Обновления

К христианским ценностям через пение

Главная > Беседа > К христианским ценностям через пение

О детско-юношеского хоре Смоленской Православной гимназии и Свято-Успенского кафедрального собора рассказывает его художественный руководитель Оксана Николаевна Яковлева, преподаватель высшей категории, учитель музыки, преподаватель СПДС и ЦПЦС, регент хора Свято-Успенского собора.

2019-10-002-1

Фотогалерея

– Оксана Николаевна, расскажите о создании детского хора в Смоленской Православной гимназии.

– Смоленская Православная гимназия, в которой я работаю учителем музыки, была открыта 20 августа 1992 года по благословению и при непосредственном участии митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси). Одна из основных задач работы гимназии – привести детей от пассивного восприятия христианских истин к активному. Выпускники Православной гимназии должны быть способными осуществлять свое христианское служение в любой высшей школе, на любом факультете.

Обучение в Православной гимназии – это не только учебный процесс, но и участие в богослужениях. А пение в детском церковном хоре помогает ребенку не просто присутствовать в храме, но быть частью того инструмента, с помощью которого Церковь служит Богу.

Когда я пришла работать в Православную гимназию учителем музыки в 2003 году, передо мной стояла цель – организовать детский хоровой коллектив, который должен исполнять песнопения в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе на воскресных и Двунадесятых праздничных службах. Для меня это было очень ответственно. Я создала программу и методические разработки к предмету “Хоровое пение” на базе начальной гимназии и к предмету “Церковное пение” в старшей гимназии.

2019-010-02-1

– Какие цели Вы ставите перед собой как педагог, обучая детей пению?

– Церковное пение способствует приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям Русской Православной Церкви. Для меня главная цель – развитее личности ребенка, его эмоционального мира, развитие духовного мировоззрения и эстетического чувства. На мой взгляд, для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным.

Как преподавателю и руководителю детского хора, мне необходимо дать представление об истории развития церковного хорового искусства, как неотъемлемой части всех видов церковных богослужений; сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие духовных музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в русском церковном хоровом искусстве). На занятиях хористы знакомятся с выдающимися авторами и произведениями духовной музыкальной культуры Русской Православной Церкви, а также с церковно-певческой терминологией, изучают виды и приемы древнего церковного пения, церковной гимнографии (кондакарное пение, знаменный распев, болгарский и греческий распевы, киевский распев, антифонное пение и аллилуия). Дети получают представление о музыкально-певческих и теоретических понятиях; развивают вокально-хоровые навыки, певческий голос и певческое дыхание, музыкальный слух и ритм, музыкальную память, творческие способности.

Я считаю детям должно быть интересно. Этот интерес нужно прививать и поддерживать на протяжении всего учебного процесса и разучивания конкретного сочинения в частности. С интереса начинается любовь и понимание музыки в ее неповторимом и неохватном многообразии. Необходимо воспитывать в детях стремление, потребность, даже азарт, к преодолению технических трудностей. Юные певчие должны понимать будущий художественный итог своей работы.

2019-010-02-1

– Кто из учащихся может стать частью творческого коллектива?

– Я прослушиваю детей со второй четверти первого класса. Музыкальный слух обязательно нужен, так как церковное пение – это пение без музыкального сопровождения. Научить ребенка петь без сопровождения – это трудоемкая работа, она требует внимания, терпения – и от педагога, и от детей. Поэтому отбор достаточно строгий. Но есть дети, которые очень хотят петь, и готовы работать над собой, тогда конечно, я делаю исключение и беру школьников с малоразвитым слухом. При должном усердии слух развивается.

На протяжении 11 лет я вижу психологический рост учащихся и, конечно, духовный рост – это пример того, как церковная музыка влияет на душу ребенка. Конечно, влияют и другие предметы, и сама атмосфера учебного заведения, ведь гимназия у нас православная. Но именно наши хоровые занятия помогают развить вкус ребенка, расширить музыкальный кругозор, глубоко чувствовать красоту православного богослужения и осознавать его смысл. Хор – это еще и ответственность, не только за себя, но и за того, кто поет рядом. У нас очень сплоченный коллектив, мы все друг другу помогаем и заботимся друг о друге.

– Сколько человек в составе хора? Каков возраст хористов?

– В настоящее время в составе коллектива 60 человек: 40 девочек и 20 мальчиков. Это учащиеся с 1-го по 11-й классы. На основе детского хора созданы вокальные ансамбли: на базе начальной школы – 10 человек; вокальный ансамбль (концертный состав) на базе старшей школы – 12 человек.

Впервые в 2018 году создан хор мальчиков из 20 человек. Это событие было воспринято нашими учащимися, всем педагогическим коллективом и родителями с особым интересом и душевной теплотой. Для хора мальчиков я подбираю особенный репертуар.

Как руководитель хора стремлюсь создать систему вокально-хорового воспитания, главное в которой – совместная работа детей и хормейстера над содержанием художественного образа произведения, поиск его звукового воплощения на основе естественного звукообразования и проникновения в сущность исполняемого.

