Обновления

Митрополит Исидор: “Когда человек требует духовного утешения, священник не имеет права ему в этом отказать”

Главная > Беседа > Митрополит Исидор: “Когда человек требует духовного утешения, священник не имеет права ему в этом отказать”

Традиционное новогоднее интервью митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора состоялось буквально в канун Рождества. Но речь зашла не об одном из главных православных праздниках, а о событии, которое стало в ушедшем 2020 году знаковым для всех нас, – о пандемии коронавируса, о том, какое влияние она оказала на жизнь общества и Русской Православной Церкви.

2021-01-13

Фотогалерея

Поддержка и утешение

 – 2020 год прошёл под знаком пандемии. Каким он был для Церкви и конкретно для Смоленской епархии?

– К сожалению, 2020 год и в целом для общества, и в частности – для Русской Православной Церкви прошёл под знаком пандемии. Знамя, которое Церковь всегда несла и будет нести до скончания века, – это знамя победы Христа над смертью. Исходя из этого, мы должны говорить о том, что Церковь всячески противостояла этой пандемии и, разделяя все те испытания, которые легли в целом на народ, Церковь находила в себе силы бороться со всеми теми обстоятельствами, которые привнесла в нашу жизнь пандемия, и противодействовать им. Особенно – той панике, которая первоначально у всех возникла. Церковь противодействовала этой панике силой Христовой, той благодатью Божьей, опираясь на которую, мы всегда преодолеваем различные бедствия.

Это испытание, которое можно, наверное, сравнить с какими-то более серьёзными и тяжкими испытаниями в истории нашего Отечества, ещё раз засвидетельствовало, что наша задача, задача верующих людей – всячески уповать на Бога, находить в Нём поддержку и утешение.

Мы убедились в истекшем году, что поиск этого утешения, этой помощи приносил свои обильные плоды: Господь укреплял всех нас, и Господь не дал нам подчиниться этой панике. И в результате мы смогли выработать своеобразный внутренний, духовный иммунитет. Милостью Божьей если и не смирились с этим моровым поветрием, а мы не можем никогда смириться с болезнью, то во всяком случае уже отчасти начали понимать, каким образом нам необходимо действовать, как себя вести в жёстких условиях пандемии. На что обращать внимание, а что, может быть, оставить позади. И что, может быть, перенести на перспективу, на какой-то второй план, обращая внимание только на главное, что есть в нашей духовной жизни. А главным в нашей духовной жизни, безусловно, является ценность человеческой жизни и способность человека получать спасение благодаря Церкви.

Ответственность каждого священнослужителя, каждого сотрудника Церкви – в том, чтобы быть не препятствием на пути между Богом и человеком, а быть помощником каждому человеку, стремящемуся к Богу. Пандемия как раз и показала нам те верные ориентиры, опираясь на которые, мы правильно смогли соотнести все наши возможности и силы, смогли правильно мобилизовать наши силы в борьбе с пандемией вместе с государством и в целом с обществом, которые также всячески весь этот год противостояли заразе.

Ещё раз повторю: наше знамя, знамя Церкви, – это знамя победы Христа над смертью. Поэтому будем надеяться, что усилиями нашего государства, нашей медицинской науки, нашими общими усилиями знак пандемии, под которым прошёл минувший 2020 год, в скором времени станет для всех нас неактуальным и иные, жизнеутверждающие знаки станут теми ориентирами, которые будут определять годы и даже десятилетия нашего служения Церкви и Отечеству.

– С чем в первую очередь столкнулась Церковь в условиях пандемии?

– Первое, что бросилось в глаза, когда пандемия только возникла, и это личное ощущение, – определённая паника, с которой как можно быстрее необходимо было справиться, чтобы трезво, правильно оценить те угрозы, которые в целом несла и несёт пандемия. Объективная недостаточность информации создавала эту панику. Но благодаря учёным очень многое достаточно быстро стало открытым, понятным, и мы смогли, получив необходимые рекомендации со стороны Роспотребнадзора, врачей, специалистов-эпидемиологов, почерпнуть из этих своевременных и исчерпывающих рекомендаций правильные инструкции для действий священников в условиях эпидемии в рамках общественного богослужения, храмового пространства, в рамках той просветительской, миссионерской деятельности, которую священники несут за пределами прихода, посещая в том числе и больницы.

