Обновления

Казанско-Пятницкая церковь (г. Рославль)

Главная > Митрополия > Приходы > Рославльское благочиние > Казанско-Пятницкая церковь (г. Рославль)

kazansko-pyatnitskaya-tserkov-g-roslavl

Адрес: 216500, Смоленская область, г. Рославль, ул. Красноармейская, 104
Тел.: 8 (48134) 4-11-01
Web-site: kazanskaya-rosl.cerkov.ru
Настоятель:

История Казанского храма в Рославле во многом повторяет историю тысяч таких же церквей по всей России, и, как у каждого храма, в его истории есть свои неповторимые, радостные и трагические моменты.

Прихожанину деревянной Пятницкой церкви купцу А. Ф. Мукинину захотелось заменить ее новой, каменной. Получив благословение от епископа, Мукинин начал строительство, но дело продвигалось медленно, так как денег не хватало. Кроме главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери в храме имелось еще два боковых придела – в честь святой мученицы Параскевы Пятницы и святого благоверного князя Александра Невского. К 1837 г. храм оставался еще непокрытым, хотя богослужения проводились в приделе святой мученицы Параскевы Пятницы. В 1845 г. новую каменную церковь освятил епископ Смоленский Тимофей.

Интерьер храма был замечательным, многие граждане вносили свои средства на его обновление. Стены, купол и своды были расписаны сюжетами на библейские темы. Предположительно, эти работы выполнил уроженец Рославля, окончивший Академию Художеств, – Валериан Степанович Крюков. Однако участие его в работе по украшению Казанской церкви росписями до сих пор является спорным.

15 августа 1853 г. настоятелем Казанско-Пятницкой церкви стал священник Алексий Щукин. Этот человек отдал все свои силы на служение Церкви. Именно при нем Казанский храм приобрел все свое внутреннее и внешнее благолепие. В 1855 г., после страшного пожара, который уничтожил половину Рославля и затронул Казанскую церковь, отец Алексий предпринял попытку восстановить ее внешний вид. По его инициативе была сооружена трехъярусная колокольня, расширена трапезная часть храма. К началу XX в. эта церковь являлась одной из самых благоустроенных и украшенных в Рославле. На колокольне помещались звонкие колокола, отлитые в Москве. На одном из колоколов была выгравирована такая надпись:

“1862 года, августа 30 дня, вылит сей колокол Смоленской губернии в город Рославль к Казанско-Пятницкой Александра-Невской церкви усердием священника Алексия Ивановича Щукина, старосты церковного Прохора Ивановича Ноздрина и всех прихожан в Москве, на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина. Вес 120 пудов 32 фунта”.

Отец Алексий известен не только как храмоукраситель, но и как прекрасный проповедник. Более пятидесяти лет публиковались его проповеди, заметки, некрологи в “Смоленских епархиальных ведомостях”. Занимался он и краеведением. Ценность его публикаций – в приводимых фактических данных об археологических памятниках Рославльского уезда, об этнографических обрядах, распространенных в уезде в то время.

Благодаря заботам протоиерея Алексия при Казанском храме появилось здание для приходской библиотеки и церковно-приходской богадельни. Помощницей отца Алексия была Надежда Филаретовна фон Мекк, которая являлась основным жертвователем на строительство и нужды библиотеки и богадельни. Освятили вновь построенное здание 22 октября 1885 г.

За свои труды на ниве Христовой отец Алексий был награжден в 1892 г. орденом святой Анны 2-ой степени 71, а в 1898 г. – орденом святого Владимира 4-ой степени.

Но главной наградой для протоиерея Алексия Щукина была, конечно же, любовь прихожан Казанской церкви. 15 августа 1903 г. исполнилось пятьдесят лет со времени рукоположения в сан священника к Казанской церкви протоиерея Алексия Щукина. Прихожане преподнесли ему в дар икону Христа Спасителя в серебряном окладе и изящном киоте.

16 августа чествовали протоиерея Алексия отцы настоятели городских церквей во главе с благочинным, соборным протоиереем Василием Юденичем. По окончании приветственной речи от лица духовенства отцу Алексию была вручена Смоленская икона Божьей Матери, также в серебряном окладе и резном киоте.

Заботы отца Алексея распространялись не только на прихожан Казанской церкви и благотворительные учреждения. Его пастырскому попечению были вверены души солдат, так как Казанский храм одновременно являлся и полковой церковью Невского полка в течение 22 лет – с 1892 г.

Умер отец Алексей 14 марта 1915 г., 89 лет от роду, прослужив в Казанской церкви 62 года.

