Обновления

Вера и Победа

Главная > Беседа > Вера и Победа

9 мая наша страна празднует 70-летие Великой Победы. Русская Православная Церковь отмечает этот день поминовением воинов. И сегодня в беседе со священником мы поговорим о роли Церкви в победе над оккупантами, о духовных основах освободительного движения, о важности веры в деле сохранения мира и целостности государства. У нас в гостях настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца села Пригорское, благочинный Смоленского округа по районам, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии, протоиерей Роман Павлишов.

2015-04-28_1

– Отец Роман, Великую Отечественную войну считают толчком к началу религиозного возрождения нашей Родины, хотя впереди были еще несколько десятилетий официального безбожия. Сохранились ли какие-то воспоминания Ваших родственников, прихожан, знакомых о том, как смоляне приходили к вере во время войны?

– Период 1920-30 годов стал временем создания новой партийно-государственной модели, в которой не было места для религии. Задачей нового строя было уничтожение Церкви и искоренение религиозного сознания. В этом плане Смоленская земля представляла собой область с глубокими христианскими корнями, восходящими ко времени Крещения Руси. Согласно летописи, в 990 году святой равноапостольный князь Владимир крестил жителей Смоленска. Позже, в 1136 году во время княжения святого князя Ростислава была учреждена Смоленская епархия. Под покровом Божьей Матери “Одигитрии” смоляне на протяжение столетий сохраняли и защищали святую Православную веру, которая являлась образом жизни и утверждением государственности. Бесспорно, события 1917 года поколебали идеологические ориентиры многих, но интересно, что во многих источниках, сообщающих о событиях того времени, говорится о большом количестве заявлений общин верующих с просьбами открыть храмы и выпустить арестованных священнослужителей.

К сожалению, к началу Великой Отечественной войны на огромной территории Смоленской области действовало только четыре храма, что говорит о достижении цели Советского правительства – физическое уничтожение Церкви. Началом возрождения религиозной жизни на Смоленщине стало открытие Успенского кафедрального собора. 10 августа 1941 года после восьмилетнего перерыва вновь была совершена Божественная литургия, на которую собралось огромное количество людей. В нашем народе бытует пословица: “Пока гром не грянет, мужик не перекрестится, но как начнет креститься, так лопатой не остановишь”. Когда мы молимся с горячей верой, когда отступают сомнения и просимое становится реальностью? В моменты испытаний и тяжелых потрясений. Ужасы Великой Отечественной войны заставили наш народ вспомнить великое наследие Святой Руси и почерпнуть образцы веры и героизма. Вновь начали звучать на устах бойцов имена святых великих полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского. Сегодня часто мы слышим такую фразу: ” На войне нет атеистов”. Мне кажется, она очень правдивая. Вспоминаются слова нашего Патриарха Кирилла: “Я помню, как в послевоенном Ленинграде, когда так было мало церквей и в храм набивались тысячи и тысячи людей, помню себя мальчишкой еще дошкольного, а потом и школьного возраста, когда стоишь долгую Литургию, зажатый со всех сторон, почти ничего не видишь, потому что ростом еще мал, и только воспринимаешь эту теплоту человеческих тел, какую-то особую атмосферу. И особое впечатление всегда на меня производил момент, когда вдруг это множество стесненных в силу обстоятельств людей и одновременно объединенных силой своей веры начинала петь Символ веры. Это было потрясающе. У меня до сих пор в ушах это пение тысяч и тысяч людей в ленинградских храмах послевоенного времени”. Все мои деды не вернулись с войны, у бабушек в домах на стенах висели их портреты, а в углу – иконы. Каждая из них молилась Богу и говорила тогда нам – детям, простые слова: “Живите в мире… Война – это страшно”. Подлинное значение этих слов осознаешь годы спустя.

– Какова, на Ваш взгляд, непосредственная роль Церкви в приближении победы над врагом?

– Невзирая на страшное время политики государственного атеизма Советского строя, власти, которая практически полностью физически уничтожила Русскую Церковь, не удалось искоренить веру в людских сердцах. “Церковь не в бревнах, а в ребрах” – гласит народная мудрость. Именно вера стало чудом воскресения Церкви Христовой там, где она давно должна была умереть. Уже 22 июня 1941 года Патриарший Местоблюститель Сергий (Страгородский) обратился к пастырям и верующим с посланием, в котором выразил уверенность в том, что народ наш “с Божиею помощью и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу”. Вспоминая имена Александра Невского, Дмитрия Донского и “…неисчислимые тысячи наших православных воинов”, которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины, он призывает в “тяжкий час испытания” всякого помочь Отечеству тем, чем сможет. Митрополит Сергий говорит о том, что Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа, и сейчас Церкви нужны пастыри, несущие службу “ради Иисуса, а не ради хлеба куса… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины. Господь дарует нам победу” – такими словами заканчивается его обращение. За годы войны было множество подобных этому посланий, призванных поднять боевой дух, но уже в этом, самом первом, Русская Православная Церковь обозначила свою позицию во время войны. “Малодушного – ободрить и вразумить; огорченного – поддержать и утешить; колеблющемуся – напомнить о долге…” – в этом заключалась помощь Церкви в годы войны. Архиепископ Варфоломей Новосибирский и Барнаульский призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая Богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение теплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.

Митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в блокадном Ленинграде на протяжение всей блокады. “Зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет теперь весь русский народ” – гласило его обращение к верующим в вербное воскресенье. В первые годы войны в храмах Москвы было собрано более трех миллионов рублей на нужды фронта и обороны. В храмах Ленинграда собрали 5,5 миллиона рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за годы войны собрали в фонд обороны более четырех миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.

Активно участвовали священнослужители и в партизанском движении. На оккупированной территории они подчас являлись единственным связующим звеном между населением и партизанами. Священники укрывали отставших при отступлении красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. Десятки их были награждены медалью “Партизану Великой Отечественной войны”. Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в годы, когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Так, например, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 года Покровский женский монастырь исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 года.

– Говорят, что пока крепка вера, государство остается непобедимым. Но мы видим, что сейчас на нас обрушивается много того, что ведет к деградации личности, не говоря уж о вере или жизни по-христиански. Как себя вести простому мирянину? Ведь невозможно абсолютно отказаться от телевизора, компьютера, от походов по магазинам, от общения с неправославными людьми…

– Будет неверным сказать, что было время, когда перед христианином не возникало искушений. Опасность современных вызовов заключается в том, что они носят острый характер, который достаточно быстро ставит человека в состояние зависимости, и нередко уничтожения. Недавно, в беседе с человеком среднего возраста, мы затронули вопрос вызовов, которые бытовали в его юности. Он перечислил их немало, но они не вызывали быстрой ломки и полного порабощения человека. Когда же мы стали говорить о сегодняшнем дне, то ужаснулись от того, что всего одна проба запретного зелья делает человека навсегда зависимым и ведет к самоуничтожению.

– Возникает вопрос: “Как устоять, на что опереться?”

– Как верующие люди, мы знаем, что “невозможное человеку, возможно Богу”. Вера является для человека той духовной опорой, которая не только поддерживает, но и направляет, не только направляет, но и сохраняет. В связи с этим, хочу привести назидательные слова Святейшего Патриарха Кирилла: “Есть такое понятие – сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом – relax and enjoy – отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: “не напрягайся”, “смотри проще на вещи” или “что, тебе больше всех надо? – отдыхай”. Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель – комфорт, он и будет тратить на это свои деньги. Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см. Мф. 10:38). А как же “не напрягайся”? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу… Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. А что происходит с человеком, который карабкается в гору? Он напрягает свои силы, он совершает подвиг над самим собой, а иногда и подвиг спасения своего ближнего. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy — путь к совершенству. Это – путь к деградации, и не просто личности – человеческой цивилизации”.

– Ваш храм освящен в честь Георгия Победоносца. Именем этого святого назван орден, которым награждают воинов за особые заслуги. Как Вы считаете, почему именно святой Георгий стал олицетворением воинской доблести?

– Сегодня мы знаем о том, что замышлял фюрер и рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер, когда напал на Советский Союз в день празднования памяти Всех святых в земле Русской просиявших – порабощение русского народа, но сбыться этим планам не удалось. Победа “русского оружия” состоялась на Пасху 1945 года, которая праздновалась 6 мая – в день памяти святого Георгия Победоносца. Когда смотришь на образ святого Георгия, то видишь молодого юношу, являющего всем своим видом благородство, силу, молодость, красоту и веру. Все эти качества гармонично сочетались в жизни одного человека, который мог выбрать блестящую военную карьеру, сочетающуюся с личным комфортом жизни, но вопреки человеческой логике выбрал верность Богу, растворенную личным подвигом веры. Святой Георгий, поражающий змея, является символом – видимым, зримым, человеческим символом – борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.

– Отец Роман, благодарю Вас за интересную беседу! Примите от лица редакции поздравления с наступающим престольным праздником! Пусть Вам и Вашим прихожанам всегда помогает святой великомученик Георгий!

Беседовал Владислав Благовестов

Главная > Беседа > Вера и Победа