Многие понятия, термины из сферы пандемии уже стали для нас, к сожалению, привычными, а словосочетание “красная зона” теперь абсолютно знакомо каждому священнику. К сожалению, повторюсь…

Определённые наработки служения священников в условиях, можно сказать, чрезвычайной для нас ситуации уже есть. Более того, не только со стороны Роспотребнадзора, но и со стороны Священноначалия Церкви через Управление делами Московской Патриархии мы получаем разъяснения самого высокого уровня квалификации, со стороны ведущих специалистов-эпидемиологов получаем инструкции, исходя из тех рекомендаций, которые Священноначалие поверяет с этими специалистами, учитывая опыт регионов в борьбе с эпидемией, опыт страны в целом.

Так что со стороны региональной, муниципальной власти, слава Богу, к Церкви не возникают какие-то существенные вопросы, касающиеся нашего служения в условиях пандемии. Те рекомендации, которые и Церковь нам даёт, и Роспотребнадзор, и правоохранительные органы, в целом региональная власть, региональный штаб, делают абсолютно прозрачной нашу деятельность в условиях пандемии и правильно ориентируют нас в том, как мы в тех или иных случаях должны поступать.

О плюсах и минусах

– А какие, на ваш взгляд, положительные и проблемные моменты взаимоотношений общества и Церкви выявила пандемия?

– Если говорить об отрицательных моментах, то паника, разного рода слухи и домыслы, конечно же, имели место. Но, слава Богу, эта ситуация быстро улеглась и не получила никакого развития, и в том числе в отношении Церкви.

Определённые силы, конечно же, пытаются раскачать отношения Церкви и государства в условиях пандемии, что является абсолютно вредным для жизни нашего общества. Не секрет, что есть определённые силы, которые агрессивно относятся к деятельности Русской Православной Церкви в целом. И они всячески через блогосферу, массмедиа пытаются распространять ложную информацию о деятельности Церкви. В том числе – в условиях пандемии. Но всё это несущественно, не имеет серьёзных последствий благодаря тому, что Церковь абсолютно открыта в своей деятельности, и каждый может убедиться, чем занят тот или иной приход, тот или иной священнослужитель. Мы все и всегда на виду. Это создаёт значительную ответственность каждого из нас. Но и создаёт немалый положительный информационный фон в обществе в отношении Церкви. Именно эта открытость священнослужителей в целом. Так что чего-либо существенного отрицательного в период пандемии, как мне частным образом представляется, мы не получили. Во всяком случае, я об этом могу свидетельствовать в отношении Смоленской епархии.

– А положительные моменты?

– Положительные моменты жизни общества в целом, проявившиеся в период пандемии, – прежде всего в солидарности. В солидарности, которая проявилась во множестве не только официально зарегистрированных волонтёрских штабов и групп, которые не на официальном, государственном уровне, но прежде всего частным порядком, спонтанно всячески стремились поддержать нуждающихся людей в условиях пандемии, помогая им приобретать продукты питания, лекарственные средства, оказывая иные формы помощи людям.

Эти же волонтёры активно предлагали свои услуги и приходам Смоленской епархии Русской Православной Церкви. Волонтёры нами всегда направлялись и направляются до сих пор всем нуждающимся прихожанам. Всю эту работу координирует наш специальный центр на базе епархиального отдела по социальному служению, который работает сейчас практически круглосуточно. И вся эта кропотливая, очень непростая, но столь необходимая многим людям работа подтверждает то, сколь много Церковь старается делать в лице священнослужителей, мирян, волонтёров, помогая нуждающимся людям и откликаясь на их просьбы о помощи конкретными мерами.

