Обновления

Празднование в честь перенесения мощей благоверной княгини Иулиании Вяземской

Главная > История > Празднование в честь перенесе…

Ежегодно 15 июня по новому стилю Православная Церковь совершает празднование в честь перенесения в 1819 году мощей святой благоверной Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской, принявшей мученическую кончину в городе Торжке 21 декабря/ 3 января 1406 года

2015-06-15_002
Известно, что в 1815 году в Торжке начали разборку старого Преображенского собора, построенного ещё в 1364 году на месте более древнего Спасского храма. При этом обнаружили часть каменной гробницы, в которой почивали останки святой княгини. Днем и ночью к месту погребения святой благоверной Иулиании стекались люди. Многие из искренне верующих, молясь у её честных останков, получали исцеление в болезнях. В это время продолжалось и возведение стен нового Преображенского собора. В 1819 году под храмом, с правой стороны устроили и освятили в часовню, куда и перенесли мощи святой Иулиании. В 1906 году её обратили в отдельный придел, посвященный святой княгине. По свидетельству архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина; 1839-1908), в 1820 году для придельного (правого) престола, освященного во имя святых Иулиании Никомидийской и Иулиании Вяземской, Новоторжской, в Преображенский летний городской собор, выдан антиминс архиепископом Филаретом (Дроздовым; 1782-1867; святитель; память 19 ноября/2 декабря). В 1822 году строительство нового собора, возводимого по проекту архитектора К. И. Росси, завершили, и он был освящен.

По преданию, святая Иулиания Вяземская родилась в последней четверти XIV века. Она происходила из знатного и благочестивого рода бояр Гостомысловых. Ее отца Максима Даниловича поставили наместником в городе Торжке, подчинявшемся Великому Новгороду. В 1391 году за приверженность к Великому князю московскому Василию Дмитриевичу его предательски убили. Мать Иулиании, Мария Никитична не смогла пережить безвременную гибель супруга, и спустя несколько месяцев мирно скончалась. Перед смертью, она призвала брата мужа – Феодора Даниловича Гостомыслова, и поручила ему растить свою четырёхлетнюю дочь Иулианию. Он стал для девочки вместо отца и воспитал её в духе истинного православного благочестия. Потеряв родителей, Иулиания не впала в уныние, а возрастая, все больше и больше полагаясь на волю Божию. Её главным утешением стали молитвы ко Господу в доме дяди и в приходском храме. Неотъемлемыми качествами святой Иулиании стали благочестие и страх Божий. Премудрый Господь, видя её искреннюю веру, не оставил Иулианию, дав ей не только чистую и нежную душу, но и прекрасную и благообразную наружность.

По достижении законного возраста Иулианию выдали замуж за Симеона Мстиславовича, князя Вяземского. Он отличался кротостью, богобоязненностью и особым человеколюбием. Свято исполняя Заповеди Господни, приняв Таинство брака, Симеон и Иулиания сразу полюбили друг друга. Жизнь их семьи протекала мирно и тихо, при взаимном согласии. Их благочестивый брак сравнивали с жизнью двух чистых, белых голубей среди стаи черных и хищных воронов.

Русская земля, на рубеже XIV-XV веков, находившаяся в вассальной зависимости от Золотой Орды, переживала не лучшие свои времена. Междоусобные войны, жестокие нравы, предательство, зависть, наветы широко распространялись в среде правящих князей. Постоянно присутствовала угроза западным границам со стороны княжества Литовского. В 1390(1) году сын святого благоверного князя Димитрия Донского великий князь Московский Василий Димитриевич (1371-1425), управлявший с 1389 по 1425 годы, взял себе в супруги Софию – дочь великого князя Литовского Витовта (1350-1430). Этот брак способствовал тому, что Смоленское княжество, пограничное между Москвой и Литвой, переживало последние годы своего существования. Великий князь Витовт, весь период своего правления, не только желал владеть Смоленскими землями, но и хотел навсегда закрепиться на них. К сожалению, зять его великий князь Василий Димитриевич, практически этому никак не препятствовал.

Последний владелец Смоленских земель – князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода великого князя Владимира Мономаха (1053-1125), из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, князь Юрий отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 году, после смерти своего отца — князя Святослава Иоанновича, павшего в бою с литовцами. В начале XV века князь приказал казнить множество дворян в Смоленске и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 году литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву к великому князю Василию Димитриевичу, с просьбой о военной помощи, как его враги тайно связались с Витовтом и сдали ему Смоленск. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Её отправили в Литву. В результате, на сто десять лет Смоленские земли перешли под власть княжества Литовского, и только в 1514 году великий князь Московский Василий Иоаннович (1479-1533) освободил Смоленск и принадлежавшие России территории.

