Обновления

Духовные беседы. Радость у порога

Главная > Беседа > Духовные беседы. Радость у порога

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы поговорим о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. О нем мы знаем с раннего детства, прежде всего, как о первом весеннем празднике. И, конечно же, помним пушкинское “На волю птичку выпускаю…” Однако в этом двунадесятом торжестве есть несколько очень важных духовных моментов, о которых в суете забот земных мы едва ли когда задумываемся.
Об этом наш разговор с секретарем Смоленского епархиального управления иеромонахом Серафимом (Амельченковым)2012-04-07_2

– Отец Серафим, в чем духовный смысл праздника Благовещения?

– Благовещение Пресвятой Богородицы – это один главных праздников церковного года. В этот день Церковь вспоминает событие, имевшее место более двух тысяч лет назад. Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил Ей о том, что наступает время пришествия в мир долгожданного Мессии, Избавителя человеческого рода, и что Он по плоти родится именно от Нее. Эта весть была “благой”, то есть доброй, радостной, поэтому и праздник получил название “Благовещение”. Ведь с самого момента грехопадения и изгнания из рая люди ждали Христа, Который бы пришел и спас их от греха смерти, вновь открыл врата Царства Небесного. И вот этот счастливый момент настал. Пресвятая Дева Мария призывается Богом послужить спасению человечества, став Матерью Сына Божия. Принесенную архангелом благую весть Она приняла со свойственным Ей смирением, сказав: “Се раба Господня”. Кстати сказать, главная книга Священного Писания Нового Завета – Евангелие собственно и переводится на русский язык точно также – “Благовещение”, потому что в ней передается радостное повествование о спасении людей, совершенном Господом Иисусом Христом, а также содержится данное Им учение, следуя которому мы можем это спасение получить. Во всем этом и состоит смысл праздника Благовещения.

– Традиция отпускать на волю птиц воспринимается как знак освобождения души от греха?

– Традицию выпускать птиц в праздник Благовещения правильнее понимать не как знак освобождения души от греха – сама по себе без помощи Божией человеческая душа не может победить грех, – а как знак того, что Сам Господь приходит на землю и Своими собственными руками совершает освобождение людей от власти греха, диавола и смерти. Ради спасения человечества Спаситель приносит Себя в искупительную жертву. Символическое отпускание птиц имеет целью призвать людей раскаяться в грехах, освободить свою душу от всего того, что ее отягощает и всем своим существом, подобно птицам небесным, устремиться ввысь, к Господу Богу.

– Насколько правильно понимается эта традиция сегодня? Не стало ли это действо просто красивым обрядом?

– В старой России, до революции и даже в первые два десятилетия довоенного времени, как мне рассказывала моя бабушка, на Благовещение всегда выпускали птиц, это была особая радость, как для детей, так и для взрослых. Но тогда люди понимали и весь глубокий смысл этой традиции, совершали ее не просто в качестве красивого обряда, как это нередко можно наблюдать сейчас, а старались себя духовно очистить перед праздником Светлого Христова Воскресения – Пасхи.

– Как широко эта традиция распространена в епархии?

– В нашей Смоленской епархии эта традиция была возрождена чуть более пяти лет назад. На Благовещение после Божественной литургии правящий архиерей направляется в городской Лопатинский сад, где вместе с главой города Смоленск выпускает на волю птиц. Это очень красиво и радостно. Дети веселятся, школьники делают выставку своих поделок весенней тематики. Замечательно, что наш народ возвращается к своим историческим и духовным корням. Хочется, конечно, чтобы это возвращение было не только внешним, так сказать фольклорным, но, прежде всего, имело глубокую внутреннюю сторону, чтобы все старались в этот день прийти в храм, помолиться за богослужением, покаяться в грехах, причаститься Святых Христовых Таин, стать чище и лучше.

– Почему именно на Царских вратах пишется образ Богоматери и Архангела Гавриила?

– В Церкви все очень глубинно и знаково, символы в церковной традиции имеют большое значение. Так, Царские врата в храме символизируют собой врата Царства Небесного, врата Рая, врата Вечной Жизни. Весть о том, что открыть эти врата для нас приходит Сам Господь и была сообщена Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом. Поэтому на Царских вратах в храмах помещают изображение сцены “Благовещения” – явления Архангела Гавриила Пресвятой Деве с радостной новостью о скором пришествии Того, Кто откроет людям врата Спасения.

– Этот двунадесятый праздник, как правило, случается в Великий пост. Известно, что в день Благовещения разрешается вкушение рыбы. А в чем еще христианин может иметь послабления, в том числе, кроме еды?

– Действительно, практически всегда праздник Благовещения Пресвятой Богородицы попадает на пост, порой даже на Страстную седмицу, хотя иногда выпадает и после Пасхи, а иногда и на саму Пасху, в этом случае праздник получает название Кириопасха – “Господственная Пасха”, то есть особая. Если говорить в буквальном смысле о послаблениях, которые бывают в праздник Благовещения, если он попадает на пост, то Вы забыли сказать о том, что в этом случае помимо рыбы разрешается еще и вино (о. Серафим улыбается. – Ред.). В литургическом же смысле на Благовещение совершается особо торжественное богослужение, отличное от повседневных постовых служб. Все уже дышит ожиданием Праздника праздников – Святой Пасхи. Ну а вообще, пост – ведь это отнюдь не время уныния, это тоже своего рода праздничное время, но только не для тела, а для души. Если праздник для тела – это вкусная пища, напитки, различные увеселения, то праздник для души – это покой, тишина, очищение от греховной скверны через воздержание и покаяние. Праздник Благовещения очень хорошо показывает, что духовно радоваться можно и нужно даже тогда, когда мы совершаем очистительное постное поприще, ведь Господь всегда с нами, и это главное наше счастье.

– Как сочетать духовную радость этого праздника и следующую за ним самую печальную для христиан седмицу страстей Господних?

– Страстная седмица – это, с одной стороны, действительно, время скорби, когда все мы призываемся Церковью вместе с Господом Иисусом Христом духовно пройти путь Его страданий. С другой стороны, совершенно очевидно, что без Искупительной Жертвы Христа не было бы нашего спасения. Поэтому Страстная седмица как бы одновременно со скорбью соединяет в себе и торжество жизни – вечной жизни, дарованной нам Спасителем. Благая весть о спасении людей и страдания Господа, которыми это спасение совершено, стоят рядом. Нужно всегда помнить об этом, помнить о том, что мы, по слову апостола Павла, “куплены дорогою ценою” (1 Кор. 7: 23). В благодарении Богу за совершенное Им наше спасение и избавление должна сочетаться для христианина радость праздника Благовещения и скорбь Страстной седмицы.

– Благодарю вас, отец Серафим, за обстоятельную беседу, с наступающим вас праздником!

– Пользуясь случаем, всех сердечно поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Пусть Божия благодать коснется наших сердец, преобразит наши души и сделает нас достойными встречи Светлого Христова Воскресения!

Беседовал Владислав Благовестов

Главная > Беседа > Духовные беседы. Радость у порога