– Знаю, что Смоленской епархией собраны и немалые материальные средства на борьбу с пандемией…

– Приведу такую статистику. После официального объявления пандемии только за первые три месяца по линии социального отдела Смоленской епархии людьми, добровольно совершившими пожертвования на продукты питания, на средства гигиены, на какие-то иные вещи в помощь людям, находящимся в самоизоляции, через официальные структуры Смоленского епархиального отдела по социальному служению было оказано помощи более чем на миллион рублей. Это, возможно, не очень большая цифра в масштабах всего региона, но, имея в виду, сколько государственных структур включилось в эту работу, сколько частных волонтёрских центров и отдельных граждан в неё включились, это немалая цифра, указывающая на то, как верующие люди подключились к помощи ближним. И эта солидарность в противостоянии беде как положительное качество людей проявилась в полной мере. Она является, если хотите, природным качеством человека, живущего в нашей стране. Я хотел сказать – русского человека, но русского не в смысле национальности, а в смысле любви к Отечеству, имя которого – Россия. Русский человек в ситуации беды, которая постигла нашу страну, себя показал, как мне представляется, на очень высоком уровне. И это – положительный аспект, который был вынесен из этого чрезвычайно отрицательного явления, название которому – пандемия.

Уровень взаимодействия

– Если продолжить тему взаимодействия с властями в условиях пандемии, насколько пандемия оказала влияние на уровень этого взаимодействия? В некоторых регионах ведь даже были случаи закрытия храмов и запрета богослужений…

– Да, как нам всем известно, в некоторых регионах нашей страны были применены достаточно строгие меры по отношению к тем приходам, где возникли пусть даже самые небольшие, но всё-таки очаги распространения инфекционной болезни. В нашем регионе милостью Божьей, даже в Пасхальный период, в период майских праздников и последующие периоды, вплоть до сегодняшнего дня, не возникало каких-то существенных проблем по соблюдению приходами Смоленской епархии мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции. И со стороны регионального штаба, и со стороны главного санитарного врача были вовремя направлены через Смоленскую епархию во все приходы все необходимые рекомендации, соблюдение которых обеспечивало возможность продолжения функционирования храмового пространства, приходов. Вовремя направленные рекомендации светской власти по отношению к епархии, быстрая реакция духовенства и сотрудников приходов обеспечили нам бесконфликтность всей этой ситуации. Не было ни одной официальной жалобы, говорящей о том, что приходам в лице священнослужителей и мирян кто-либо из представителей силовых структур или представителей светской власти как-либо препятствовал в их деятельности в условиях пандемии. И мы не подводим итоги, эта совместная работа должна быть продолжена и, может быть, в какой-то мере даже усилена.

Я искренне благодарю духовенство и наших верующих, православных христиан за ответственное отношение и к своему личному здоровью, и к здоровью окружающих людей через соблюдение тех противоэпидемических мер, которые позволили нам сохранить возможность совершать богослужения в православных храмах в условиях жёстких, но необходимых противоэпидемических мер.

Церковь и интернет-пространство

– Пандемия многие сферы жизни перевела в режим онлайн, в интернет. Как относится к этому Церковь? Как сама Церковь осваивает интернет-пространство?

– Русская Православная Церковь воспринимает IT-пространство как миссионерское поле. Об этом часто говорит Святейший Патриарх Кирилл, об этом часто нам напоминают соответствующие церковные структуры в лице Синодального информационного отдела. Проходят конференции, семинары, круглые столы, посвящённые тому, как православная культура может развиваться в информационном пространстве. Это тема абсолютно не новая, и 2020 год не был каким-то существенно революционным в этом смысле для нас.

Режим самоизоляции, безусловно, продиктовал нам новые условия церковной деятельности, поскольку многие прихожане, особенно те, которым была предписана самоизоляция, а это лица старше 65 лет, конечно, не могли посещать храм. И для этого в самом начале самоизоляции были предложены интенсивные трансляции богослужений. Особенно это было связано с тем, что было время Великого поста и Пасхальный период, и люди нуждались в том, чтобы пусть и дистанционно, онлайн, как это принято сейчас говорить, но принимать участие в богослужении, находясь в домашних условиях и каким-то образом получая духовное утешение, находясь перед телевизионным экраном или перед радиоприёмником, компьютером. Для многих это была возможность сохранить свою жизнь, когда неизвестно было, как обезопасить себя от воздействия коронавируса.

