Обновления

Паломническая поездка на Святую гору Афон

Главная > Новости > Паломническая поездка на Святую гору Афон

2015-03-22_2204

Фотогалерея

По благословению Преосвященнейшего Исидора епископа Смоленского и Вяземского с 15 по 22марта 2015 г. состоялась паломническая поездка на Святую гору Афон. В числе паломников были секретарь Смоленской епархии протоиерей Павел Петровский, благочинный Вяземского благочиния протоиерей Валерий Калинин и два мирянина Андрей и Роман.

Святая Гора Афон – земной удел Пресвятой Богородицы, православная монашеская республика. Афонский полуостров – восточный “палец” полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова на 2033 м над уровнем моря возвышается сама гора Афон, давшая название всему полуострову.

Святая Гора Афон – это место непрестанной молитвы к Богу. Монашеству на Афоне более 1000 лет. Множество Паломников со всех уголков земного шара ежегодно посещают Святую Гору, так как это место освящено подвигами тысяч и тысяч монахов, на протяжении тысячелетия передававших своим последователям Православную веру в нетронутой чистоте и сохранивших ее таковой до сегодняшнего дня. Именно поэтому Святую Гору Афон называют оплотом Православия во всем мире.

В воскресенье 15 марта группа смолян прилетела в международный аэропорт “Македония” города Салоники, откуда паломники с сопровождающим отправились в Уранополис (греч.Οὐρανόπολις – “город неба”). Здесь паломники получили специальное разрешение – диамонитирион, которое необходимо для посещения Святой горы Афон.

Рано утром группа смолян на корабле отправилась из Уранополиса на Святую Гору. Находясь на борту корабля, паломники имели возможность восхищаться красотой таких древних афонских монастырей как Хиландар, Зограф, Костамонит, Дохиар, Ксенофонт, Свято-Пантелеимонов монастырь и Ксиропотам. Эти обители хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих. Но не меньшее богатство – сбережённое в этих древних монастырях тысячелетие духовной жизни славной Византии и других православных стран (России, Сербии, Болгарии).

Паломники вышли в порту Дафни и оттуда на микроавтобусе отправились в столицу Афона – Карею. Карея (Кариес) была основана в IX веке первыми афонскими монахами. Она расположена в горной местности в центре полуострова Афон, на высоте 370 метров над уровнем моря, и имеет площадь приблизительно 2 гектара. Сейчас Карея – место заседания Священного Кинота и административный центр Святой Горы, где находятся представительства 19 монастырей (из 20 действующих на Афоне), в которых живут епистаты, заседающие в Киноте (монастырь Кутлумуш не имеет своего представительства, так как он расположен на небольшом расстоянии от Кареи).Священный Кинот представляет собой исполнительную власть Афона.

В Карее паломники посетили один из древнейших соборов Святой Горы – храм Протата, посвященный Успению Пресвятой Богородицы.

Он был построен Афанасием Афонским в первой половине X века, а затем обновлен императором Андроником II Палеологом (1282-1328 гг). В XIII веке собор пострадал от каталонцев, но снова был восстановлен болгарскими царями. Главной святыней храма является чудотворная икона Пресвятой Богородицы “Достойно Есть” (“Аксион Эсти”). Эта икона принадлежит к типу “Милующая”. Вплоть до последнего времени она находилась в алтаре храма Протата, но сейчас, в связи с реставрационными работами, перенесена в киот слева от иконостаса. Икона имеет серебряный оклад, который был изготовлен в Ватопедском монастыре в 1836 году. Согласно преданию, перед этой иконой ангел Господень пропел гимн “Достойно есть…”.

Смоляне приложились к чудотворному образу и помолились перед ним за Россию и за мир на украинской земле.

В Карее паломники сделали пересадку на другой автобус и направились в Ватопед, один из самых древних, богатых и обширных святогорских монастырей.

Ватопед – второй в иерархии афонских монастырей. Он освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и отмечает свой престольный праздник 25 марта по Юлианскому календарю. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: “ватопеди” в переводе с греческого обозначает “ребёнок в кустах” (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах).

По прибытии в Ватопед смолян ждал обильный обед. Паломники присоединились к братии монастыря, которая за трапезой после Богослужения слушала поучения Святых Отцов.

