Обновления

Митрополит Исидор возглавил богослужение в Свято-Сергиевском храме

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор возглавил богослужение в Свято-Сергиевском храме

20.01.21

Фотогалерея

20 января 2021 года в храме в честь преподобного Сергия Радонежского в микрорайоне Соловьиная роща города Смоленска был совершен молебен с акафистом преподобному Сергию.

Богослужение возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в сослужении настоятеля храма иерея Льва Гарина и клириков Свято-Сергиевского храма.

Радость совместной молитвы с духовенством раздели жители микрорайона Соловьиная роща.

После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к верующим с архипастырским словом:

“Недавно мы говорили с вами о соотношении веры и такого фундаментального понятия как Церковь.

Сегодня мы попытаемся разъяснить другое очень важное соотношение, которое можно обозначить следующим именованием: Церковь и мы. Чтобы ясно дать научное определение тому, что такое Церковь, мы должны обратить внимание на ее природу. У Церкви – Богочеловеческая природа. И в этой связи сможем ли мы дать Божественной стороне природы Церкви нашим человеческим языком точное наименование?

Конечно, всякое определение, даже глубоко научное, будет ущербным и не сможет никогда вместить всю полноту смысла, связанную с Богочеловечностью нашей Церкви. Однако, обращаясь к первоисточникам христианской мудрости, мы имеем возможность дать примерное определение важному названию, имя которому Церковь. Я поясню, почему это не столько название, сколько имя.

За каждой Божественной литургией и в утренних молитвах мы повторяем Символ веры, в котором воспеваем четыре главных свойства Церкви, характеризующие ее подлинную природу: “Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…”. Такое определение Церкви указывает нам не на предмет, а на ее Личность, на Церковь как живое явление.

В своей совокупности Церковь, безусловно, Личность. Причем главной Личностью Церкви является Сам Христос – Глава Церкви, Ее Основатель, Источник бытия всего мира и Самой Церкви. И каждое из четырех свойств определяется этой Личностью, неизменным Богом. Поэтому точно дать одним абзацем определение Церкви не удавалось никому и никогда. Можно быть лишь причастником этого неизъяснимого личностного организма. А для того, чтобы быть причастником, нужно ясно расставить четыре главные ориентира – единство, святость, соборность и апостольство. Чтобы нам понять, каким образом Святая Церковь отличается от инославия, в том числе от тех личностей, которые тоже стремятся отождествить себя с Церковью,  мы должны обращаться к определению Церкви, которое является для нас нерушимым. Эта нерушимость определяется для нас с вами нерушимостью веры.

Возможно ли в сопоставлении Церкви и инославия понять, что есть инославие? В попытках дать точное определение мы запутаемся и повязнем во множестве явлений и событий человеческой жизни. Мы не сможем дать определение всем размышлениям и поступкам людей, которые пытались создавать церковные общины вне пределов Единой Святой, Соборной и Апостольской церкви. Невозможно, углубляясь в инославие, понять, что оно есть по своей сути, невозможно в этой непонятной сути увидеть его подлинность.  Сколько бы попыток в истории человеческой ни делалось, это всегда бывает очень субъективно. Для нас ясным ориентиром может быть только одно: как святые отцы, стяжавшие благодать Святого Духа и точно находящиеся в Единой Святой, Соборной и Апостольской церкви, относились к инославию. Не буду перечислять сотни высказываний тех святых, но напомню слова почти нашего современника – святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в котором он дал нам верный ориентир: “Не знаю, спасутся ли католики и иные инославные, но без Православной Церкви я не спасусь”.

В этом указании дан нравственный ориентир, заключающийся в том, что ни какое суждение людей, считающих себя принадлежащими к Православной Церкви, не даст никакой пользы ни им самим, ни окружающим их людям. Но то, чего мы точно должны желать – это быть частью Церкви, принадлежать ей. Для этого мы должны проводить очень серьезную личную духовную работу, каждый раз проверяя, находимся ли мы в Церкви или за ее пределами.

Признаками нашего пребывания в Церкви, как об этом  свидетельствуют святые отцы, является то, что в нас пребывает мир, неосуждение человека как такового, а всего лишь осуждение греха, который, к сожалению, находит в себе пристанище в человеческой природе. Так, невозможно никакое осуждение людей со стороны Православной Церкви, в том числе тех людей, которые пребывают в инославии. С нашей стороны может быть лишь указание на неверные ориентиры в жизни этих людей, указание на неправильное исповедование ими Бога и созданной ими “церкви”. В этом заключается наша православная миссия. Только в свидетельстве о Православии миру могут заключаться наши взаимоотношения, и ни в чем ином.  Это свидетельство о Православии  является единственным предметом диалога Церкви с так называемыми инославными общинами и теми, кто пытается называть себя “церковью”.

Поэтому те или иные попытки обвинить Русскую Православную Церковь в экуменизме или найти в официальных документах свидетельство, которое указывало бы на иную цель православной миссии, не могут иметь место. Православная Церковь всегда заботилась только своей миссии среди инославного мира и это активное действие особенным образом  проявилось в XXвеке.

Дорогие мои, наша личная задача состоит в том, чтобы пребывать в лоне Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Хватит ли нам сил понять, что есть инославие в том многообразии, которое присутствует во всем мире и в исторической теме? Не хватит. Поэтому будем заботиться в нашей короткой жизни о том, чтобы мы сами пребывали в Церкви, чтобы мы были в том сонме угодников Божиих, среди которых есть преподобный Сергий, игумен Радонежский, – среди святителей, мучеников, преподобных. Он среди тех, кто именуется архангелами и ангелами. Он там, где Господь наш Иисус Христос.

Будем прилагать усилия к тому, чтобы мы были в Церкви.Чтобы через наши добрые дела Божественный духовный свет, который Господь посылает через весь мир и особенно через тех, кто называет себя христианами, достигал других сердец и других умов, чтобы каждый из нас не был соблазном для окружающих людей, а был посредником в этом духовном просвещении, источником которого является сам Господь наш Иисус Христос. Каждому из нас Господь сказал: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5:16). Это о нас. Будем же теми светильниками, благодаря которым весь мир будет просвещаться добром, радостью и истиной. Аминь.

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор возглавил богослужение в Свято-Сергиевском храме