Но также хочу подчеркнуть, что в условиях объявленной необходимости самоизоляции для лиц старше 65 лет по первому требованию, по первому приглашению со стороны прихожанина, который не мог посетить богослужение, но нуждался в духовном утешении и в принятии таинств Церкви, такие люди были посещаемы священником. Священники активно посещали и до сих пор посещают прихожан, предлагая им поучаствовать в таинстве исповеди, таинстве причащения. Этим пользуются люди старшего поколения, а также люди с ограниченными возможностями и те, которым рекомендовано по возможности избегать мест общественного скопления.

– Параллельно с этим были и онлайн-трансляции богослужений. Как вы считаете, они могут стать нормой церковной жизни?

– Онлайн-трансляции в принципе не являются той нормой церковной жизни, которая может вполне заменять буквальное присутствие в храмовом пространстве. Конечно же, духовная жизнь не может протекать только дистанционно, и все мы это почувствовали в период пандемии. Это – исключительная мера, которая должна завершаться через решение возникающих проблем и через возможность людям вернуться в храмовое пространство. Поэтому мы искренне надеемся, что болезнь будет побеждена и все желающие люди, все православные христиане смогут так же беспрепятственно, как и ранее они это делали, приходить в храм.

– А те, кто приходит в храм, те, конечно же, испытывают определённые неудобства, поскольку им предлагается социальное дистанцирование…

– Да, от них требуется социальное дистанцирование, им предлагается быть неизменно в маске, им предлагается осмотрительно относиться к тому, как они прикасаются к общепочитаемым церковным святыням. Несущие послушание в храме волонтёры, конечно же, дезинфицируют места для особых лобызаний святынь, но когда-то они могут случайно отвернуться, просмотреть. Поэтому каждый человек в любом случае должен ответственно относиться к тому, что он предпринимает в храмовом пространстве. И, надо заметить, люди очень быстро привыкли к этим условиям, как будто они существовали всегда. Нет никаких особых вопросов к нам по этому поводу.

Конечно же, когда у нас большие, особенные праздники, мы стараемся транслировать эти богослужения. Тем более информация в виде фоторепортажей продолжает присутствовать с каждого богослужения, и не только из Успенского кафедрального собора, но и с приходских сайтов эта информация поступает через интернет для всех желающих.

Наши федеральные православные каналы – “Спас” и “Союз” –продолжают трансляцию богослужений для всех желающих. И даже Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл каждый раз обращается ко всем православным нашей великой страны и нашей Русской Православной Церкви со своим первосвятительским словом в том числе и через интернет. И мы благодаря интернету видим и слышим нашего Патриарха, который молится за нас и переживает вместе с нами это трудное время.

О священниках в “красной зоне”

– Вы отметили, что священникам хорошо известно понятие “красная зона” в больницах. Как Церковь оказывает помощь и поддержку больным и врачам?

– Возможность отправления верующими людьми религиозных обрядов, исполнения священником их религиозных нужд закреплена в Основном Законе нашей страны – в Конституции. И она вполне обеспечивается на территории нашего региона. По согласованию с соответствующими властными структурами, по согласованию с руководством медицинских учреждений и медицинским персоналом, безусловно, помощь священников в “красной зоне” реализуется для всех в этом нуждающихся, всех желающих получить эту помощь.

Это духовное окормление происходит, безусловно, при соблюдении всех необходимых мер защиты, при соблюдении всех необходимых согласований. Главное, что эта помощь есть.

Священники, которые намереваются по просьбе и требованию православного христианина, проходящего лечение в том или ином медицинском учреждении, попасть в эту “красную зону”, обязательно проходят очень строгий инструктаж со стороны ответственного священника – в данном случае это иерей Дионисий Давыдов, руководитель социального отдела Смоленской епархии. Они также проходят очень строгий инструктаж со стороны врачей.

