Обновления

Архиерейское подворье Благовещенского собора

Главная > Митрополия > Приходы > Гагаринское благочиние > Архиерейское подворье Благовещенского собора

arhiereyskoe-podvore-blagoveshhenskogo-sobora

Адрес: 215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 9

Настоятель: игумен Александр (Карпиков)

Благовещенский собор города Гжатска

Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. О построении церкви в ее архиве имелся документ, датированный 1718 г. Возведение храма произошло по указу императора Петра Великого, с благословения митрополита Сарского и Подонского Игнатия. В храмозданной грамоте митрополит подчеркнул, чтобы церковь имела вид “по чину против прочих церквей, а не шатровая”.

Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. На его средства в 1724 г. взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор.

Собор, возведенный священником П. Львовым, вскоре стал мал для города. Кроме того, скромность церкви не соответствовала уровню торгового поселения, каким, благодаря крупным финансовым и товарным потокам, стал Гжатск. Поэтому в 1730-х годах был построен новый каменный Благовещенский храм.

Сохранилось описание Благовещенского собора, составленное историками Г. К. Бугославским и В. А. Никитиным.

“Храм этот имел вид куба с шатровой крышей и пятью небольшими главами. Напоминая в общем архитектуру храмов Северной Руси (Ярославской губ.), храм этот в своем внешнем виде заключал в себе и нечто новое, несвойственное Руси: например, в южной и северной стенах его устроены были по большому круглому, романского стиля (розеткой) красивому окну. К западному входу его пристроена была высокая колокольня в виде осьмиугольной башни к верху суживающаяся этажами. Стройностью своей и изяществом она напоминала собою башни немецких городов. Архитектура этого храма с колокольней служили указателем хорошего вкуса ее архитектора, не чуждого, по-видимому, влияния западного искусства. Во всяком случае, она указывала нам на то, что архитектура русских храмов в первой половине XVIII века под влиянием запада начала принимать новые формы. <…> Внутренняя отделка храма соответствовала внешнему виду своему и указывала на зажиточность жителей города. Сохранившиеся на некоторых образах иконостаса <…> даты указывали нам, что образа эти устроены в первой половине того же века и в начале XIX века. <…> Прежде всего, самый иконостас был старинной работы, теперь редко встречаемой – пятиярусный. Образа, помещавшиеся в первом ярусе его, были большого размера, в богатых окладах, старинного письма. Наместная икона Спасителя была копией такой же иконы Московского Успенского собора, она изображала Иисуса Христа, сидящего на троне с раскрытым Евангелием. С одной стороны его имелись небольшие изображения в рост: 1) св. Иакова, брата Господня, 2) Григория Богослова, 3) св. Петра и 4) св. Ионы, митрополитов Московских, а с другой стороны: 1) Василия Великого, 2) Иоанна Златоуста, 3) св. Алексия и 4) св. Филиппа, митрополитов Московских. В правом углу образа имелась следующая подпись, правописание которой мы сохраняем: “Сий образ Господа нашего Спаса Иисуса Христа мерою и подобием чудотворного образа который иметца в Москве в соборе успение Пресвятыя Богородицы подле царских дверей на правой стороне. Писан во Гжацкой Пристани всобор Благовещения Пресвятыя Богородицы”. В левом же углу его имелась следующая надпись: “писал сей образ иконописец города Калуги посацкой человек Федор Семенов сын Фадеев по обещанию оного Благовещенского собора первого протопресвитера Павла Ефимова месяца декембрия 1742 году”. В середине имелась надпись о том, что “образ украшен 1806 года 25 марта Гжацкими купцами Иваном, Петром и Стефаном Царевитеневыми”.

Наместный образ Божьей Матери представлял из себя копию изображения так называемой Иерусалимской или Гефсиманской Божьей Матери. <…> Время написания образа не обозначено”.

Из замечательных образов по своему художественному исполнению в соборе также находились иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и образ Софии, премудрости Божьей, изображавший молодого крылатого мужчину, сидящего на троне, которого благословляли Спаситель и Божия Матерь.

Кроме икон, собор украшало большое паникадило с государственным гербом, подаренное императрицей Анной Иоанновной при посещении ею храма во время проезда через Гжатск.

Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду.

Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска.

В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили.

В 1896 г. старый собор, “современный основанию Гжатска <…> разрушен по неизвестным причинам (в 1896 г. мы [Бугославский Г. и Никитин В.] лично осматривали прежний собор, перед самым началом его разрушения, и никаких признаков ветхости не заметили, напротив, он удивлял нас тогда не только своей стройностью и красотою архитектурных линий, но и своею прочностью) и заменен новым приземистым и хотя более обширным чем старый, но по архитектуре значительно уступающий ему”.

Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А. И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей. По своей красоте, объему и внутренней отделке храм считался одним из лучших в Смоленской губернии, однако, по замечанию Бугославского и Никитина, он не производил “хорошего впечатления, уступая по <…> оригинальности стиля бывшей на этом же месте прежней церкви”.

Новый собор вмещал до 4 тысяч богомольцев, на его хорах могли разместиться 50 певчих. Кроме главного престола во славу Благовещения Богородицы, с правой стороны находился придел во имя святителя Василия Великого, слева – в честь преподобной Анны, имя которой носила строительница храма Анна Ивановна Комарова. 29 октября 1900 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Петр освятил собор.

На территории соборного храма находились церкви, приписанные к нему. Это Петропавловская (Тихвинская) церковь и храм в честь иконы Богородицы “Всех скорбящих Радосте”.

Церковь в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (деревянная) появилась рядом с Благовещенским собором в 1718 г. Она просуществовала до 1753 г., когда была заменена новым каменным храмом, двухпрестольным – в честь апостолов и святителя Николая чудотворца.

В 1832 г. священнослужители и прихожане Благовещенского собора обратились к епархиальному начальству с просьбой разрешить им разобрать старинную двухпрестольную церковь “по тесноте и ветхости” и выстроить на ее месте новый трехпрестольный храм. Главный алтарь планировали освятить в честь Тихвинской иконы Божией Матери, боковые – во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая.

Строительство храма по утвержденному проекту архитектора Григоровича шло до 1841 г. В 1841 г. церковь была освящена.

Каменный храм в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте” (“Скорбящинский”) с приделом во имя преподобной Марии Египетской был построен в 1753 г. В начале ХХ столетия в нем располагались ризница и библиотека.

Благовещенскому собору принадлежали две каменные часовни: в честь иконы Богородицы “Живоносный Источник” (на территории собора) и во имя святой мученицы Параскевы (в городе). В них регулярно совершались молебны с водосвятием.

К Благовещенскому собору была приписана кладбищенская Предтеченская церковь. Она была возведена в 1801 г. и имела один престол в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи. В 1836 г. к храму пристроили приделы во славу Покрова Пресвятой Богородицы и во имя пророка Илии.

В 1924 г. община верующих Благовещенского собора и приписной Иоанно-Предтеченской церкви была зарегистрирована в облисполкоме. Клир состоял из протоиерея Петра Ивановича Радковского, священников Сергея Петровича Майорова и Василия Петровича Смирягина, протодиакона Михаила Ивановича Орешникова, дьякона Дмитрия Егоровича Кондакова, псаломщиков Родиона Борисовича Вещунова, Александра Евпловича Обновленского и Никиты Ефимовича Ефимова.

В 1929 г. в Гжатске активно развернулась кампания по закрытию всех церквей города.

13 декабря собрание Гжатского бюро Союза воинствующих безбожников приняло решение о закрытии Благовещенского собора и просило исполнительную власть утвердить свое постановление.

В начале 1930 г. Вяземский административный отдел, не получив разрешения Смолоблисполкома, закрыл Благовещенский собор. В марте с храма были сбиты кресты с главами, сняты колокола. В соборе был устроен звуковой кинотеатр.

Кладбищенская Предтеченская церковь была закрыта постановлением облисполкома в 1938 г.

Великая Отечественная война принесла городу значительные разрушения. Был уничтожен кладбищенский Предтеченский храм, пострадал Благовещенский собор. После войны в соборе размещался клуб (до 1960-х годов). В 1980-х годах здание было перепланировано, храм отреставрирован и передан под краеведческий музей.

В 2013 г. в общественно-религиозной жизни города Гагарина произошло значимое событие – один из приделов Благовещенского собора был передан Смоленской епархии. Восстановление приходской жизни поручено благочинному Гагаринского округа игумену Александру (Карпикову). Как справедливо говорит игумен Александр, “собор, несомненно, станет и украшением города Гагарина, и одним из символов того, что мы возвращаемся к своим национальным истокам и начинает торжествовать историческая справедливость. В дальнейшем у нас построение колокольни, и потихоньку религиозная жизнь возвращается в свое русло”.

По мнению жителей города, передача собора стала достойным продолжением возрождения церковной жизни на Смоленщине.

Иеромонах Рафаил (Ивочкин), кандидат исторических наук,
председатель Смоленского отделения Союза краеведов России, член Союза писателей России, дипломант Макариевского фонда

Главная > Митрополия > Приходы > Гагаринское благочиние > Архиерейское подворье Благовещенского собора