Обновления

«Главное — не мешать действовать Богу в людях»

Главная > Беседа > «Главное — не мешать действов…

ГЛАВНОЕ — НЕ МЕШАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ БОГУ В ЛЮДЯХ

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Храм Преображения Господня, расположенный на улице Реввоенсовета (бывшая Спасская улица) города Смоленска, был построен во 2-й половине XVIII века (1766-68 гг.) на средства священника Ф. Шупинского при участии другого городского мецената-подвижника – коллежского асессора С. Корсакова. После революции 1917 года величественный трехпридельный храм, построенный в стиле позднего барокко, постигла трагическая участь сотен поруганных церквей древней Смоленской земли. Преображенский храм был закрыт в 1929 году, затем превращен в общежитие, над зданием надстроили еще один этаж, сняли навершие колокольни.

Возрождение Преображенского храма началось несколько лет назад. 4 марта 2019 года в храме прошел первый за последние 90 лет молебен – именно эта дата считается началом возрождения святыни. 16 августа 2019 года состоялось освящение купола и креста храма, а 28 января 2020 года было установлено навершие, освящен и воздвигнут крест колокольни храма.

2 октября 2021 года в жизни Преображенского храма состоялось знаменательное событие – освящение нижнего храмового придела, которое совершил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Придел освящен в честь равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского – нашего прославленного земляка, уроженца Смоленской губернии.

В этот особый для возрождающегося храма и его прихожан день мы побеседовали с настоятелем Преображенского прихода, иереем Олегом Цыгановым о том, как проходит восстановление храма, почему один из его приделов освящен в честь святителя Николая Японского и чем живет сегодня приходская община.

- Добрый день, отец Олег.

- Добрый день!

- Расскажите, что для вас как для священника, значит событие освящения храма?

- На крови мучеников утверждается Церковь. Мы знаем, что при освящении частица мощей святых мучеников полагается в антиминс. Когда это происходит, то зримо ощущаешь, что Церковь жива в своих святых исповедниках. Это укрепляет самого священнослужителя, когда он предстоит пред Престолом Божиим. Это ответственность за тот аванс, за то служение, которое Господь призвал нас совершать. Когда, мы священнослужители, священнодействуем, то мы, предстоя перед Богом, являемся Его руками, через которые Господь преподает верующим людям Самого Себя. Поэтому для меня это событие освящения храма не может быть в полной мере выражено словами. Прежде всего, это понимание милости Божией, потому что Господь привел меня к этому, и я буду этому сопричастен со всеми людьми, которые полагали труды к тому, чтобы этот храм был освящен, и был утвержден снова престол после долгого времени забвения и поругания.

- Почему придел храма решили посвятить именно равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому?

- Это решение принято нашим архипастырем митрополитом Исидором, потому что в Смоленске ранее никогда еще не был столь прославлен наш земляк, который здесь, на Смоленской земле, родился, вырос и учился в Смоленской духовной семинарии. Мы знаем, что после окончания Санкт-Петербургской духовной академии этот угодник Божий по его желанию был направлен в Японию, где после восьми лет его служения была основана особая Российская Духовная Миссия для проповеди Слова Божия, которую он возглавил. За полвека апостольского служения святителя Николая в Японии было образовано более 250 православных общин, в которых было более 30 тысяч христиан.

Думаю, вполне логично, что придел Преображенского храма, в котором, я уверен, в годы учебы в Смоленской семинарии возносил свои молитвы ко Господу святитель Николай (Касаткин), будет освящен в его честь на его малой родине. Многие из нас сегодня не знают духовных героев Смоленской земли. А он является одним из тех людей, которые истинно прославили нашу землю, и в лике святости, и в общеисторическом и культурологическом понимании. Мы знаем, что в Японии равноапостольный Николай, архиепископ Японский, очень почитаем как великий праведник и молитвенник пред Господом.