Невский полк прижился в Рославле и буквально породнился с этим городом: офицеры обзаводились семьями, их дети рождались уже коренными рославльчанами. Именно поэтому начало Первой мировой войны и отправка Невского полка на фронт стали настоящей трагедией для многих рославльских семей. В первых числах августа 1914 года “невцы” пришли в Казанско-Пятницкий храм на прощальную службу. И служба эта действительно оказалась последней в жизни многих солдат и офицеров Невского полка. В том же августе четырнадцатого большая часть “невцев” погибла в Германии, лишь немногие уцелели и попали в плен. Полк, тем не менее, не был расформирован, но его новый состав уже не имел к Рославлю и Смоленщине никакого отношения.

Так закончился славный и недолгий “военный” период жизни Казанско-Пятницкой церкви.

После революции 1917 г. Казанский храм постигла участь многих православных церквей. Точная дата его закрытия неизвестна. Есть сведения, что он был упразднен решением облисполкома и приспособлен под склад. Скорее всего, произошло это в первой половине 30-х годов.

Новые хозяева довели здание Казанской церкви до аварийного состояния. Потолки, полы, убранство интерьера, купол над центральным основным помещением церкви к 1970 г. отсутствовали. Окна были заколочены досками, на крыше выросли березы. В таком виде церковь была взята под государственную охрану в 1974 г.

В 1975 г. начался ремонт полуразрушенного здания. Мастера Смоленской научно-реставрационной мастерской десять лет приводили его в надлежащий вид. Разумеется, что никаких первоначальных архитектурных планов этой церкви не сохранилось. Реставраторам пришлось побывать в однотипных храмах, чтобы возродить первоначальный вид Казанской церкви. В ходе реставрации восстановлены фасад, сгоревшие интерьеры и другие части здания.

В 1985 г. отреставрированная Казанская церковь была передана на нужды рославльского музея. Такое назначение бывшего церковного здания, надо признаться, далеко не худший из возможных вариантов использования храмов в советские годы. Но все-таки многие рославльчанки, по роду совей деятельности сотрудничавшие с выставочным залом (учительницы, работницы культуры и искусства), наотрез отказывались переступать порог кабинета научных сотрудников, потому что этот кабинет располагался в алтарной части.

Переговоры о возвращении здания Казанско-Пятницкой церкви начались в начале девяностых, и история возвращения храма Русской Православной Церкви довольно примечательна. К чести епархиальных властей и Рославльского благочиния, церковь никогда не форсировала процесс передачи ей храма, понимая и разделяя проблемы учреждения культуры, чего, к сожалению, не скажешь о самих работниках культуры. Буквально сразу, как только по городу прошел слух о том, что, возможно, в неопределенном будущем в храме возобновятся богослужения, в одной из авторитетных областных газет появилась статья, написанная от имени рославльских музейных работников. В статье сообщалось, что “церковь отбирает у горожан выставочный зал”, лишает людей возможности приобщаться к прекрасному, что два действующих на тот момент в городе храма практически пустуют, поэтому в новом нет никакой необходимости и т.д. и т.п.

Ответное письмо православной общины, в котором говорилось, что церковь ничего ни у кого не отбирает, а в случае возвращения ей храма готова даже своими силами и средствами помочь выставочному залу обустроиться в выделенном взамен помещении, та же газета проигнорировала.

За прошедшие с тех пор более десяти лет работникам выставочного зала предлагались немало вариантов новых помещений, но покидать красивое церковное здание с хорошей акустикой они не собирались. Церковь продолжала вести себя сдержанно, сотрудничала с выставочным залом, по-доброму и с пониманием относилась к проблемам и заботам культуры и никогда не отказывалась от участия в проводимых культурных мероприятиях.

Однако то, что должно было случиться, случилось. Казанско-Пятницкий храм возвращен Церкви, и, наверное, с памятного и трагического 1914 года в нем не собиралось столько людей, сколько пришло на первый после возвращения молебен.

24 ноября 2006 года викарий Смоленской епархии епископ Вяземский Игнатий (Пунин) совершил водосвятный молебен в здании Казанско-Пятницкой церкви. Это было первое за более чем семьдесят лет богослужение в храме, закрытом в начале 30-х годов прошлого века и лишь недавно возращенном епархии.

В феврале 2007 года настоятелем храма был назначен иерей Андрей Федоров. И теперь в храме постоянно совершаются богослужения.

Главная > Митрополия > Приходы > Рославльское благочиние > Казанско-Пятницкая церковь (г. Рославль)