Священник, идущий в “красную зону” больницы, полностью облачается в защитный комбинезон, другие средства индивидуальной защиты и в таком виде, с соблюдением всех необходимых мер безопасности, совершает все необходимые священнические действия, всё необходимое для нуждающегося человека.

Да, средства индивидуальной защиты создают определённые неудобства, но ничего – мы и в таких неудобных условиях обязаны совершать служение, и, слава Богу, я неоднократно сегодня повторяюсь, люди с пониманием и сочувствием ко всему этому относятся. И, пользуясь этой возможностью, я искренне считаю своим долгом поблагодарить тех врачей, которые в период пандемии мужественно несут своё служение, борются за жизнь каждого человека и совершают свой человеческий и профессиональный подвиг. Низкий вам поклон, дорогие врачи, медицинский персонал, санитарочки, медсёстры, водители скорой помощи и прочий медперсонал, всем вам искренние слова благодарности за тот подвиг, который вы несёте!

Исповедь по Skype?

– Некоторые священники говорят о возможности в исключительных случаях исповедоваться в условиях изоляции по телефону или Skype. Как вы относитесь к таким нововведениям? Пользуются ли уже этой возможностью изолированные или заболевшие верующие?

– Эта практика имела место, но не в таком массовом порядке. И многие из нас на деле почувствовали всё неудобство такой практики, поскольку человек, желающий искренне что-то сказать таким образом, чтобы свидетелем был только Бог и священник, который во всей, полной мере несёт ответственность за тайну исповеди и за ту откровенность, с которой человек произносит во время исповеди, каясь в совершённых им грехах.

Есть определённые нюансы, поскольку люди, конечно же, доверяя тем информационным мерам безопасности, которые есть, всё же смущаются этим и боятся в полной мере совершенно откровенно участвовать в таинстве покаяния по телефону, как бы они могли участвовать, находясь рядом со священником в храмовом пространстве, стоя перед Евангелием, крестом, перед иконами во время богослужения. Но в каких-то крайних случаях, обстоятельствах, когда невозможна традиционная практика, в этих случаях человек верующий и кающийся, особенно если это бывает та ситуация, когда есть опасность для жизни человека, он должен в каких-то случаях пренебречь возможными теми вызовами и даже темой информационной безопасности ради того, чтобы, искренне совершив покаяние перед Богом, всё-таки достичь этой цели.

Правильно ли по телефону или по “Скайпу” совершать таинство исповеди? Это спорный вопрос, потому что для Церкви это новые явления, когда происходит вот такое дистанционное общение верующего мирянина со священником. И каким образом совершать это действие, требует ещё дополнительных богословских уточнений и того богословского осмысления, которое должно быть выверено какой-то практикой определённой и соотнесено и с теми духовными вызовами, и с теми обстоятельствами, в которых мы все пребываем и где нам приходится думать о том, как же совершить таинство. В этой связи мы должны всегда обращаться к опыту Церкви. А как эти таинства совершались в период гонений на Церковь первых веков, как это было в периоды лихолетий в нашем Отечестве и в других местах, это всё требует изучения и подробного выяснения, как это могло бы быть. Но ясно одно, что тогда, когда человек требует духовного утешения, священник не имеет права ему в этом отказать, и те информационные технологии, которые есть, конечно же, прежде всего должны служить на пользу человеку и ни в коем случае не приносить вреда. Поэтому такие площадки, как интернет, конечно, со всеми теми нюансами и опасностями, должны быть использованы нашими православными христианами очень осмотрительно. Поэтому, возможно ли такое массовое использование интернета для совершения таинства исповеди или каких-то откровенных духовных бесед и наставлений, остаётся пока ещё под очень серьёзным вопросом. Будем надеяться, что мы придём к правильному пониманию того, как это могло бы происходить. Но ещё раз хочу выразить надежду на то, что пандемия завершится, и мы все вернёмся к обычному общепринятому формату общения между христианином и священником, к формату нашего общего пребывания в храмовом пространстве в рамках общественного богослужения.