Поэтому, когда мы, смоляне, соприкасаемся с историей жизни и служения святителя Николая (Касаткина), то это налагает на нас определенного рода ответственность: мы должны хранить и умножать то, прежде всего внутри себя, что заложили наши отцы, деды и прадеды. Земля Смоленская славна героями разных периодов истории. Но один из таких героев, это, конечно, святой равноапостольный Николай Японский.

К слову, придел в Преображенском храме – первый, который будет освящен в Смоленске в честь равноапостольного Николая (Касаткина), просветителя Японии.

- Отец Олег, расскажите, тяжело ли возрождать заброшенные храмы?

- У меня опыт небольшой: участвовал в возрождении храма Воскресения Христова (Словущего) на улице Войкова, а сейчас, Божией милостью, по благословению владыки Исидора возрождается с моим участием еще одна поруганная в годы безбожной власти святыня – храм в честь Преображения Господня.

Вы знаете, исходя из этого небольшого опыта по возрождению Воскресенской церкви, я пришел к такому выводу: главное – не мешать действовать Богу в людях. К сожалению, наше «я» – определенного рода гордыня, которая иногда заслоняет Бога. Но если сдерживать себя и не ставить себя впереди действия благодати Божией, Духа Святого в людях, то Бог Сам все создает и возрождает. Для меня опыт возрождения Спасо-Преображенского храма показывает, насколько Бог к нам всем, ныне живущим, милосерден. Когда человек принимает участие в возрождении святыни, ты на глазах видишь, как преображается человек и меняется в лучшую сторону. Эта возможность есть у всех смолян во всех храмах, которые строятся и где развивается приходская, общинная, жизнь. Сам я себя считаю в некоем роде управителем дома, которому Бог его вверил и через которого Сам действует, устраивая определенного рода порядок в плане ненарушения тех духовно-нравственных и канонических норм, которые положены в Церкви, чтобы также и со стороны тех, кто возрождает храм, не было злонамерения, не более того. Делаем то, что нам вверено.

- Расскажите, каким вы помните этот храм, например 10-20 лет назад? Какие мысли, чувства навевают эти воспоминания?

- В 2003 году я окончил Смоленскую Православную Духовную семинарию. Все пять лет, гуляя по улице Реввоенсовета, в прошлом – улице Спасской, мы, будучи семинаристами, с болью смотрели на поруганную святыню. Наблюдали, как она ветшала, и, конечно, у каждого из нас было желание восстановить ее. Мы заходили внутрь, видели как жили люди. Ну, жили они, как и везде, со своими радостями и горестями. Но у них, конечно, было осознание того, что это все-таки храм, где Господь собирает нас на общую молитву, чтобы преподать Себя в Таинстве Евхаристии. Было тяжело смотреть на то, что происходило в стенах храма. Было желание, чтобы скорее восторжествовала духовная историческая справедливость. Прошло время, прошло практически два десятилетия. И милостью Божией, промыслом Божиим Господь поставил меня участвовать в возрождении этого храма. Все то отчаяние, которое, будучи семинаристами, мы испытывали, сегодня завершилось.

- Приходят ли в Преображенский храм люди, которые проживали здесь, помолиться, причаститься, помочь в возрождении святыни?

- Когда храм передавали Русской Православной Церкви, в период ожидания выдачи жильцами квартир, было видно, что многие радовались тому, что храм все-таки будет возрожден. Было заметно и по размышлению, и по разговорам, и по поведению, что многие осознавали, что это храм Божий, а не просто здание. Это налагало на жильцов определенного рода бремя, в хорошем смысле слова, потому что все, что могло бы свершиться с ними нехорошего, останавливало именно осознание того, что они находились в стенах храма. Когда они уехали, а мы начали возрождение, верующие люди принимали участие в подготовке к реставрации здания. И на сегодняшний день приходят посмотреть, как изменилось внешнее внутреннее убранство здания, в котором они прожили по 30, а то и больше лет, радуются, что именно так происходят изменения.

