Обновления

Русь христианская

Главная > Беседа > Русь христианская

Сегодня в беседе со священником мы вспомним событие, предопределившее весь дальнейший ход истории нашей страны. Русь стала православной 1025 лет назад благодаря равноапостольному великому князю Владимиру Святославичу, память которого совершается 15 (28) июля. Об историческом выборе наших предков мы беседуем с секретарем Смоленской епархии, кандидатом исторических наук иеромонахом Серафимом (Амельченковым)
2013-07-05_1
– Отец Серафим, святого князя Владимира называют равноапостольным. Почему?

– Равноапостольными Церковь называет тех подвижников, труды которых равны и подобны трудам святых апостолов. Миссия апостолов заключалась во всемирной проповеди Евангелия. Благодаря их подвигу крещение приняли целые страны и народы, Христова вера была распространена по всему лицу Земли и приобрела вселенский масштаб. Но, как известно, апостолы, явившись основой Церкви, при жизни не стали свидетелями торжества Христианства. Прекращение гонений на Церковь и ее дальнейшее распространение уже в условиях свободы произошло спустя несколько столетий со времен апостольских. Миссионерское дело апостолов продолжили их приемники, которые, как уже было сказано, и называются равноапостольными. Среди них были как те, кто с рождения получил христианское воспитание, так и те, кто принял веру по особому Божественному призыву и затем распространил ее среди своего народа. Таковым для нас и является святой равноапостольный князь Владимир, которого можно также именовать апостолом и крестителем Руси.

– Личность князя Владимира достаточно противоречива. Мы имеем исторические свидетельства, как он, будучи еще язычником, вел братоубийственные междоусобицы, имел нескольких жен… Но потом, просвещенный светом Христианской истины, он меняется как человек. Можно ли сказать, что в его лице меняется вся Русь?

– До крещения князь Владимир, действительно, был грубым язычником, участвовал в братоубийствах, истово предавался сластолюбию и даже стал практиковать принесение человеческих жертв языческим богам. Но с принятием Христианства Владимир меняется коренным образом. Кардинально преображается его внутренний мир, характер и образ жизни. Из фанатичного язычника он становится добросовестным христианином, искренне преданным Богу и Его заповедям. Стоит сказать, что принятие Христианства князем Владимиром было его осознанным мировоззренческим выбором, его ответом на внутренний Божественный призыв, а вовсе не проявлением политической конъюктуры в условиях тогдашних международных отношений, как это пытаются преподнести некоторые тенденциозные историки. Вслед за князем крестилась его дружина – элита государства и общества и весь русский народ. С их стороны это был также осознный духовный выбор. И несмотря на то, что еще какое-то время в народной среде, в силу особенностей человеческой психологии, сохранялись те или иные чисто бытовые языческие пережитки, Русь раз и навсегда положила в основу своей национальной, духовной и культурной жизни христианские ценности и ориентиры. В результате из языческой Русь стала Святой и именно с таким эпитетом вошла в историю.

– Наверное, каждый человек, хотя бы немного знающий историю Руси, слышал рассказ об “испытании вер”, которое устроил Владимир прежде чем принять Православие. Как Вы считаете, насколько достоверно это событие?

– Трудно сказать, насколько летописный рассказ об “испытании вер” князем Владимиром соответствует реальным историческим событиям, какие элементы этого повествования имели место в действительности, а какие носят характер эпоса. Подобные рассказы о выборе веры есть в исторических и литературных памятниках других народов, что говорит об определенных традициях того времени, в соответствии с которыми данные повести создавались в иных странах. Однако совершенно очевидно, что прежде чем принять ту или иную религию, князь Владимир, как мудрый человек с широким взглядом, должен был достаточно хорошо познакомиться со всеми вероучениями. Скорее всего, это знакомство с религиями произошло не одномоментно, а продолжалось в течение какого-то времени. И, вероятно, князь давал какие-то свои оценки и выносил суждения. Всему этому так или иначе находятся подтверждения. Например, присутствие в рассказе проповедника Христианства в его западной традиции объясняется историками тем, что еще во времена княгини Ольги германский император присылал на Русь западных миссионеров. Впоследствии же все это могло стать фактической основой рассказа об “испытании вер” Владимиром, написанного по всем средневековым литературным канонам. Не может быть сомнений в том, что князь Владимир, действительно, испытывал, то есть тщательно знакомился с вероучениями, перед тем, как сделать судьбоносный выбор. А вот то, как это происходило, однозначно сказать невозможно.

– Весь христианский период нашей истории был достаточно тернист. Были моменты, когда наши предки едва не потеряли православную веру. Когда, на Ваш взгляд, риск этой потери был наибольшим и почему этого не произошло?