После обеда паломникам предложили зайти в монастырскую лавку, где они увидели, чем богат монастырь и приобрели путеводитель на русском языке, чтобы свободно передвигаться по Святой Горе.

После Великого повечерия для поклонения паломников были вынесены многочисленные святыни монастыря, среды которых бесценная святыня Ватопеда – пояс Богородицы, а также части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, честные главы свт. Иоанна Златоуста с нетленным ухом (предание гласит, что в это ухо ему говорил сам первоверховный апостол Павел, когда он писал толкование на апостольские Послания), Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.

Протоиерея Павла, протоиерея Валерия, Андрея и Романа завели в алтарь, где они смогли поклониться Ктиторской иконе Божией Матери, называемой также “Алтарницею”.

Эта икона имеет свою историю. Император Феодосий I Великий (379-395 гг.), узнав о чудесном спасении своего сына Аркадия от гибели в морских волнах, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа Ктиторской, в память того, что император был ктитором, а по переводу с греческого на русский язык – устроителем и украсителем монастыря. Эта Ктиторская икона была поставлена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Последнее обстоятельство послужило поводом к названию сей святой иконы еще “Алтарницей”.

Когда в 862 году грабители арабы напали на Святую Гору и были уже недалеко от Ватопеда, екклисиарх (человек, отвечающий за порядок богослужения) монастыря скрыл Ктиторскую икону Пресвятой Богородицы вместе с крестом в колодезь, под помостом храма, за мраморною плитою, зажегши пред святынею свечу и уже после этого бросился бежать. Однако спастись бегством ему не удалось: варвары схватили его и увели в плен на остров Крит, или Кандию.

Через 40 лет (по иным сведениям через 70 лет) он получил свободу. Душа его стремилась туда, где он прежде служил Господу – к Святой Горе. Великолепный в прежнее время Ватопед теперь представлял из себя жалкие развалины. Немногочисленная братия трудилась над обновлением разоренной обители, к ним присоединился и старец-пленник. Старец вспомнил о скрытых святынях – иконе Пресвятой Богородицы и животворящем Кресте. Он попросил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Братия поверила старцу, и когда по указанию екклисиарха подняли плиту, то действительно нашли в колодезе и икону Богородицы, и животворящий Крест Господень. Даже самая свеча еще горела пред ними.

Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при святой Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род, чтобы она осталась до последнего дня существования этой обители.

Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, в том же соборе служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается вот уже девять столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители. Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой Горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах.

После поклонения святыням паломники попробовали греческий кофе, оливки и хлеб (во время Великого поста братия монастыря только обедает).

Утреннее богослужение началось в 4 часа утра (в большинстве афонских монастырей используется так называемый византийский счет времени суток – отсчет часов начинается с захода солнца). Совершались полунощница, утреня и 1-й час. Афонское богослужение произвело сильное впечатление на паломников. Пение, действия священнослужителей, сама храмовая атмосфера, молитва монахов – все это помогало душе прикоснуться к горнему миру.

Протоиерею Павлу и протоиерею Валерию как священникам, монахи предложили почетные места в стасидиях, где они могли продолжить свою молитву.

В конце богослужения братия монастыря и паломники совершили поклонение Животворящему Кресту и святыням монастыря – чудотворным иконам Божией Матери “Всецарица” (“Пантанасса”), “Закланная” (“Эсфагмени”), “Елеоточивая” или “Келарница” (“Элеовритисса”, “Дохиарисса”).

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая “Всецарица” по преданию, была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам.

На иконе изображена Пресвятая Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец Христос со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя мира. На заднем плане изображены два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа “Всецарицы”. Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе, но внезапно лицо Божией Матери вспыхнуло словно молния, и невидимая сила швырнула его на землю. Поднявшись, юноша со слезами на глазах признался монахам, что жил вдали от Бога и занимался колдовством. Он даже пришел в Ватопедскую обитель, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Чудесное вмешательство Богородицы навсегда отвратило юношу от колдовства, заставило его изменить жизнь и стать богобоязненным человеком.

Чудотворный образ Божией Матери “Всецарица” почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. “Всецарица” имеет благодать исцеления больных раком.