Юрий, князь Смоленский с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Великий Новгород, и некоторое время находился здесь. Вскоре после захвата литовскими войсками Смоленщины и князь Симеон Вяземский, с верной супругой своей княгиней Иулианией, разделил с ним бедствие изгнания. В 1406 году князь Юрий обратился за покровительством и защитой в Москву. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона, дав им на прокормление город Торжок, разделив его на две половины.

Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они всегда делили пополам и радость и горе. При этом князь Симеон никогда не забывал о своем подчинении князю Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служил ему верой и правдой. И княгиня Иулиания, проявляла почтительность, ласку и доброту ко всем гостям. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех приходивших в их дом. Но недолго протекала мирная и счастливая жизнь святых Симеона и Иулиании. В Торжке одна из самых отрицательных черт характера князя Юрия – сластолюбие, непомерная любовь к женщинам, приняла крайние формы. И если ранее, имея рядом законную супругу, он еще как-то сдерживал себя, то в Торжке пируя и предаваясь пустым развлечениям, быстро потерял над собой всякий контроль. Он прельстился красотой княгини Иулиании. В его сердце закралась зависть к князю Симеону, перешедшая в непреодолимое желание непременно завладеть чужой супругой. Уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности, князь Юрий стал искать возможность осквернить брак святых благоверных Симеона и Иулиании. Неоднократно он приходил в их дом со злыми намерениями, но целомудренная княгиня умело уходила от всех его козней.

Окончательно ослепленный блудной страстью, несчастный князь Юрий решил коварной хитростью добиться своей цели. Устроив щедрый пир в своем доме, он пригласил святых Симеона и Иулианию. Напившись вина, и потеряв над собой всякий контроль, князь Юрий, прямо во время пира, убил мечём, ничего не подозревающего князя Симеона. Затем он приказал слугам силою, «яко власть господскую имея над нею», привести святую благоверную Иулианию к себе в спальню. И здесь она, даже под страхом смерти, зная о гибели мужа, не испугалась насилия и угроз, не пошла на беззаконие, продолжая непоколебимо сохранять своё целомудрие. Мольбами, увещеваниями и праведным гневом святая княгиня Иулиания пыталась вразумить безумного сластолюбца, желая отвести его от нового преступления. «Зачем, господин мой, напрасно ты трудишься? Не быть никогда такому позорному делу! Ты знаешь, господин мой, у меня есть муж и как мне осквернить честное ложе его! Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело!». Слова святой Иулиании привели преступную душу сластолюбца в состояние одержимости. В неистовстве князь Юрий подступил к ней ближе и, видя ее сопротивление, рассвирепев, повалил, пытаясь овладеть ей. Княгиня Иулиания с несвойственным хрупкой женщине мужеством стала защищаться от насильника. Вынув нож, который по сложившейся тогда традиции носили все женщины высшего общества, она попыталась ударить им князя Юрия в горло, попав ему в руку. Воспользовавшись его временным замешательством, святая Иулиания вырвалась и с криком о помощи выбежала на княжеский двор. Юрий обезумел настолько, что приказал догнать княгиню, отрубить ей руки и ноги, и мертвое тело бросить в прорубь, в реку Тверцу.

По рукописному Житию святой княгини Иулиании, хранившемуся в соборе Торжка, князь Юрий заманил святую княгиню Иулианию в одну из комнат своего дворца. После нападения на нее и криков о помощи, прибежал святой князь Симеон. Обезумевший от ярости Юрий бросился на него и убил, а княгиню Иулианию сам лично «изрубил в куски» и велел бросить в реку. Пострадавшие от Юрия целомудренная Иулиания и супруг её Симеон омыли свои брачные венцы непорочной кровью, и мирно отошли ко Господу, чтобы там воспринять венец мученический. Вместо короткой и временной земной жизни они получили – жизнь вечную и царство небесное. Их блаженная кончина последовала 21 декабря 1406 года.

