Обновления

Путь к блаженной вечности со Христом

Главная > Беседа > Путь к блаженной вечности со Христом

“Тайна сия велика есть” – говорил о браке апостол Павел. И в наши дни христианские супруги неизменно познают эту божественную тайну, соединяясь друг с другом в Таинстве Венчания. О венчании, его видимой и невидимой сущности рассказал нам в преддверии Дня семьи, любви и верности благочинный Рославльского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Михаил Гольцман.
2014-06-25_4

Фотогалерея

– Отец Михаил, поясните, что представляет из себя Таинство Венчания?

– Таинство венчания есть особое церковное священнодействие, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание взаимной супружеской верности. После этого их союз благословляется во образ союза Христа с Церковью, и им, говоря словами православного катехизиса, испрашивается благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. В этом классическом определении после слов “чистого единодушия” я бы поставил запятую. Ведь мы испрашиваем у Бога Его благой дар не только для рождения и воспитания детей. Как бы ни были важны в жизни каждой семейной пары дети, брак не исчерпывается ими.

В браке должна родиться настоящая чистая и вечная любовь (наличие при этом первого еще добрачного ростка – влюбленности – совсем не обязательно), должно умереть гордое своекорыстное “Я”, чтобы стать “Мы”. Через Таинство Венчания и духовное единение супругов, через совместное причащение от Святой Чаши христианский брак обретает совсем другое измерение, в нем появляется Господь. А вместе с Ним появляется надежда на достижение заповеданных нам единства и любви.

– Как готовиться к Таинству Венчания?

– Первое, с чего я бы посоветовал начать подготовку к Таинству, – это попробовать осознать духовную высоту того, что произойдет во время Венчания. Жених и невеста предстанут перед лицом Божиим и произнесут обеты верности друг другу. После этого Церковь будет молиться о даровании им Божественной благодати и благого жизненного пути. Церковь будет молиться, чтобы Божиим благословением и помощью двое стали одним, единым, неразлучным. Чтобы они прожили в любви и согласии, украшая свою жизнь благочадием и долголетием. Но ведь чтобы получить дар от Бога, надо быть достойным его.

Поэтому, второе – это подготовка. Прежде всего, сердца как средоточия человеческой жизни. Жених и невеста до брака непременно должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Исповедь снимет с них залежи нравственной и духовной грязи, очистит и обновит душу, подготовит к встрече со Христом. А причастие соединит с Ним вступающих в брак. Вспомним, что в первые века христианской истории отдельного Чина Венчания не было. Сочетание супругов происходило во время Божественной литургии, завершаясь, как можно полагать, причащением новобрачных от единой Чаши.

– Что может препятствовать христианскому браку? Насколько важно получить родительское благословение и благословение духовника?

– Нельзя венчаться некрещеным. Кроме этого, Церковь признает, но не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами. Браку может воспрепятствовать родство жениха и невесты: невозможен церковный брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

Для венчающихся в настоящее время обязательно наличие зарегистрированного государством брака. Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

Отсутствие родительского благословения или благословения духовника препятствием к браку не является. Однако здесь я бы посоветовал желающим вступить в брак не спешить и немного подумать о том, почему родители и/или духовник не дают благословения на брак. Ведь часто, чтобы адекватно оценить себя, необходимо взглянуть на себя со стороны, “другими” глазами.

– Стоит ли венчаться с супругом, который невоцерковлен?

– Каждый случай уникален, всегда лучше посоветоваться со своим духовником (если таковой имеется) или приходским священником. Общее правило: Церковь не благословляет брак, если один из желающих вступить в него (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Если же он верит во Христа, но только невоцерковлен, венчаться, конечно, стоит.

– Когда совершается и не совершается Венчание?

– Венчание не совершается в течение всех четырех многодневных постов, во время Сырной седмицы (Масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; накануне воскресного и постных дней, то есть по субботам, вторникам и четвергам в течении всего года; 10,11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои). В остальные дни церковного календаря венчание совершается.

