет надежда на то, что Пастырь и Начальник наш Христос – Господь наш, который является Главой всей Церкви, поможет преодолеть эти непонимания, поможет нам выстоять в этом противостоянии с противниками Церкви. Поможет нам, представителям Поместных Православных Церквей, наладить друг с другом взаимопонимание и преодолеть раскольнические тенденции, которые наметились во Вселенской Церкви. Поверьте, есть очень много здравомыслящих иерархов, пастырей, есть очень много добрых мирян, которые не хотят никаких раскольнических действий, и в этом мы все вместе должны им и друг другу оказать всяческую поддержку.

– Дай Бог! Эту поддержку в минувшем году можно было видеть и на примере Смоленской епархии. Это и замечательная фотовыставка в КВЦ имени Тенишевых, посвящённая Православию в Польше, и встречи на смоленской земле с представителями Польской Православной Церкви. В новом году эти контакты планируется продолжить?

– Да. Мы планируем обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу за благословением на проведение в Смоленске выставки, посвящённой архитектуре, культуре и святыням святой горы Афон. Планируем провести эту выставку по благословению Святейшего Патриарха в новом году в нашем городе. Те благотворители, которые в разных Поместных Церквах проводят эту выставку, готовы откликнуться на мою просьбу. С ними я встречался в рамках посещения празднования памяти Святителя Николая Чудотворца в Бари, и там мы разговаривали о том, что можно было бы с выставкой, посвященной святыням Афона и афонской жизни, познакомить православных смолян.

Кроме этого, получено благословение Святейшего Патриарха экспонировать в Смоленске выставку, посвящённую Туринской плащанице. Дата уточняется, но мы надеемся, что это событие произойдёт в первой половине года. Об этом мы получили уже все необходимые извещения и будем ждать указаний Московской Патриархии, когда выставка может быть привезена в наш город. В один, если я не ошибаюсь, из пяти городов, которым благословлено проведение этой выставки.

В новом году планируется и много других культурных и церковных мероприятий. Мы постараемся сделать так, чтобы жители города Смоленска, все верующие православные, да и неверующие люди, – чтобы все смогли почерпнуть то впечатление, которое Православная Церковь оставляет своим присутствием в светском обществе.

2020-01-09-7

2020-01-09-6

2020-01-09-3

О визите Патриарха, юбилее Победы и – ежедневных подвигах служения

– Позвольте уточнить: чем ещё будет знаменателен наступивший год для Смоленской епархии?

– Прежде всего – это визит Святейшего Патриарха Кирилла, который планируется на конец летнего периода. Святейший Патриарх помимо богослужений в Смоленске и встречи со смолянами хотел бы совершить свой Первосвятительский визит в город Гагарин. Об этом он сказал мне и губернатору Алексею Владимировичу Островскому 4 ноября 2019 года, когда по его приглашению делегация смолян участвовала в Патриаршем богослужении в Успенском соборе Московского Кремля. Он сказал, что в своё время обещал жителям Гагарина сделать всё, чтобы был восстановлен Благовещенский собор города. И он хочет сдержать своё слово. В этой связи он обратился к губернатору и к Вяземской епархии, а также в целом к Смоленской митрополии с просьбой предпринять совместные усилия и привлечь благотворительные, внебюджетные средства на то, чтобы общими усилиями восстановить Благовещенский собор. Святейший хотел бы совершить в нём богослужение в дни своего визита на Смоленщину в 2020 году.

Алексей Владимирович Островский по возвращении из Москвы оперативно провёл на месте, внутри Благовещенского храма, рабочее совещание, где определил сроки, реализация которых достижима, чтобы достойно подготовиться к визиту Святейшего.

Мы искренне надеемся, что с Божьего благословения и при поддержке определённых благотворителей мы сможем общими усилиями восстановить к визиту Патриарха в город Гагарин и его встрече с дорогими его сердцу жителями города Гагарина этот величественный храм.

Безусловно, следующий год ознаменован юбилеем Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Всё духовенство епархии, прихожане, все приходы примут самое активное участие в подготовке к этому юбилею, ещё раз пристально обратив внимание на живых ветеранов войны, оказав им всяческую помощь и духовную поддержку. Обратив внимание и на те памятники, которые стоят на могилах погибших героев, на необходимость совместно с обществом, государством приведения их в должный порядок.