О вопросах и ответах

– Как отразились антиэпидемические меры на экономике приходов?

– Ситуация, как и у всех, сложная. Финансовое благополучие прихода формируется из добровольного пожертвования прихожан храма, и никаких иных источников содержания храма нет, как бы кто из так называемых друзей Церкви ни пытался придумать что-либо на сей счёт. Есть только добровольные пожертвования, а в отношении финансирования реставрации действует федеральная программа “Культура России”. Это всё, что на сегодня есть в плане финансирования приходов. Да, есть определённые налоговые льготы для религиозных организаций, не имеющих каких-либо источников дохода. Есть определённая возможная помощь в виде снижения того налогового обременения и тех выплат, которые тот или иной приход, храм осуществляют в бюджет. Но это всё имеет в целом локальный, частный и очень небольшой объём в каждом конкретном случае.

– Какие ещё важные вопросы жизни Церкви, жизни Смоленской епархии поставил на первый план период пандемии? И какие основные ответы на эти вопросы уже удалось получить?

– Один из главных вопросов, который был поставлен на первый план в рамках пандемии и самоизоляции, – вопрос ответственного отношения прихожанина к своему приходу. Причём речь идёт не только о финансовом положении Церкви. Ответственность прихожанина за свой приход – в той поддержке, которую каждый прихожанин несёт за весь приход. Речь идёт о том участии, которое люди могут и проявляют в отношении друг друга. То участие, которое они проявили в отношении деятельности прихода, жизни священника, его традиционно многодетной семьи, в отношении той помощи, которую они в целом оказали храму для того, чтобы он продолжал функционировать. Поэтому мы всегда напоминаем о том, что для каждого христианина приход является тем домом Божьим, который является в принципе домом и для всякого христианина. И это ответственное отношение к храмовому пространству, к своему приходу и есть то, что беспокоило всех нас в условиях распространения эпидемии.

Отрадно отметить, что со стороны государственной власти в период пандемии была оказана Церкви вся возможная помощь. Помощь в виде средств индивидуальной защиты и гигиены, которые могли получить наши приходы. Эта помощь была оказана и со стороны депутатов, со стороны тех руководителей коммерческих предприятий, структур, которые посчитали возможным оказать эту помощь Церкви, поскольку общественное богослужение требует и необходимого немалого количества масок, дезинфицирующих средств. Поэтому милостью Божьей эти вопросы решались. Будем надеяться, что они будут решаться и впредь.

А на то, какие ответы на эти вопросы мы можем уже формулировать сейчас, ответ простой: мы сможем преодолевать любые трудности, которые нас постигают, если все мы будем вместе. Если государственная власть, общество наряду с Церковью будут осознавать всю ответственность служения в целом нашему народу. Церковь всегда это повторяла и повторяет сейчас и засвидетельствовала в период самоизоляции, что она не просто может быть, а что она точно является надёжным партнёром как общества, так и государства в противостоянии различным вызовам и различным бедствиям. И пандемия, которая уже много месяцев распространяется во всём мире, в нашей стране и, к сожалению, в нашем регионе, показала, что и Смоленская епархия, Смоленская митрополия может быть надёжным партнёром государству и обществу в борьбе с пандемией и в противостоянии тем вызовам, которые эта пандемия создала.

Самый главный вызов

– Самый главный вызов, наверное, это всё-таки разобщённость людей. Мы сумели общими усилиями преодолеть её, в том числе и в приходской жизни?

– Хотелось бы быть оптимистичным в этой общей оценке, потому что такого рода оценка будет всегда субъективной. Очень трудно сделать какие-то объективные выводы по этому поводу, но то, что наша вынужденная самоизоляция во многом показала, кто мы есть, кто есть каждый из нас на самом деле и как кто готов реагировать на те или иные вызовы, – это стало совершенно очевидным для каждого из нас. Каждый смог проявить, на что он способен.