По преданию тело святого благоверного князя Симеона Мстиславовича перенесли с почестями в Вязьму. Здесь совершили его отпевание и торжественно погребли на холме в склепе Соборного Никольского храма. Имущество князя-мученика, по общему уговору его родственников, с согласия великих князей Московского Василия Димитриевича и Литовского Витовта, передали в Вяземский собор для совершения постоянного молитвенного поминовения князя Симеона и его супруги Иулиании. Святой князь Симеон, свято почитался Вязьме и в Торжке местно. Его изображения встречались в иконах и росписях храмов городов Твери, Торжка и Вязьмы.

Господь открыл останки святой благоверной княгини Иулиании весной. Ее целое и нетленное тело, плывущее против течения, обнаружил один больной крестьянин, шедший в город Торжок по берегу реки Тверцы. Увидевший чудесное явление, он изумился, испугался и уже хотел удалиться, когда услышал голос, исходящий от бездыханного тела: «Раб Божий, не бойся. Ступай в соборную церковь Преображения Господня и возвести протопопу и прочим, чтобы они взяли мое грешное тело отсюда, и погребли его на правой стороне в этой церкви». В то же время крестьянин почувствовал себя совершенно здоровым. С радостью он исполнил чудесное повеление святой Иулиании. Тотчас, получив весть об обнаружении тела честной княгини, множество народа во главе с соборным духовенством отправились на указанное место. Недалеко от берега они обрели ее честные останки и с подобающим торжеством перенесли в собор, где и нашла святая Иулиания упокоение в каменной гробнице. При этом многие больные получили исцеление от своих тяжких недугов.

В 1598 году протодиакон соборной церкви Торжка, Иоанн, без всякого на то благословения от правящего архиерея, захотел тайно осмотреть мощи святой Иулиании, находившиеся под спудом. Сорок дней он молился Богу и постился. Когда отец Иоанн начал раскапывать захоронение княгини, внезапно на него напал ужас. В то же время из гробницы вырвался огонь, сильно опаливший дерзкого протодиакона, и раздался голос: «Не трудись напрасно, отец, ибо не следует видеть тела моего, пока не будет на то воли Божией». Полдня наказанный протодиакон пролежал без движения, пока вошедший в церковь пономарь не увидел его и не созвал народ. Иоанн со слезами поведал всем о случившемся с ним. Более двух месяцев протодиакон пролежал в постели, не в силах подняться. Он искренне раскаялся, и только молясь у мощей святой Иулиании, куда его приносили родственники, получил исцеление.

После жестокого убийства святых Симеона и Иулиании, всеми презираемый и порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. Не найдя покоя в степных землях, терзаемый муками совести, князь Юрий удалился и из них, скитаясь вдоль границ Руси, и даже боясь назвать свое имя. Вскоре он вернулся и стал искать пустынное место, чтобы поселиться в нем, каяться и оплакивать свои страшные грехи.

По преданию, во владениях своего тестя, князя Олега Рязанского, грешный князь Юрий нашел скромное монашеское убежище. В Николаевском Веневом монастыре (в 34 верстах от Тулы), находившемся у реки Осетр, его принял игумен Петр. Исповедовавшись и раскаявшись, князь Юрий вспомнил свои «многие беды и напасти, и мирские мятежи, и душевные страсти». Пробыв в стенах обители несколько дней, он тяжко заболел и 14 сентября 1408 года скончался.

В первой четверти XX века, развернутая новой властью по всей России антирелигиозная компания, не обошла и Торжок. 5 февраля 1919 года гробницу с мощами святой княгини Иулиании вскрыли. Представители администрации города называли разграбление и осквернение древней святыни «публичным освидетельствованием» и «ликвидацией культа мертвых тел». По некоторым свидетельствам, после этого, мощи святой Иулиании перенесли в храм Архангела Михаила города Торжка, где они покоились ещё до 1930 года. Другие источники утверждают, что сразу после вскрытия большевики выбросили мощи святой Иулиании в реку Тверцу. Дальнейшее местонахождение мощей благоверной княгини Иулиании в настоящее время неизвестно.

Православная Церковь чтит память святых благоверных князя Симеона и княгини Иулиании 21 декабря/ 3 января), в день их мученической кончины, а также: в воскресенье перед 28 июля/ 10 августа) – Собор святых земли Смоленской; воскресенье после 29 июня/ 11 августа – Собор святых земли Тверской; второе воскресенье по пятидесятнице – Собор всех святых в земле Российской просиявших; обретение мощей святой благоверной княгини Иулиании – 2/ 15 июня.

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Главная > История > Празднование в честь перенесе…