Среди важных событий наступившего года, конечно же, и успешно реализуемый Смоленской епархией проект по развитию международного молодёжного культурно-познавательного туризма “Жемчужное ожерелье Святой Руси”, второй его этап, который был, как и первый, поддержан конкурсом Президентских грантов. Предстоит большая работа по реализации этого проекта: поездки в Брест, Минск, Москву и в наши малые города, в регионы России и Беларуси, которые объединены этим проектом.

Немало полезных и интересных патриотических мероприятий пройдёт в рамках воскресных школ. Наши священники пойдут в общеобразовательные школы, в том числе – с рассказами об объективно положительной роли Церкви в годы Великой Отечественной войны в рамках общей борьбы нашего народа за Победу.

Это – из крупных мероприятий. Но есть и текущая работа, которая никуда не денется, – ежедневная богослужебная жизнь приходов. Это те радости и те скорби, которые переживает конкретно каждый приход, совершая своё служение Богу, совершая своё служение ближним, выполняя действительно огромную духовную, просветительскую, образовательную, культурную работу.

Каждый год у нас не одна сотня культурных мероприятий проходит и на уровне региона, и на уровне муниципальных образований, и на городском уровне. Из ближайших, весенних, – Фестиваль постной кухни, Пасхальный концерт, а также большой концерт, посвящённый юбилею Победы. Всеми этими мероприятиями мы свидетельствуем о том, что мы на самом высоком уровне стараемся осуществлять православную миссию на нашей древней Смоленской земле…

Если позволите подвести итог, то я ещё и ещё раз искренне хотел бы поблагодарить “Смоленскую газету” за то, что редакция газеты во главе с главным редактором находит возможным публикацию материалов о жизни православных приходов, о судьбах священников и мирян. О замечательных людях, которые, может быть, незаметны в обществе в целом, но которые вносят свой существенный вклад в нравственное, духовное оздоровление общества каждый на своём, как говорится, боевом участке. Почему боевом? Да потому что прежде всего в духовной жизни нам приходится бороться с самими собой – со своей леностью, своим нерадением, с желанием побольше отдохнуть, с поиском каких-то развлечений и радостей. Но это не значит, что Православие – это безрадостная религия. Это неправда! Господь создаёт всё необходимое для того, чтобы все мы радовались нашей жизни в Боге. И он даёт нам силы и способности преодолевать свою греховность и помогать людям совершать свой жизненный путь со всеми теми трудностями, которые есть.

Жизнь священника специфична. И так называемая тема выгорания от священнического служения, которая сегодня так часто звучит, она связана именно с тем, что к священнику люди приходят, как правило, не с радостями, а в основном с горестями. И священник все эти их горести близко к сердцу принимает, впитывает в себя, сопереживает, реагирует теми пастырскими методами, которые возможны. И, конечно же, на нём отражается весь тот негатив, все те беды, несчастья, которые в обществе происходят. Но Господь каждому, искренне совершающему своё служение, – и священнику, и мирянину – даёт необходимую, глубочайшую, непередаваемую радость, опираясь на которую возможно совершить любые, самые невероятные позитивные подвиги, к которым человек призван.

Поэтому, дорогие мои, каждый на своём поприще давайте будем искренне совершать своё служение: священники – священническое служение, миряне – своё служение мирянина в качестве врача, педагога, рабочего, крестьянина, чиновника… И тогда Господь, если мы будем искренне совершать наше служение, даст всё необходимое – и радость, и здоровье, и благополучие. Конечно же, Он пошлёт нам и испытания, чтобы мы не расслаблялись, но в целом даст нам возможность благодарить Его и саму жизнь за то, что она у нас есть!

Наступил новый календарный год, мы отметили и светлый праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Искренне желаю всем читателям, всем жителям нашего региона помощи Божией, благословенных успехов в труде, благополучия в семьях, здоровья и всего того, что служит на благо нашего Отечества и на пользу каждому человеку, живущему в нашем регионе!

Игорь Красновский
Фото: пресс-служба Смоленской епархии

Источник: smolgazeta.ru

Главная > Беседа > Митрополит Исидор: “Мода быть православным прошла. А число искренне верующих людей, приходящих в храмы, – увеличилось”