Жильцы долгое время находились в сложной материальной ситуации, в стесненных обстоятельствах, я думаю и сейчас не всем легко, потому что надо трудиться, надо обеспечивать свои семьи. И мне, как настоятелю, важна их моральная поддержка, одобрение, так сказать.

- Есть ли грех на тех, кто жил в храме, как в доме? Нужно ли им каяться теперь в этом?

- Я думаю, что дело не в том, где ты живешь — в Содоме или в Раю, а в том, как ты живешь. Ты не должен грешить по примеру Лота, который не грешил в Содоме, не должен грешить, как это было заповедано нашим прародителям Адаму и Еве. У нас есть примеры, когда люди живут не при храмах, а в храмах. Вот яркий пример подтверждения моих слов: практически все монашествующие послушники храма Воскресения Господня в Иерусалиме, как его называют на западный манер храм Гроба Господня – живут в храме. У них в храме есть кельи, где они живут, а в храме они несут свое послушание.

Понятно, что семейная жизнь имеет иной образ жизни, конечно, надо более трепетно относиться к тому месту, где ты находишься. Каждый в силах сам проанализировать свою жизнь, осознать свои ошибки и через это осознание прийти с покаянием ко Господу, сказав Ему: «Господи, Ты дал нам такую милость, но мы ею иногда неправильно распоряжались, использовали не во спасение души, а в погубление». Бог есть Любовь. Если мы понимаем, что в разных обстоятельствах совершаем ошибки и враг напирает на привычки и страсти, и потом, искренне раскаиваемся в своих грехах и стараемся больше их не совершать, то я думаю, что это не будет какой-то причиной к тому, чтобы не войти в радость бытия с Богом. Причиной к тому, чтобы не войти в радость бытия с Богом может быть только нераскаянный грех, когда человек начинает страдать греховной болезнью, которая когда-то ему была привита врагом рода человеческого.

- В чем сегодня требуется помощь смолян, как неравнодушные жители города могут помочь, поучаствовать в деле возрождения храма и его благолепия?

- Мы прошли больший путь внешнего возрождения храма, но до окончания его восстановления нужно еще потрудиться: и молитвенно, чтобы Господь не оставлял то, что положил возродить, и материально, чтобы мы, в силу своих возможностей, совершили это благое дело. Кто-то посредством своих умений проводил какие-то реставрационные работы по фасаду или внутри храма, кто-то помогал деньгами, кто-то – в приобретении каких-то необходимых вещей, которые используются в обиходе храма, включая не только церковную утварь. Принять участие в возрождении святыни может каждый человек. Эта возможность есть на любом приходе.

Если человек осознает, что у него не так много времени, а время очень быстро сегодня течет, то человек разумный правильно расставляет приоритеты. Он начинает жить не ради своего тела, а ради своей души. Одна из возможностей потрудиться ради души – это возможность потрудиться в возрождении храма для всех тех, кто потом будет приходить и молиться в нем.

Возрождая Воскресенскую церковь, несколько человек, условно говоря, неверующих, помогли мне материально в реставрации. Когда я спросил, почему вы это делаете, если для вас Бог не на первом месте, они сказали, что «нам не безразличен облик нашего города». Они сказали: «Мы здесь живем, здесь есть наши родители, наши дети, мы хотим ходить по улицам, украшенным такими великолепными архитектурными строениями, как храмы. Это наследие наших отцов, дедов, прадедов». Поэтому если мы не сохраняем наше наследие, мы отрекаемся от своей истории, от своих предков. Такое культурологическое воззрение позволило этим людям внести свои имена в историю родного города, как благоукрасителей храма. Воскресенский и Преображенский храмы не имели каких-то региональных или федеральных средств. Это была добрая воля всех, кто, в частности, возрождал храм Воскресенский и возрождает Преображенский храм. Доброхоты, которым небезразлично и духовное состояние, и внешнее благополучие города.

Конечно, мы не будем останавливаться на освящении нижнего придела. У нас не отреставрирован фасад, не готов верхний, Преображенский, придел храма. Есть необходимость в замене ветхих окон, есть много другой работы, которую нужно проделать. Нужны большие средства, чтобы это все привести в должный вид.