И ещё раз повторяю: всё-таки одна из основных черт отношения народа к пандемии состоит в том, что, несмотря на самоизоляцию и разобщённость, которая имела место быть, всё же солидарность, взаимовыручка, поддержка доминировали. Всего этого положительного было гораздо больше, чем разобщённости. И это свидетельствует о том, что наше общество является нравственно здоровым, что те внутренние силы, которые есть в нашем обществе, способны создать необходимые условия для противостояния любого рода подобным вызовам. И что мы в целом – сильный народ и сильная страна.

Задачи наступившего года

– Подведём черту под темой пандемии. Жизнь продолжается. Какие задачи в общественном служении стоят перед Смоленской епархией в наступившем, 2021 году?

– Эти задачи существенным образом не отличаются от тех, что были прежде. Главная наша задача – это способность продолжить ту богослужебную, миссионерскую, просветительскую, социальную деятельность, которую осуществляет Церковь каждодневно. Продолжить тесное и продуктивное взаимодействие с государственной властью, активной частью светского общества в гражданско-патриотическом воспитании, в духовном просвещении и прочих аспектах нашей созидательной деятельности.

Если же вести речь о каких-то знаковых событиях наступившего года, то, безусловно, таким знаковым событием в жизни нашего региона, каждого смолянина станет 60-летний юбилей полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Это знаковое событие, которое будет отмечать в целом наше Отечество, и оно будет отражено в целом и в нашей деятельности, общественной деятельности Смоленской митрополии.

Мы не должны забывать, что наступивший год – это год знаменательной печальной даты в истории нашего Отечества, нашей Смоленщины: юбилей начала Великой Отечественной войны. Те юбилейные мероприятия, которые были в 2020-м году, посвящённые 75-летию Великой Победы, они, конечно, будут продолжены. Мероприятия, посвящённые юбилею начала Великой Отечественной войны, конечно, скорбные по своему определению. Но всё, что касается памяти защитников нашего Отечества, наряду со скорбью всегда несёт с собой и тему героизма, тему необходимости подражания этому героизму и тему победы жизни над смертью.

Словом, мы продолжим весь тот объём общественной деятельности Смоленской митрополии, который был и в ушедшем году, продолжим наше активное участие в общественной жизни. Очень надеемся при этом, что не будет ужесточения мер самоизоляции, что мы все вместе будем преодолевать эпидемию коронавируса. И это успешное преодоление позволит нам собираться вновь и вновь на наши совместные массовые мероприятия. Жизнь продолжается, как это принято говорить. А потому деятельность Смоленской митрополии будет продолжена по возможности в полной мере и уже с дополнительным освоением IT-пространства, с участием в тех проектах, которые реализуются на виртуальных площадках. Будем надеяться, что деятельность наших учебных, образовательных учреждений, православных гимназий, духовного училища, Смоленской духовной семинарии продолжится в офлайн- режиме. Но если того потребует эпидемическая обстановка, мы готовы их образовательную деятельность продолжить и в онлайн, в дистанционном режиме.

Ситуация, связанная с пандемией, приучила нас к мобильности. И что бы ни было, какие бы обстоятельства нашей жизни ни наступали, мы всегда должны помнить слова святого апостола Павла о том, что никто и ничто не может отлучить от любви Божьей. Это мы должны помнить, к этому стремиться. Стремиться к тому, чтобы в нашей жизни главное место в наших мыслях и чувствах было посвящено Богу. Если так будет, то тогда в нашем сердце точно никогда не угаснет надежда, точно мы будем находить внутренние силы для преодоления различных искушений, испытаний, препятствий. И если в нашем сердце всегда будет Христос, тогда мы будем вполне способными на доброделание и на жертвенное служение нуждающимся в нашей помощи людям. Дай Бог, чтобы внутренний свет в нашем сердце, в нашем уме мог освещать окружающую нас жизнь и в целом мы могли бы, каждый из нас, совершать наше человеческое служение на этой земле всё то время, сколько Господь каждому из нас даст прожить в нашей земной жизни.

Фото: пресс-служба Смоленской епархии

Игорь Красновский

Источник: smolgazeta.ru

Главная > Беседа > Митрополит Исидор: “Когда человек требует духовного утешения, священник не имеет права ему в этом отказать”