Обновления

«Мы, россияне, должны помнить свою историю, ценить то, что имеем и стараться изменить жизнь к лучшему»

Главная > Беседа > «Мы, россияне, должны помнить…

  25.05.21

Фотогалерея

На «Радио России. Смоленск» выходит авторская программа Владимира Иващенко «Из первых уст». Героиней одного из майских выпусков радиопередачи стала учительница русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 12» города Смоленска Ольга Константиновна Сливкина – победитель регионального этапа XVI-го Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы Православной веры».

Мы публикуем текст интервью с Ольгой Константиновной Сливкиной.

- Ольга Константиновна, давайте начнем наш разговор с беседы о Вашем участии в конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Вы первый раз принимаете в нем участие? Что для вас значит участие в этом конкурсе?

- Я в этом конкурсе участвую уже второй раз. Первый раз в 2014 году я принимала участие со своим сборником «Уроки нравственного прозрения. Преподавание литературы в 7 классе». В этом году состоялось мое второе участие и можно сказать, что оно более удачное.

- Конкурс называется «За нравственный подвиг учителя». Что Вы, как педагог, вкладываете в это понятие?

- Прежде всего – любовь к детям. Я люблю свою профессию. Я считаю, что я на своем месте и стараюсь делать все, чтобы дети не просто приходили на урок и изучали то или иное произведение, а изучали его с душой.

- То есть, у Вас есть своя авторская методика?

- В основе моего преподавания лежит разговор с детьми о духовных ценностях, в основе которых – любовь к Богу.

- Как дети воспринимают Ваши уроки?

- Я считаю, что с детьми у меня полное взаимопонимание. Считаю, что детям на уроках интересно. Мы говорим с детьми о семье, о вере, о любви к Родине. Я с удовольствием с ними работаю.

- Уроки в каких классах Вы ведете?

- Я веду уроки в пятом, шестом и до одиннадцатого класса.

- Большие ли у Вас классы?

- Классы разные. От 15 до 30 человек.

- «Мир в доме твоем. Формирование семейных ценностей на уроках литературы». Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой работе, когда родилась идея этой разработки?

- Эта работа – результат не одного года. Здесь собраны внеклассные мероприятия, программы внеурочной деятельности. За много лет мы провели различные открытые уроки, их конспекты тоже представлены. Здесь представлены и детские работы, с которыми мы с детьми участвовали на различных конкурсах, представлены сценарии спектаклей. У нас в школе действует театральный кружок, и мы с ребятами участвовали в городских и общешкольных конкурсах. Одним словом, здесь практически вся моя деятельность за последние десять лет.

- «Мир в доме твоем». Что Вы вкладываете в это понятие?

- Прежде всего, дети должны думать о семье, о своем будущем. Детям нужно объяснить, что все в семье должно быть основано на любви и на уважении друг к другу. Дети сейчас маленькие, через некоторое время они вырастут, будут строить свою семью, и я думаю, иногда они будут вспоминать то, о чем мы им говорили на уроках.

- Проводя уроки, видите ли Вы, у кого из ребят благополучная семья, а у кого — нет. Происходит ли перевоспитание детей за школьные годы?

- Конечно, основа воспитания – это семейное воспитание. То, что дают родители детям, школа корректирует. И я стараюсь помочь тем детям, которые обделены любовью в семье.

- Взаимодействуете ли Вы с родителями из таких семей?

- Без сомнения. Родителей приглашаем в школу, говорим о каких-то проблемах, вместе стараемся их решить. Иногда это помогает, иногда требуется повторное приглашение родителей в школу.

- Все понимают, что «Мир в доме твоем» – это основа основ. Эта работа – коллективная или Ваша авторская?

- Это авторская работа. Здесь собраны уроки и классная работа. Вместе с детьми мы работаем и над сценариями для школьного театрального кружка.

- Когда пришло понимание, что эту работу, эту тему необходимо объединить в одну большую, скажем так, педагогическую разработку?

- Это получилось само собой. Я посмотрела на тот материал, который у меня есть, и решила объединить его под одним названием.

- Как называется ваша первая работа?

- «Мир нравственного воззрения, преподавания литературы в 7 классе. Аксиологический подход».

- Расскажите, как Вы решили прийти в профессию педагога?

- Моя мама была преподавателем, другие родственники тоже работали в школе. У меня перед глазами был пример реального служения детям, служения людям. Я очень люблю литературу, поэтому у меня практически не было сомнения, какой сделать выбор после школы.

- Возвращаясь к теме конкурса, расскажите, организатором его выступает Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Взаимодействовали ли Вы ранее с этим Отделом? Каково Ваше отношение к Православию?

- Я считаю себя православной христианкой и считаю, что человек без веры в Бога очень многое теряет. Я участвую в различных конкурсах. Мы взаимодействуем с библиотекой, участвуем в разных мероприятиях. Например, «Белый ангел России» – это мероприятие, связанное с жизнью и деятельностью преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой.