Икона Божией Матери, именуемая “Закланная” свое наименование получила по следующему случаю: один экклесиарх, диакон Ватопедской обители, по долгу служения занимался в церкви наведением порядка и, задержавшись, опоздал на трапезу. Недовольный трапезарь заметил ему, что надо приходить вовремя. Оскорбясь, диакон пришел в такую ярость, что ушел опять в церковь и, ставши перед иконой Божией Матери, сказал: “До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, и за всё нет ничего у меня, даже куска хлеба!”. С этими словами он ножом ударил Ее в ланиту и пронзил холст насквозь. Из раны брызнула кровь, лик покрылся бледностью. Испуганный преступник упал перед иконой, ослеп, обезумел, члены его ослабели, он дрожал, как убийца Каин. Игумен, совершив всенощное бдение о спасении и помиловании несчастного, молился усердно о нем и чрез три года получил известие о прощении его. Действительно, диакон пришел в себя, прозрел и глубоко раскаялся в безумном поступке. Определив себе перед закланною им иконой место, он в покаянии провел перед ней всё остальное время своей жизни.

Перед смертью диакона Богородица явилась ему и обрадовала его прощением, но сказала, что дерзкая его рука должна испытать осуждение во второе пришествие Христово. Когда, по афонскому обычаю, по истечении трех лет открыли кости умершего, ужасное зрелище поразило всех: все кости покаявшегося виновника были светлы, дерзкая же рука осталась не истлевшей и почерневшей. Рука эта сохраняется в монастыре в память о непостижимой любви Пресвятой Владычицы, готовой всех прощать за наносимые Ей оскорбления, вольные и невольные.

Название иконы Божией Матери “Елеоточивая” или “Келарница” связано с чудом, известным по монастырскому преданию. В XV в., в бытность дохиаром (келарем) монастыря прп. Геннадия, в обители оскудели запасы масла. Желая сохранить его остатки для церковных нужд, дохиар перестал давать масло братии. Но игумен, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел прп. Геннадию дать масло в пищу братии из последнего сосуда. Дохиар исполнил волю игумена. В один из дней, вновь придя в кладовую за маслом, прп. Геннадий ожидал увидеть сосуд опустошенным, но обнаружил, что масло переливалось через край и текло из дверей наружу. Богоматерь за чудесное утешение прославили перед Ее иконой, находившейся в кладовой. Там же икона пребывает и в настоящее время; от иконы исходит благоухание. Икона датируется XIV в. и относится к иконографическому типу Одигитрии, где Младенец Христос представлен на левой руке Пресвятой Богородицы. Празднование иконе приходится на один день с памятью прп. Геннадия – 17 ноября.

Соборный храм Ватопеда имеет два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый “Отрада” или “Утешение”. Протоиерей Павел, протоиерей Валерий, Андрей и Роман прочли акафист перед, находящимся здесь чудотворным образом Божией Матери и получили разрешение спеть величание Богородице “Царица моя Преблагая”.

Вот что повествует предание об этой иконе. Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы: “Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников”.

Взглянув на образ, игумен стал свидетелем страшного чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал: “Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!”. Но Заступница Усердная, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё два раза повторила предупреждение. Конечно, врата не открыли, разбойников отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

После утреннего богослужения келейник архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, рассказал смолянам о святынях обители, и паломники еще раз имели радость и честь приложиться к великим святыням, которые им вынесли из алтаря. Как благословение монастыря все получили пояски, освященные на поясе Пресвятой Богородицы.

Находясь под большим впечатлением от посещения Ватопеда, группа смолян на автобусе отправилась обратно в столицу полуострова, Карею.

Оттуда пешком по живописным местам примерно два часа путники совершали переход в Иверский монастырь (Иверон), где их ждала радостная встреча со старцем Каллиником, который благословил на пребывание в монастыре. Стоит сказать, что в монастырь пускают не всех. Но, т.к. диамонитирион (разрешение на посещение монастыря) смолян был приписан к монастырю Ватопед, то группу принимали везде. Кроме того, в любом монастыре Святой горы чувствуется особое внимание братии к русским паломникам, как православному братскому народу.

В монастыре Иверон паломники сначала побывали на Великом повечерии, молебне в Иверской часовне с акафистом перед Иверской иконой Божией Матери. Затем приложились к святыням, которые милостивно были вынесены через Царские Врата и проследовали на трапезу. Ночью, перед самым закрытием, совершили крестный ход вокруг монастыря, в сопровождении местного сторожа – монастырской собаки.

Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица; это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери.

Во времена иконоборчества вдова, владелица этой иконы, проживавшая неподалёку от города Никея, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошло несколько веков. И вот в 1004 году он чудесным образом в столпе света, поднимавшемся до самых небес, прибыл к берегам Афона. В это время благочестивому старцу Гавриилу было видение Божией Матери, повелевавшей ему подойти к иконе по воде и перенести её в соборный храм. В честь чудесного явления иконы сейчас воздвигнут храм Успения Пресвятой Богородицы.

Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу монастыря и сказала: “Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют”. Тогда чудотворную икону поместили над вратами обители и стали называть “Вратарница”.

Однажды во время сарацинского набега один варвар дерзко ударил икону своим копьём. В тот же миг из образа потекла кровь, которую можно различить на нём и сегодня. Разбойник покаялся и принял монашество под именем Дамаскин, но сам называл себя Варваром. Инок достиг святости, и в обители сохранилось его иконописное изображение.

Ночное богослужение – полунощница, утреня в Иверском монастыре совершается в 2 часа ночи. После непродолжительного отдыха утром протоиерей Павел, протоиерей Валерий, Роман и Андрей отправились в Карею, в монастырь Ксиропотам. На остановке путников вновь встретила собака, провела до дверей и остановилась перед объявлением, что монастырь не принимает паломников, так как готовится к престольному празднику. Привратник долго не пускал паломников, но за смирение вынес для поклонения икону 40 мучеников Севастийских, Крест с частицей Животворящего Креста, прп. Павла Ксиропотамского.

После молитвы у святынь смоляне добрались на автобусе до порта Дафни и оттуда милостью Божией отправились в монастырь святого Павла.

В монастыре традиционно подвизается много выходцев с острова Кефалонья. Оттуда родом и нынешний игумен о. Парфений. Этот старец уже много лет подвизается на Святой Горе и пользуется в православном мире заслуженным авторитетом.

Основал обитель в X веке преподобный Павел, сын императора Михаила Куропалата. Император Роман в своей царской грамоте, выданной прп. Павлу на построение обители, называл его “величайшим из философов”. Монастырь был разорён пиратами и каталонцами и пришёл в запустение, став кельей, принадлежащей Ксиропотаму. Возрождение обители началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима и Антония. Большую материальную помощь обители оказывали византийские императоры из династии Палеологов и правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи. Дочь Георгия передала обители Дары волхвов, принесённые в дар Богомладенцу Иисусу Христу: золото, ливан и смирну (впоследствии у них было совершено множество чудес и исцелений). Как повествует предание, принцесса Мария намеревалась сама внести эту святыню в обитель, но и ей, как прежде греческой царевне Плакидии, свыше было строго запрещено нарушать афонское правило.

В монастыре хранят: драгоценный крест с частью Животворящего Креста Господня и складень, принадлежавшие равноапостольному императору Константину Великому; мощи Иоанна Крестителя, апп. Андрея Первозванного, Варфоломея и Филиппа, евв. Луки и Матфея, вмч. Пантелеимона, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, сщмч. Игнатия Богоносца и Ипатия, еп. Гангрского, мчч. Елевферия, Трифона, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, свтт. Нектария Пентапольского и Дионисия, архиеп. Эгинского, прпп. Максима Исповедника, Арсения Каппадокийского и др.

Среди святынь обители четыре иконы Божией Матери. Одна, известная как “Зеркало”, принадлежала благочестивой императрице Феодоре, супруге царя-иконоборца Феофила. Царица скрывала образ за зеркалом, отсюда появилось и название иконы. Узнав об этом, император в неистовстве бросил этот образ в огонь, однако тот остался невредим. Другой драгоценной иконе “Преблагословенной” или “Мироточивой” (XIV) можно поклониться в соборном храме монастыря. Третья икона, находящаяся в приделе святого Анфима, известна как “Филатусса” (то есть “Защитительница”), она была написана в XII веке в Константинополе. Ещё один чудотворный образ, хранящийся в Агиу Павлу, это Богородица “Антифонитрия Лакку”. С другой стороны этого двустороннего образа изображено Распятие Спасителя. Икона датируется IX веком и прибыла в монастырь из Константинополя.