– Что, на ваш взгляд, самое главное в жизни творческого коллектива?

– Выбор репертуара. Репертуар хора – это его лицо и визитная карточка. Зная исполняемый репертуар, можно в определенной мере судить о творческом уровне коллектива, его нравственных и духовных позициях, его исполнительских возможностях. Репертуарная политика продумывается с особой тщательностью, с учетом возрастных психологических и вокально-хоровых особенностей музыкального развития учащихся с 1-го по11-й класс.

2019-10-02-02

– Что составляет основу вокально-хорового репертуара вашего коллектива?

– За 16 лет коллективом исполнены вокально-хоровые произведения русских и зарубежных композиторов духовной музыки, старинные знаменные и греческие распевы.
Особенности содержания и интонационно-образного строя церковного пения простейших гласовых напевов позволяет мне, как руководителю формировать навыки пения без сопровождения.

Выдающийся регент и церковный композитор XIX в. Г. Ф. Львовский писал: “Задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения обращать внимание преимущественно на смысл и дух песнопений”. Простые обиходные напевы легко запоминаются детьми, глубоко проникая в душу и помогая понять молитвенный язык богослужения.

В репертуаре хора все церковные песнопения, которые исполняются на Божественной литургии (все малые, великие, сугубые, заупокойные ектении; антифоны (“Благослови душе…”, “Хвали душе моя Господа…”, “Во Царствии…”) ; “Единородный Сыне”,”Аллилуия”, Трисвятое, тропари, кондаки и прокимны, величания, произведения крупной формы – Херувимская песнь, Милость Мира, Достойно есть, духовные концерты).

– Какие произведения особенно полюбились детям?

– У хора есть любимые композиторы и хоровые духовные произведения a capella: Стихиры в Неделю Всех Русских Святых (напев Киево-Печерской Лавры), Богородице Дево, радуйся (знаменного распева); Мати Божия (духовный концерт); Не имамы иныя помощи (Киевский напев); древнерусские напевы: “Непрходимая Врата” (напев Киево-Почаевской Лавры); М. Строкин “С нами Бог”, А.Макаров “Ангел вопияше” (поется на Пасху); “На реках Вавилонских” музыка митр. Иллариона (Алфеева) и др.

С особой радостью учащиеся исполняют рождественские детские песни и колядки разных народов мира на русском, украинском и английском языках, а также вокально-хоровые произведения разных стилей и жанров выдающихся русских и зарубежных композиторов-классиков. Среди них “Легенда” П.И.Чайковского, ” Патриотическая песня” М.И.Глинки, “Ave, Maria” Д.Каччини, “Снег идет” Г.Свиридова.

Особое место в репертуаре хора занимают песни современных композиторов. Песни из популярных и любимых кинофильмов, мультфильмов и спектаклей.

Интонационно-образный строй массовой песни сегодняшнего дня позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений, способствовать укреплению интереса к современной музыке, противостоять засилию пошлых шлягеров и закреплению их однообразных интонаций и ритмов в сознании учащихся. Коллектив с большим удовольствием исполняет вокально-хоровые произведения А.Пахмутовой, В.Гаврилина, Ю.Чичкова, В.Шаинского, А.Рыбникова, Е.Крылатова, А.Петрова, Ю.Саульского, Г.Гладкова, Р.Паулса, С.Баневича, М.Минкова, М.Таривердиева.

Почетное место в хоре занимает военно- патриотическая тема. Дети исполняют песни о войне, о героях войны, о Родине, о родном городе Смоленске. Например “А Русь остается” муз. В.Левашова, “Поля родные” муз. В.Ковалева; “Колокольный звон России” муз. Дж.Металлиди, “Песня материнской любви” муз.А.Петрова, “Русь называют святою” (слова и муз архидиакона Романа Тамберга); “Мир” из спектакля “Земля детей” (муз. С.Баневича) и др.

Через репертуар учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального песенного творчества русского народа, других народов России и мира. Изучение духовной, классической и современной музыкальной культуры предусматривает приобщение подрастающего поколения к культурным ценностям, воспитывает духовно-нравственное сознание наших детей.

2019-04-14_251

– Коллектив не только исполняет песнопения в храме, но и участвует в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Расскажите об исполнительской деятельности хора.

– Изучение многообразного репертуара позволяет хору осуществлять самую различную общественно-полезную деятельность, которая проявляется в осознании быть пропагандистом своего музыкального искусства. Коллектив – активно участвует во многих городских и областных мероприятиях, международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Мы выступаем на форумах, научно-практических конференциях, благотворительных акциях и творческих встречах, на разных площадках Смоленска и Смоленской области. Записываемся в студиях нашего города. Творческие достижения хора отмечены грамотами, благодарственными письмами и дипломами.

