Обновления

Приветственное слово Климента, митрополита Калужского и Боровского к участникам круглого стола “Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига”

Главная > Новости > Приветственное слово Климента, митрополита Калужского и Боровского к участникам круглого стола “Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига”

Приветственное слово Климента, митрополита Калужского и Боровского к участникам круглого стола “Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига” 

Приветствую всех участников форума!

По благословению Святейшего Патриарха мы обсуждаем вопросы, которые важны для сегодняшнего развития монашества. В осмысление монашеской аскезы и добродетели я бы отметил следующие моменты.

Первое, от чего зависит жизнь всего – монашества с какими мыслями люди приходят в монастырь. Чаще всего мы слышим от тех, кто желает поступить, что им надоело в миру жить. На вопрос “почему?” они отвечают ссылками на неустроенность в жизни, что работа не нравится, сложная семейная обстановка и т.п. Пожив несколько лет в монастыре, такой человек, получив постриг, считает, что он достиг своей цели, при этом забывая, что не монастырь и не монашество спасает, а подвиг. Цель прихода в монастырь не монашеское облачение, а сочетание со Христом. Чтобы стать монахом  необходимо “постричь” душу, чтобы она была связана евангельскими обетами отречения от всего и самоотвержением, человеколюбием и боголюбием. Об этом говорит святитель Феофан Затворник. Он неоднократно писал, что внешний подвиг  это не цель, а средство засвидетельствовать любовь к Богу, превосходящую  привязанность ко всему миру, чтобы ничто не мешало идти по пути, указанному Христом.

Я бы коснулся здесь еще такой темы, как Великая схима, на которую святитель Феофан тоже отмечает большое внимание. Отличительная черта  монашества обнаруживается во внутреннем расположении, в мертвенности ко всему мирскому. Схимник, как говорит святитель Феофан, это мертвый: не стремящийся к умерщвлению, а мертвый. Важно при решении о постриге в Великую схиму учитывать не количество лет прожитых лет в монастыре, не его состояние здоровья, когда человек, допустим, при смерти, а его внутреннее состояние. Монашество, будучи инструментом достижения цели христианской жизни, не может быть причиной превозношения. Так, обращаясь опять к авторитету святителя Феофана, мы слышим, как он советует “фанфарить” схимы, а напротив, себя ею судить и осуждать, мол, вот перья павлина, а сами мы вороны, и мундир генеральский дан нам не по чести.

Главное, что в монашеской жизни является препятствием к исполнению подлинного монашеского подвига и к единству со Христом, является самость человека. И об этом говорят все подвижники как Древней Церкви, так и нашего времени: святитель Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и другие.

 В наше время самость культивируется с детства. Говорю не о самостоятельности и ответственности за свои поступки, а о самонадеянности, самодостаточности, себялюбии, которые признаются обязательным качеством личности для современного человека. Но разве их можно признать добродетелями? Напротив, святитель Феофан предупреждал, что корень всему злу  самость и упрямство. Поэтому нужно всячески постараться вырвать этот злой корень смирением и послушанием, подражая Самому Господу. На это должен быть направлен подвиг инока, ведь монаху не отказавшемуся от самости, рано или поздно станет не нужен духовный наставник, настоятель или настоятельница, монастырь, а потом и сама Церковь и Сам Господь

На созидание внутренней жизни монаха должно быть направлено главное делание монашеского подвига  молитва. В Древней христианской Церкви молитва совершалась неоднократно в течение дня, и это происходило в установленное время. Это правило сохранилось в названии частей суточного богослужебного круга. Эту норму переняли у христиан мусульмане  намаз совершается точно по определенному времени. У нас почему-то отношение древняя практика в течение всего дня обращаться к Богу не сохранилось в том виде. Часто монахи молитву сводят к обычному чтению Правила, а целый день могут больше не обращаться к молитве. Например, Иисусову молитву 300 или 500 раз прочитал и все, мол, я выполнил свое монашеское правило. Но это неправильно. Монаху в монастыре порой трудно бывает находить какое-то время к молитве, но он должен знать, что весь день его, все послушания и труды должны переплетаться с молитвой. Регулярно он должен обращаться к Богу.

Святитель Феофан говорит, что должна быть непрестанная память о Господе или хождение с благоговением в чувстве присутствия Его. Это нужно прививать каждому монаху, каждому послушнику, когда он начинает свой монашеский подвиг. “Надо стараться держать свою душу, обращенную к Богу постоянно”,  говорит святитель Феофан Затворник. “В этом состоянии и заключается постоянный подвиг инока. Словесная молитва также нужна, поскольку она устремляет наше внимание к Богу, так что правило есть только подпорка” – так говорит святитель Феофан. “А внутреннее состояние  постоянно направляться к Богу в течение всего дня, даже в момент послушания”.

Необходимы также молитвы в храме за богослужением, совместная молитва. Лучший способ раскрывать умную сердечную молитву по мысли святителя Феофана  это внимательное слушание церковных служб, пребывание в церковной традиции, участие  в церковных Таинствах и соблюдение постов.

Из древности в монастырях сохранилась такая практика, как братские молебны, когда, в основном только монашествующие и монахи, собирались в путь на молитву и все вместе молились. С ними же всегда присутствовал и игумен монастыря. Это объединяло всю монашескую общину, настраивало на правильный монашеский образ жизни.

На этом я хотел бы завершить свое выступление. Желаю всем успехов и думаю, что совместными трудами мы сможем способствовать развитию монашества в наших обителях.

Спасибо за внимание!

Главная > Новости > Приветственное слово Климента, митрополита Калужского и Боровского к участникам круглого стола “Монашеские добродетели как средоточие монашеского подвига”