После ночлега в монастыре святого Павла смоляне отправились на встречу со святынями монастыря Ватопед, где еще имели возможность вместе с многочисленной братией монастыря побеседовать со старцем монастыря (геронтой) Ефремом. С греческого на русский паломникам переводил келарь Нектарий – грузин, хорошо говорящий по-русски. Протоиерей Павел, протоиерей Валерий, Андрей и Роман получили благословение и напутствие старца, четки, календарь, книгу “Беседы с архимандритом Ефремом”, передали поклон от епископа Исидора и дары Его Преосвященства, в том числе, Смоленскую икону Божией Матери Одигитрии, подписанную рукой смоленского архипастыря.

После утреннего богослужения смоленская группа пошла к автобусу, которого не оказалось на месте. Прождав его примерно час, паломники узнали, что автобуса не будет, так как накануне прошел большой снегопад, и все дороги закрыты. Однако, отчаянный водитель Георгий, видя желание смолян продолжать паломничество, решил показать мастер-класс вождения в экстремальных условиях, предупредив, что умереть на Святой Горе сподобляются не все. По прибытии в Дафни путники отправились в монастырь Григориат, откуда рукой подать до вершины горы Афон…

Далее паломники отправились в монастырь Симонопетра. По пути паломники увидели пещеру святителя Григория Паламы, в которой он подвижничал в священном безмолвии. По благословению смоленским священникам было разрешено совершить Божественную литургию в храме рождества Богородицы при келье великого святителя. Протоиерей Павел возглавил литургию, одев на грудь крест-мощевик с мощами древних святых. Ему сослужили протоиерей Валерий Калинин и иерей Александр Орлов, прибывший с группой паломников из Кемерово. Затем протоиерей Павел, отдельно от группы, вместе с протоиереем Сергием Ковалем и его сыном, прибывшими из Керченской епархии, отправился в монастырь Симонопетра, где монахи по обычаю греческого гостеприимства встретили их стаканом воды и лукумом.

После посещения монастырей Симонопетра и Григориат, паломники планировали восхождение на гору Афон, но в связи со снегопадом не получили благословения. Монастырь Григориат по образу жизни обитель считается одной из самых строгих на Афоне. Игуменом монастыря с 1974 года является один из блестящих богословов современности архимандрит Георгий Капсанис – один из плеяды учёных, которые во второй половине XX века отказались от блестящей научной карьеры и приняли постриг на Святой Горе, способствовав возрождению афонского монашества. Рядом с отцом Георгием подвизаются монахи из разных стран, что во многом связано с активной миссионерской деятельностью обители за пределами Афона (прежде всего в Африке). Здесь протоиереи Павел и Валерий и их спутники Андрей и Роман имели возможность общаться с сербским монахом и высокопоставленными монахами из Конго.

После утреннего богослужения, которое началось в 4 утра, паломники отправились в храм Рождества Пресвятой Богородицы, причастились Тела и Крови Христовых, отслужили панихиду по погибшим и мирно отправились на пристань.

Ночью смоленская группа вернулась в Салоники, а оттуда в родной край, где после афонского тепла их ожидала морозная погода.

Прощаясь с Афоном, путники увозили в своих душах чувство внутреннего успокоения. Святая гора, где по-другому течет время, паломники получили подкрепление телесных и духовных сил.

Когда смолян со Святой Горы Афон увозил катер агиа Анна (святая Анна), каждый испытывал неоднозначные чувства: чувство сожаления, что приходится покидать это величайшее святое место так скоро, чувство недостоинства, от того, что многие подвижники кропотливо подвизаются здесь каждый день, а паломники задаром пользуются несметными духовными благами. И все же, стоит сказать, что человек, побывавший на Святой горе, не может вернуться обратно таким, каким он был прежде: в сердце обязательно происходят благодатные изменения, сохранить и приумножить которые – задача каждого, кто хочет жить под благодатным покровом игумении горы Афон – Пресвятой Богородицы и афонских старцев.

В статье использованы материалы интернет-страниц:

  • http://www.agionoros.ru/docs/page5884.html,
  • http://www.athos.ru/,
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Афон#.D0.9C.D0.BE.D0.BD.
  • http://afon-oros.ru/index.shtml,
  • http://www.agionoros.ru/docs/471.html ,
  • http://www.afos.su/program_afon, http://blagosloven.ru/.
Главная > Новости > Паломническая поездка на Святую гору Афон