- У вас в школе преподают «Основы религиозных культур и светской этики»?

- Да, преподают, преподаванием занимается Ольга Викторовна Терехина. На мой взгляд, она очень хорошо преподает материал детям.

- Это преподается на факультативном уровне или как обязательный урок?

- Это обязательный урок в 5-м классе и в 8 классе – это история Православия в нашей Смоленской области.

- На ваш взгляд, как дети воспринимают этот предмет?

- Я считаю, что не все однозначно. Некоторые дети получают в семье основы христианского воспитания, а в некоторых семьях об этом речи не ведется. Поэтому с такими детьми, я думаю, Ольге Викторовне тяжелее. В любом случае она очень хорошо преподает свой предмет, и я думаю, что все будет хорошо.

- Вы стали одним из победителей регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя». Когда Вы узнали об этом, какое было первое впечатление?

- Трудно сказать. В какой-то степени удивление, а затем – радость.

- Вы будете представлять Смоленский регион в Центральном Федеральном округе. Есть какие-то новые наработки или Вы будете выступать с этой же работой?

- Эта работа отправлена на Всероссийский конкурс, но у меня еще много наработок на тему патриотизма. Собрано много уроков и внеклассных мероприятий на будущее.

- Вы затронули тему патриотизма. Как Вы считаете, не вызывает ли отторжение эта тема у молодежи? Не слишком ли много мы говорим об этой теме?

- Если говорить о патриотизме с детьми ненавязчиво, я думаю, это им поможет в дальнейшем. Нет. Тема не заезжена ни в коем случае потому, что мы, россияне, должны помнить свою историю, мы должны ценить то, что есть на данный момент и стараться изменить нашу жизнь к лучшему. То, что зависит от меня, я стараюсь до детей доносить. Мы изучаем много произведений, связанных и с Великой Отечественной войной и с нашей историей. Я стараюсь свое дело делать честно и с душой.

- Проводятся ли у вас какие-то экскурсии для детей по памятным местам, по местам боев?

- У нас есть в школе музей, есть учителя, которые рассказывают детям и о войне и о том, что происходило раньше. Я наверно в числе этих людей. Ольга Викторовна Терехина возглавляет этот музей. Основную работу, конечно, проводит она. Но и мы по возможности ей помогаем. Мы работаем одной командой.

- Чем интересен Ваш школьный музей?

- В нашем музее два отделения. Одно отделение – это этнографический музей. Второй музей связан с темой блокады Ленинграда. Ежегодно проходят мероприятия, приглашаются ветераны и те люди, которые каким-то образом связаны с блокадой Ленинграда. Дети готовят концерты. Одним словом, ведется активная работа в этом направлении.

- Вернемся к теме конкурса «За нравственный подвиг учителя». Конкурс проводится уже не первый год. Планируете ли Вы и дальше принимать участие в нем? Есть желание?

- Будем смотреть. Конечно, очень трудно заглядывать вперед, загадывать что-то, но будем стараться. На месте, я думаю, никто не будет стоять. Как говорится, дорогу осилит идущий. Идем вперед, развиваемся.

- В каких еще конкурсах Вы принимали участие?

- Несколько лет назад я участвовала во Всероссийском конкурсе, который называется «Серафимовский учитель». Была победа. Мы с коллегами из Средней школы № 33 г. Смоленска ездили в Саров, вместе оказались в числе победителей, ездили в Серафимо-Дивеевскую обитель. Там мы выступили и получили большое удовольствие. В прошлом году я участвовала в этом же конкурсе, победителем не была, но получила поощрительный приз. В любом случае, было здорово. Есть еще заочный конкурс «Алтарь Отечества». В нем мы с детьми периодически принимаем участие.

- Будем надеяться, что и в этом конкурсе в федеральном этапе Вы сможете побороться за призовое место

- Будем надеяться, но я смотрю на вещи без претензий, не ожидая ничего. Как Бог даст.

Беседовал Владимир Иващенко

***

Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в 2021 году стартовал 11 января. Конкурс проводится Министерством образования и науки Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке аппарата Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе. В этом году в нем приняли участие 78 педагогов. По итогам регионального этапа гран-при получила учитель музыки и культуры Вяземского района Вязьма-Брянской средней школы Валентина Кузнецова. Ольга Сливкина стала победителем в номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы Православной веры»

Региональный этап Конкурса продлился до 31 марта. Подведение итогов регионального этапа конкурса проходило с 1 апреля до 12 мая.

Второй этап (межрегиональный) Конкурса проходит с 14 мая по 31 августа; третий этап (всероссийский) состоится с 1 сентября по 30 ноября.

 

Главная > Беседа > «Мы, россияне, должны помнить…