Обновления

Вечерня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы “Одигитрия”

Главная > Новости > Вечерня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы “Одигитрия”

2015-12-22_101

Фотогалерея

22 декабря 2015 г., в навечерие дня памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского, в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска состоялось вечернее богослужение, за которым как всегда по вторникам был прочитан Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы Смоленской, именуемой “Одигитрия”.

Молитвенное предстояние у главной святыни кафедрального храма – иконы Одигитрии – возглавил митрополит Смоленский и Рославльский Исидор.

Клирики Свято-Успенского собора и других храмов города Смоленска сослужили Его Высокопреосвященству.

Песнопения богослужения исполнили певчие клироса Свято-Успенского кафедрального собора, регент – Наталия Налетова.

Испросить милостивого заступничества Царицы Небесной и святых угодников Божиих в собор собрались многочисленные прихожане, смоляне и паломники.

Проповедь после Акафиста произнес клирик Свято-Успенского собора протодиакон Игорь Маллер. В своем слове отец протодиакон говорил о том, что люди часто путают понятие духовности с обычной человеческой эмоциональностью, и предостерег от подмены понятий “духовность” и “душевность”:

“В день сошествия Святого Духа на апостолов, великий день Пятидесятницы, утверждена навеки Церковь Христова. Дары Святого Духа были ниспосланы всей Церкви, прежде всего апостолам, а через них и всем верующим. Действием Святого Духа совершаются в Церкви Таинства, через которые передаются верующим благодатные дары Святого Духа.

В истинно церковном понимании духовный человек – это человек, стяжавший дары Духа Святого. А дары эти, как говорит нам апостол Павел в своем послании к галатам, таковы: это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если человек преуспевает в этих добродетелях, значит он возрастает духовно.

Мы же часто путаем духовность с эмоциональностью. Нам кажется, что духовность это что-то такое, что заставляет трепетать наши сердца, исторгать из глаз потоки слез, трепетать душу, то есть все то, что касается эмоциональной сферы человека, его чувств. И если человек считает действием Святого Духа эти чувственные проявления, то он в религиозной жизни ищет каких-то волнующих, радующих душу ощущений. Случается иногда, что человеку начинает казаться, что ему улыбаются иконы или он начинает ощущать какие-то благодатные запахи во время молитвы и чуть ли не на небо возноситься, но увы, – только в своем воображении. В святоотеческой литературе множество тому примеров существует. А отсюда недалеко и от того крайне пагубного духовного состояния, которое святые отцы называли “прелестью”, когда человек настолько доверяет своим чувствам, переживаниям, своему воображению, что дьяволу, воздействующему на эти наши чувства, удается завладеть волей человека, подчинить его себе, наполнить его гордостью, в то время, как человек искренне уверен, что он преуспевает в духовности. И это очень страшно. Поэтому святые отцы непрестанно напоминают нам о том, что естество наше – падшее и что нельзя доверять ни чувствам нашим, ни тем более воображению.

Существует также такое представление, что благодатные дары Святого Духа можно стяжать не здесь и сейчас, а в каких-то далеких благодатных местах – Святой Земле, далеких монастырях, паломнических поездках… Конечно, такие путешествия бывают духовно полезны, но когда они, часто незаметно для самого человека, становятся самоцелью – это опять же уход от цели жизни христианской, подмена внутреннего мира.

Люди же нецерковные или малоцерковные вообще понимают духовность, как чтение художественной литературы, посещение выставочных залов, прослушивание классической музыки. Именно так официально трактовалась духовность в атеистические времена, да и сейчас многие средства массовой информации под высокодуховным человеком понимают как правило человека, связанного с искусством.

Очевидно, что во всех этих случаях путаница происходит в двух очень близких по звучанию, но очень разных по смыслу словах – духовность и душевность. При этом забывается, что душевность есть свойство падшего человеческого естества, а духовность – есть благодатный дар Святого Духа и удел святых. После грехопадения наших прародителей тело наше сделалось страдающим, смертным, болеющим. Также и душа, неразрывно связанная с телом, изменилась, сделалась подвержена греху, а вместе с этим и все чувства наши, ощущения и переживания сделались ненадежными.

Святой XX века Севастиан Карагандинский, когда его духовные чада просили его отпустить их помолиться в дальние монастыри, обычно говорил им, обводя рукой вокруг себя: “Вот тут тебе и Лавра, тут тебе и Почаев, тут тебе и Оптина”. Действительно, братья и сестры, в каждом православном храме практически ежедневно совершается величайшее чудо, которое только возможно во Вселенной: пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и соединяясь Тела и Крови Христовых, мы становимся с Ним, Богом, одной плоти и одной крови. Какое чудо может быть более великим, чем это? И на вопрос, кто наш ближний? – Господь посылает нам не того, кто за тридевять земель, а того, кто рядом.

Если мы хотим возрастать в духовной жизни, стяжать дары Духа Святого, то руководством нам да будут слова апостола Павла из того же послания к галатам: “Носите бремена друг друга и тако исполните закон Христов”. Ибо не восторженность ума и сердца есть признак и проявление духовности, а умение любить, терпеть и прощать, воздерживаться от осуждения и хулы”.

Главная > Новости > Вечерня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице ради чудотворной иконы “Одигитрия”