Обновления

Митрополит Исидор совершил богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор совершил богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе

2020-05-17-1

17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, из солидарности к мирянам Смоленской епархии ушедший в самоизоляцию, совершил богослужение в Крестовом храме в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

После сугубой ектении архипастырь вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

Митрополит Исидор обратился к пастве с проповедью, посвященной Евангельскому чтению дня:

“Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!

Всечестные отцы, игумены и игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!

В 5-ую Неделю по Святой Пасхе Святая Церковь предлагает к нашему осмыслению беседу Христа Спасителя с самарянкой. Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом у города Сихема. Пришла сюда женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: “Дай Мне пить”. Самарянка выразила свое удивление тем, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея ввиду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, если бы знала, Кто просит у нее пить, потому что тогда она сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей “воду живую”, поскольку “всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Иоан. 4, 13-14)

Кто-нибудь может сказать: разве Тот, Кто мог умножать хлебы, ходить по воде, как по суше, не мог на этом долгом пути одним могущественным словом — да что там, одною мыслью — отверзть источник воды в камне или песке и утолить Свою жажду? Действительно, Он мог это сделать, как совершил и Моисей в пустыне; и совершали во имя Его на протяжении истории Церкви многие святые, – так как же Он не мог этого?

Нет, Он мог — однако не хотел. Он не сотворил ни одного чуда ради Себя Самого — чтобы Себя накормить, напоить или одеть. Все совершенные им чудеса – ради спасения людей. “Дай Мне пить”, – так Творец обращается к Своему творения. Эти пронзительные евангельские слова звенят в ушах, способных слышать их, все двадцать веков. Эти слова сегодня обращены и к нам, живущим в эпоху, о которой святой апостол Павел предупреждал своего ученика Тимофея: “Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2Тим. 3, 1-2). Не эти ли характерные черты наблюдаются в нашей личной, семейной общественной жизни. “Подождите, – скажут мне любители правды,- ведь не так все плохо: сколько добрых дел мы наблюдаем сегодня от очень разных людей, которые бескорыстно помогают окружающим, которые по первому призыву готовы броситься на помощь нуждающемуся”. И они будут правы, потому что Божественная благодать, иногда даже действующая незримо для некоторых, касается сердец и умов искренних людей церковных и нецерковных, верующих и неверующих, но в целом способных и желающих любить другого человека, любить бескорыстно, с полной самоотдачей. Когда, по слову Божию, иссякнет и этот источник, тогда на помощь придет Сам Господь Судящий. О Своем суде над человеческим родом Он ясно сказал нам через Евангелие: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф.25, 41-44).

Именно бескорыстное доброделание является зримым доказательством того, что мы стоим на верном жизненном пути, потому что безучастность и безразличие к нужде другого человека доказывают холодность нашей веры, бесплодность нашей молитвы. Что может помочь нам приобрести любовь к добродетели? Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. “И это до того существенно, что единственно верным путем добродетели всеми святыми признается его болезненность и притрудность, а противная тому льгота есть признак пути ложного: Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф.11, 12)”, – учит святитель Феофан Затворник. Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро. Именно Божественная благодать учит человека любить Бога и ближнего. “Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого”, – говорит о любви к Богу подвижник XX-ого столетия святой Силуан Афонский. “Без благодати Божией не можем мы любить врагов, – говорит он о евангельской любви к врагам, – но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу”.”Кто обрел и имеет в себе сие небесное сокровище Духа, тот неукоризненно и чисто совершает им всякую правду по заповедям и всякое делание добродетелей уж без понуждения и затруднения”, – учит преподобный Макарий Великий. – Станем же умолять Бога, взыщем и будем просить, чтобы и нам даровал сокровище Духа Своего и таким образом возмогли мы неукоризненно и чисто пребывать во всех заповедях Его, чисто и совершенно исполнять всякую правду” Аминь.

Христос Воскресе!”.

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор совершил богослужение в Неделю 5-ю по Пасхе