Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора после Великого повечерия в понедельник Первой седмицы Великого поста

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора после Великого повечерия в понедельник Первой седмицы Великого поста

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
после Великого повечерия в понедельник Первой седмицы Великого поста

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 7 марта 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Дорогие братья и сестры! Первая глава  труда “Душеполезные поучения” преподобного аввы Дорофея озаглавлена “Об отвержении мира” (см. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Поучение 1.). Преподобный авва Дорофей обращает внимание на высказывание святого апостола Павла из его Послания к Галатам: “Мне мир распялся и я миру” (см. Гал. 6,14), – говорит  святой апостол Павел. Преподобный авва Дорофей поясняет, что означает “мир распинается человеку”. Это бывает тогда, когда между человеком и миром нет взаимозависимости, когда внешние проявления мира не влияют на человека. Когда человек ведёт церковный образ жизни, и его захватывает всё церковное, всё божественное, внешне мир уже никак не проявляет себя. Это отражается в том, что человек иначе внешне выглядит. Это инаковость проявляется, в том числе, и в одежде, которую носят люди церковные: женщины надевают длинные платья и платки; мужчины облачаются в строгие одежды. Особенно эта инаковость видна тогда, когда иноки и священники одеваются в церковные одежды, что особенно отличает их внешне от мира. Но эта внешняя инаковость, как указывает преподобный авва Дорофей, не является тем единственным, что спасает человека. Для спасения необходимо сочетание внешнего с внутренним, а внутреннее проявляется тогда, когда и человек распинается миру. То есть, когда внутреннее состояние человека – внутренние добродетели, внутренняя духовная жизнь – никак не сочетается с тем, что является греховным в мире.

 Преподобный авва Дорофей повествует нам указывает об одном событии, случившемся тогда, когда он пребывал в одном из монастырей. В этот монастырь из рядом находящейся обители пришёл инок с поручением от великого старца. Старец дал ему заповедь возвратиться в свою келлию до вечера.  Но началась сильная буря с дождем и громом; поток воды, протекавший недалеко от монастыря, поднялся в уровень с берегами, разделив путь из монастыря до той обители, куда должен был вернуться инок. Преподобный Авва и иные братья уговаривали его остаться, пока буря не утихнет. Но он, не слушая братию, снял с себя верхнюю одежду и бросился в этот бурный водный поток, который образовался от сильного дождя. Братия молилась, переживала за него, но он, весьма скоро очутился на другом берегу и был невредим. Тем самым он проявил послушание своему духовнику, который благословил его после исполнения послушания немедленно вернуться во святую обитель. Вот, что значит послушание Богу, вот, что значит послушание своему духовному отцу.

 Преподобный авва Дорофей описал и другой случай, когда по благословению настоятеля к одному из благодетелей святой обители пошёл молодой послушник. Придя к этому почтенному возрастом благодетелю, послушник увидел его дочь, которая соблазнительно себя вела по отношению к нему. Инок, боясь нарушить заповедь послушания своему духовному отцу, воззвал ко Господу с молитвой: “Боже, молитвами отца моего, спаси меня” и тотчас оказался на дороге близ обители, куда должен был вернуться. Таким образом, инок немедленно получил спасение от Бога, потому что проявил смирение Господу и послушание духовнику, обратившись к Богу с молитвой о том, чтобы не его молитвой, но молитвой его духовного отца он был избавлен от напасти.

 Как говорит святой апостол Павел: “Мне мир распялся и я миру” (см. Гал. 6, 14), то есть в нашей духовной жизни обязательно существует двойственное отношение: и мир на нас не воздействует, и мы не являемся источником греха для мира. Только в этой симфонии внешнего и внутреннего в нас, возможно наше спасение. Чтобы это понять, преподобный авва Дорофей обращает внимание на образ колесницы, в которую запряжены два мерина. Один мерин – это послушание, другой мерин – это смирение. И если кони движутся одновременно, то повозка бывает неповрежденна. А если кто-то из коней отстаёт или стремится вперёд, тогда и повозка падает. Так, дорогие мои, и в нашей духовной жизни: если мы хотим достичь отвержения от мира, в нас должно одновременно действовать послушание Богу и смирение перед Богом. Аминь.

Храни вас всех Господь!

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора после Великого повечерия в понедельник Первой седмицы Великого поста