Обновления

Свято-Успенский кафедральный собор

Главная > Митрополия > Приходы > Смоленское городское благочиние > Свято-Успенский кафедральный собор

svyato-uspensk…dralnyiy-sobor

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk

Настоятель: иерей Владислав Баган

Священнослужители:
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр

протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин
диакон Виталий Тимофеев

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.

Возрождение Успенского собора на прежнем месте

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Архитектурное устройство собора

В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.

Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.

Внутреннее убранство

Фотогалерея

Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.

Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.

Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.

Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.

В 1820 при Преосвященном Иосифе была “обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены”. В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.

В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона “Великий Архиерей”. Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.

В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.

Святыни Успенского собора

Одигитрия

Фотогалерея

К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.

У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. “Положение во гроб” – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские “светлицы” Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).

Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.

Главная > Митрополия > Приходы > Смоленское городское благочиние > Свято-Успенский кафедральный собор