– В истории Руси было много тяжелых моментов, в которые возникала реальная угроза для нашего государства, Церкви и культуры. Однако, на мой взгляд, наиболее ужасным с религиозной точки зрения был советский период, в особенности 1920-30-е годы. Это время вполне могло стать роковым для религиозной жизни нашего народа и его души – Православной Церкви. Тогда впервые за тысячу лет в нашем Отечестве стали происходить беспрецедентные гонения на Церковь и любые религиозные проявления с целью их полного уничтожения. Закрытие и разрушение храмов и монастырей, осквернение святынь, физическое истребление духовенства и верующих в 1930-х годах поставили Церковь в нашей стране на грань исчезновения. Самым трагичным и вопиющим явилось то, что все это совершалось не кем-то извне, не какими-то интервентами, как это бывало в прежние века, а нашими людьми, подпавшими под разрушительное безбожное влияние. Но, как известно, “врата ада” не могут одолеть Церковь. Сокрушить Церковь невозможно, потому что в ее основе – Сам Господь Иисус Христос, принесший Себя в жертву для нашего спасения. Порой совершенно непонятным для нас образом Бог Своим промыслом через скорби и испытания останавливает злые человеческие устремления. Так, воинствующая антирелигиозная деятельность и гонения 1930-х годов в нашей стране были остановлены Великой Отечественной войной, в ходе которой изменился характер отношения советской власти к Церкви, стали открываться храмы и духовные школы, люди получили возможность, пусть и под страхом, участвовать в таинствах и обрядах. В этой связи совершенно согласен с известным историографическим суждением о том, что годы Великой Отечественной войны стали вторым Крещением Руси.

– Святые равноапостольные просветители других стран у себя на родине не просто почитаются, они там как национальные герои. Например, в Болгарии в честь святых Кирилла и Мефодия устраивается общегосударственный праздник с выходным днем. В Грузии день памяти святой равноапостольной Нины ознаменован шествиями и массовыми гуляниями… А вот в России день памяти нашего просветителя – князя Владимира – проходит тихо. Молодежь, возможно, и не знает об этом дне. Наверное, это неправильно?

– Святой равноапостольный князь Владимир и святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий являются для нас национальными героями в не меньшей степени, чем просветители других стран для живущих там народов. Историческое значение этих личностей для нашего Отечества и Церкви трудно переоценить. Проблема в том, что в течение более семидесяти лет наш народ насильственно отрывался от своих духовных корней, этно-религиозных традиций, исторической памяти. А то, что не вычеркивалось из истории, зачастую получало совершенно иную оценку и трактовку. Происходило своего рода нивелирование тех или иных исторических личностей, событий и явлений. Например, не отрицая важной роли князя Владимира, объединившего Киевскую Русь вокруг своего престола, совершенное им Крещение Руси преподносилось в советских учебниках лишь с точки зрения политического прагматизма. Между тем и в советское время фигура князя Владимира в истории оценивалась как существенная и в своем смысле героическая.

Впервые в послереволюционное время имя князя Владимира не только как политического деятеля, но как равноапостольного крестителя Руси, отца нации, зазвучало в 1988 году в ходе празднования 1000-летия Крещения Руси, проходившего на государственном уровне во всех регионах. Эти торжества имели широкий характер и были связаны с постепенным получением Церковью свободы в осуществлении своей миссии. В этом смысле можно сказать, что с данной юбилейной даты началось третье Крещение Руси.

Отрадно, что с 2010 года день 28 июля, когда совершается память святого князя Владимира, стал в России законодательно установленной памятной датой Крещения Руси. В этот праздник по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода во всех храмах Русской Православной Церкви совершаются торжественные богослужения, молебны, колокольные звоны, в епархиях организовываются церковно-общественные торжества и мероприятия. Одна из основных целей состоит в привлечении к данным торжествам как можно большего числа молодых людей и осознании ими своей причастности к великим христианским ценностям, единой семье христианских народов, Глава которой – любящий всех нас Господь Иисус.

– Через два года мы будем отмечать 1000 лет со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира. Какие епархиальные мероприятия Вам хотелось бы провести к этой дате?

– Помимо известных мероприятий, традиционно проводимых в рамках подобного рода дат, мне бы хотелось, чтобы в нашем древнем городе Смоленске появился памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Для этого, наряду с общими для всех основаниями, есть и много частных. Как и киевлян, князь Владимир лично крестил смолян в водах Днепра. Его потомки княжили в Смоленске. А наш “русский Иордан” – великая река Днепр берет свое начало на Смоленщине.

– Благодарю Вас, отец Серафим, будем надеяться, что с помощью местных властей и простого народа удастся воплотить этот замысел, а праздник Крещения Руси приобретет еще большую значимость!

Беседовал Владислав Благовестов

Главная > Беседа > Русь христианская