Среди самых ярких достижений:

  • 2008 г. – диплом участника Первого Областного Православного фестиваля “Отечество Мое Православное”
  • 2010 и 2013 г.г. – дипломы участника Областного Фестиваля Православной культуры “Отечество Мое Православное” г. Смоленск и г. Вязьма
  • 2014 г. – диплом Лауреата II Степени Всероссийского хорового фестиваля г. Москва
  • 2016 г. – диплом I степени Регионального Областного этапа Всероссийского фестиваля-конкурса хоровых коллективов образовательных организаций Смоленской области “Поют дети России”, посвященного Великой Победе и в память Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; диплом Лауреата III Степени Окружного Этапа Всероссийского Фестиваля школьных хоров “Поют дети России” (в категории “Хоры младших и средних классов”) г. Москва.
  • 2017 г. – Диплом Лауреата VI Фестиваля детско-юношеских хоров “Пою Богу Моему дондеже есмь” в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете г. Москвы.
  • 2019 г., 12 апреля – диплом лауреата 1 степени в номинации “Хоровое пение” V международного конкурса инструментального и вокального творчества “Славься, Глинка!” (г. Смоленск) (младший хор)
  • 14 апреля – участие в Международном Гала-Концерте духовной музыки в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска (сводный детско-юношеский хор).

Можно ли услышать детско-юношеский хор гимназии в записи?

– Да. При поддержке директора протоиерея Святослава Худовекова и администрации гимназии хоровой коллектив записал диск из 14 вокально-хоровых произведений духовных песнопений и 2 вокальных произведения в современной обработке.

– Есть ли среди выпускников гимназии те, кто связывает решает продолжить музыкальное образование или сделать пение своей профессией?

– Безусловно, есть выпускники, которые продолжают заниматься церковным пением. Многие поступают в наш Центр подготовки церковных специалистов или духовную семинарию; есть те, кто выбирает светскую профессию, но продолжает петь на клиросе какого-то из смоленских храмов.

Среди ребят есть “звездочки”, которые с 1 по 11 класс были солистами нашего хора, участвовали во всевозможных конкурсах и фестивалях. Поступая учиться в вуз, такие дети обязательно участвуют там в каких-то музыкальных проектах.

– Поделитесь, пожалуйста планами на 2019-2020 учебный год.

– Есть множество интересных фестивалей не только в России, но и за рубежом, и если Бог даст, мы сможем принять участие в некоторых из них. Для юных певчих очень важно выступать там, где есть другие музыкальные коллективы, слышать других, делиться своим музыкальным творчеством. Даже само участие в фестивале – это яркое событие. А если мы становимся победителями, это не просто радость, но и дополнительная мотивация для того, чтобы совершенствовать свой талант в хоре нашей гимназии.

***

Участие хора Смоленской Православной гимназии в благотворительных акциях и концертах в Смоленске и Смоленской области:

  • выступление на ежегодных областных детско-юношеских Елизаветинских чтениях “Белый ангел России”;
  • на ежегодных Рождественских утренниках для молодежи в большом зале Смоленской универсальной научной библиотеке им. А.Т.Твардовского;
  • организация и проведение ежегодных благотворительных Рождественских и Пасхальных музыкально-литературных мероприятий для ветеранов педагогического труда в Домах культуры и работников просвещения г. Смоленска;
  • “Пасхальный благовест”. Литературные встречи с православной молодежью и писателями Смоленской областной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского (ежегодно);
  • организация и активное участие дел доброты в дни благотворительного марафона “Пасхальные дни Милосердия – Белый цветок” (ежегодно);
  • проведение Рождественских и Пасхальных концертов с разнообразной программой в детских школах-интернатах, больницах, детских садах-интернатах (ежегодно);
  • участие вокального ансамбля в театральных постановках на сцене областного драматического театра им. А.С.Грибоедова (ежегодно).

2019 г.

  • 1 февраля. – участие в молодежном праздничном мероприятии, посвященном 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
  • 14 марта – участие в проведении литературной встречи с православной молодежью и писателями “Архиепископ Лука Войно-Ясенецкикий – доктор медицины, патриот Отечества, епископ православной церкви” в рамках проведения Дня православной книги.

2018 год

  • активное участие и помощь в проведении творческой встречи объединения православных писателей в рамках межшкольного проекта “Лента длиною в жизнь…” на базе Средней школы №22 города Смоленска
  • участие в проведении презентации второго выпуска православного литературно-художественного и публицистического альманаха “Свет Одигитрии”
  • участие в муниципальном этапе Рождественских образовательных чтений “Молодежь: свобода и ответственность”

2017 год

  • 8 января участие в Архиерейской елке в Смоленском Государственном Институте Искусств
  • благотворительный Рождественский концерт перед инвалидами общества слепых. Областная библиотека им. Твардовского
  • участие в концерте, посвященном “Дню защитника Отечества” в администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

2016

  • 8 сентября – участие в православном форуме “Святая Евфросиния – просветительница Руси”. Открытие международной конференции. (Республика Беларусь)
  • 29 октября участие в VIII фестивале народных песен и духовного песнопения “Святая Русь. Связующие нити”. Г. Демидов.

Подготовила Екатерина Дмитракова

Главная > Беседа > К христианским ценностям через пение