Если кто-то желает помочь своим трудом или материально поддержать нас, работа всегда найдется. Прежде всего, важна молитвенная поддержка, потому что мы возрождаем святыни, выражая свой внутренний мир, свое отношение к Богу. Это важно осознавать. Святыня должна возрождаться кем-то для Бога. То есть у нас есть несколько способов выразить свой внутренний мир – это молитвенное делание, это добрые дела в отношении людей, милосердие, сострадание, милостыня, это и наша помощь в благоукрашении, восстановлении или строительстве  храмов Божиих.

Когда человек совершает эти добрые дела, он совершенствуется, приобретает в дар любовь и становится счастливым человеком. Без Бога, без любви к Богу и к ближнему и невозможно стать счастливым. Счастье не во внешнем телесном комфорте. Когда люди вокруг тебя счастливы, то и ты становишься счастливым человеком, совершаешь ту или иную добродетель ради Христа и вместе с Богом вы идете ко спасению.

Всегда интересно, когда что-то возрождается. Если человек не научился отношениям и разговору с Богом, это приводит его к определенного рода духовной стагнации. Когда что-то делаешь и видишь свою необходимость в деле, ты наполнен эмоциями. Безусловно, Бог дает силы. Это все происходит в отцовско-сыновних отношениях с Творцом.

- Каков ваш Приход?

- Его составляют разные люди, начиная от алттарников-второклассников, учащихся 3-4 класса, просто детей, которые приходят на богослужение с родителями, людей среднего возраста и заканчивая пожилыми. Все чувствуют, что они нужны, что делают важное дело. Приход интересный, дружный. Всегда помогают, участвуют в субботниках и других работах по благоустройству храма и его территории. После воскресного богослужения у нас проходят чаепития, мы обсуждаем какие-то вопросы, поздравляем с днем тезоименитства или с днем рождения своих братьев и сестер. Если у кого-то в семье почил близкий человек, все вместе проводим в мир иной.

Есть и воскресная школа, но занятия не носят лекционного характера, в силу обстоятельств, связанных с моим внутренним миром и теми людьми, которые к нам приходят. За воскресным чаепитием мы обсуждаем вопросы, связанные с верой, догматами и традициями Церкви.

- Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее. Каким вы хотели бы видеть приход через десятилетие?

- Наверное, я хотел бы видеть вместе с собой, прежде всего, людей, которые приходят в храм Божий не как в социальное учреждение, где можно пообщаться, встретиться со знакомыми, попить чаю. Хотел бы видеть рядом людей, которые приходят в храм как в дом Божий, участвуют в богослужении, осознавая, какой ценою куплено их спасение, и перед Кем они предстоят. Чтобы это осознание открыло двери их сердец для Бога, чтобы Бог действовал в каждом из тех, кто приходит на богослужение, чтобы они испытывали радостный трепет, подобный тому, который испытывали апостолы на горе Фавор в момент Преображения Господня.

- Что бы Вы как священник хотели пожелать нашим читателям, смолянам и гостям города?

- Отвечу словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Любите друг друга, этого довольно с вас».

- Благодарю Вас, отец Олег, за беседу!

Беседовала Марина Княжинская

***

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

 В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. В селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. Он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие – проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. Иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну: народ, язык, нравы и обычаи. В 1869 г. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую Духовную Миссию», начальником которой был назначен возведенный в сан архимандрита отец Николай. В 1871 г. В Японии началось гонение на христиан, и многие из них были подвергнуты преследованиям. В 1873 г., когда гонения несколько уменьшились, архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви, а затем – духовного училища. К 1874 г. При Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища – для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 г. Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. В Японии насчитывалось 4115 христиан. Богослужение в общинах и преподавание проводилось на родном языке. Стали издаваться духовно-нравственные книги.

В 1880 г., 30 марта, в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. На долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 г., на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. Святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Главная > Беседа > «Главное — не мешать действов…