– Какую роль при Венчании играют свидетели?

– Наличие свидетелей при совершении Таинства Венчания не обязательно. Ранее – в дореволюционной России – когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных обязательно совершалось при поручителях (свидетелях), которые, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них.

Если вы все-таки решили венчаться со свидетелями, то они должны быть православными, желательно воцерковленными людьми. Обязанности свидетелей при венчании по своей духовной сути такие же, как восприемников в Крещении: молитва и помощь в духовном возрастании, в данном случае – молодой семьи.

– Как проявляется сила Божия в Таинстве Венчания и как Бог помогает людям, живущим в христианском браке?

– Напомню слова одного известного духовника о том, что христианский брак – это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, но ведет их к Небу. Этот путь – не самодвижущаяся дорожка эскалатора. Идти по нему порой очень тяжело и человеческих сил на его преодоление просто не хватает. Но невозможное человеку возможно Богу. Важно понимать одно: через Таинство Церкви Христовой в пространство вашей семейной жизни вошел Господь, и главное для вас, чтобы Он оставался в ней. Надо просто жить, храня веру и верность, ища Бога и Царство Его, а остальное все приложится вам.

В нашей семье венчанный брак, мы венчались сразу после росписи более двадцати лет назад. За эти годы в нашей семейной жизни мы неоднократно переживали это особое чувство близости Бога и осознания Его помощи. Его не передать словами, оно иногда удивляет, дает одновременно и радость, и переживание собственного недостоинства милости Божией. Думаю, то доброе, что случалось в нашей семейной жизни, во многом результат тех горячих молитв, которые в 1993 году вознес о нас настоятель Трубчевского храма ныне покойный протоиерей Николай Жук.

– Как обвенчаться тем, кто уже много лет находится в браке и до сих пор не венчан?

– Общие требования к ним те же, что и к молодым: верный настрой и подготовка. Отмечу, что иногда те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. А если они сохранили любовь и верность в своих сердцах, если чувствуешь их единство и заботу друг о друге, то и венчать такие семейные пары неизменно радостно.

– Бытует мнение, что в век атеизма семьи были крепче, хотя венчались единицы и то – тайно. Соответствует ли это действительности?

– Дело здесь совсем не в атеизме, просто в общественной жизни тех лет отношение к браку было более христианским, чем сейчас. Развод, измены, сожительство без росписи или отсутствие девичьей чести однозначно осуждались. Люди не венчались, в их жизни мог отсутствовать духовный, самый главный аспект брака. Но душевное и телесное единство они сохраняли и дорожили им. Это не значит, что все было гладко и беспроблемно. Вспомните хотя бы о страшных цифрах количества совершенных в те годы абортов.

В наше время заметна некая поляризация. Открыты храмы, изданы духовные книги, вещают православные телеканалы. Но ведь и порок получил свободу, его мутные потоки со всех сторон льются на молодых и духовно неопытных ребят и девчат. Где ж им устоять под этим страшным натиском. Наша задача помочь им не потеряться в этой жизни, не споткнуться и не упасть. И если они не просто повенчаются почти не осознавая что же с ними произошло, если они научатся хранить полученную благодать, если они научатся жить не только ради себя, но и для других, если в их душе будет духовный стержень и опора, то не только их брак, но и сама их жизнь сможет принести добрый и богатый плод.

– Что бы Вы хотели бы пожелать людям, желающим вступить в брак?

– Основа брака – жертвенность, а сам брак называют “школой любви”. Поэтому желающим вступить в брак я хочу пожелать всегда учиться этой жертвенности, любви, самоотречению и заботе о ближних. Чтобы их будущий брак был мирен, чист и светел.

А еще я желаю им молитв, ведь хороший спутник жизни – дар от Бога. Заслужите его. Не живите “как все”, живите так, как заповедал Христос. Не замыкайтесь в себе. Будьте радостны и благодарны – за все и всегда.

Беседовала Виктория Самуйленкова

Главная > Беседа > Путь к блаженной вечности со Христом