Обновления

Развитие детско-родительских отношений, составление детского меню и юридическая помощь в новом проекте “Смоленского дома для мамы”

Главная > Новости > Развитие детско-родительских отношений, составление детского меню и юридическая помощь в новом проекте “Смоленского дома для мамы”

mcy8AC2xbI0

Фотогалерея

В феврале 2022 года православный центр защиты семьи, материнства и детства “Смоленский дом для мамы” начал реализацию проекта “Под моим крылом”, поддержанного Фондом президентских грантов. О том, на что он направлен, и какие мероприятия запланированы по проекту, рассказала директор центра Татьяна Степанова.

–  Татьяна, на что направлен новый проект “Смоленского дома для мамы”? Чем он отличается о тех проектов, которые вы реализовывали ранее?

– Проект “Под моим крылом”, как и все наши проекты, направлен на помощь беременным женщинам и мамам с детьми в сложной жизненной ситуации. Но сейчас мы делаем больший упор на развитие детско-родительских отношений, потому что видим, что у многих наших мам, которые выросли в сложных, социально-неблагополучных семьях или в интернатных учреждениях, отсутствуют родительские компетенции в уходе за ребенком. Нет умения удовлетворять потребности ребенка и вообще понимания этих самых потребностей. Они не знают, что нужно ребенку для нормального развития. Максимум, что есть, – это понимание того, что ребенка нужно кормить по часам. А порой даже это – большое достижение. А о том, что ребенку нужно развивать надежную привязанность, о том, что ему нужна стабильная, спокойная, любящая мама, а не раздраженная, кричащая, несчастная, постоянно недовольная,

мамы совершенно не задумываются, особенно когда находятся в кризисной ситуации. Часто они ждут от детей взрослого поведения: “Ему же уже три года. Он же понимает, как я устала, как мне тяжело все тащить на себе”. А ребенок, конечно же, не понимает. В силу возраста он не способен нести ответственность за то, что с мамой в жизни приключается. Зато если родитель выходит из взрослой позиции, то невольно впадает в детскую, начинает вести себя наравне с ребенком: “Ребенок на меня обиделся, и я обиделась на него”. И дальше мама начинает что-то всерьез делить с трехлетним малышом. К сожалению, это частая история. И это требует отдельного внимания наших психологов.

– Ты сказала, что все это особенно характерно для мам, которые выросли в интернатных учреждениях или в неблагополучных семьях. Расскажи подробнее, почему это сформировалось именно в таком вот виде?

– Скорее всего у этих мам были отвергающие родители. Или, если они росли в интернате, то вообще не было взрослого, к которому могла сформироваться устойчивая привязанность. То есть они не знают, каково это, когда тебя принимают и поддерживают, когда на тебя не орут и не срывают на тебе злость, когда тебя не начинают бить и мутузить по любому поводу. Родитель устал, и ребенок летает по углам – это привычная для них ситуация. Они не видели, что может быть как-то иначе, не знают, что с ребенком можно общаться по-другому. И специально они эту тему не изучали. Им не хватает в этом знаний и умений. Мы видим, что можем помочь маме с решением социальных проблем: оформить документы, оформить пособия, решить жилищный вопрос для мам сирот, устроить ребенка в ясли и т.д., – но это по большому счету не улучшает жизнь ребенка. Он не оказывается в интернате, но рядом с мамой ему холодно и не так безопасно, как хотелось бы, как это необходимо для его нормального развития. У ребенка развивается невроз. У него задержка речевого развития, просто потому что мама с ним не разговаривает. Она дает ему телефон, чтобы он сидел и не мешался, а она могла что-то по кухне сделать: пирожки испечь, посуду помыть. А то, что малыш сидит в телефоне, – это нарушает его развитие. Тут мы маму не осуждаем – ей действительно нелегко приходится. Просто если ее не научить, не показать ей, как можно иначе, то все это может закончится плачевно. Ведь того же двухлетнего малыша можно поставить рядом с собой, и он будет с радостью муку пересыпать. Потом, конечно, придется подмести, но ребенок будет вместе с тобой, будет занят, и будет при этом развиваться. Или ты убираешь, и ребенку даешь веник и совок. Он будет бегать с ними за тобой. И ты свои задачки по уборке решаешь, и ребенок занят. И задачи возраста решаются, потому что от года до трех лет у него ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. А с трех до пяти – сюжетно-ролевая игра. И там, например, можно играть с ребенком в то, что он полицейский и задерживает мусор, который пытается скрыться. И ты растишь себе помощника. Он не только развивает свою психику в этот момент, но и учится делать что-то, что тебе потом самой захочется, чтобы он делал, когда будет старше.

– Кстати, интересную тему ты сейчас затронула. Нередко, когда дети хотят в домашних делах участвовать, мамы думают: “Ой, ну, что он там сейчас наделает! Потом придется за ним все переделывать – только лишние хлопоты”, – и не разрешают ребенку, потому что он еще маленький. И ждут, что потом, когда подрастет, вот тогда он и будет все это делать и по дому помогать. Так не бывает?

Я когда стала мамой, поняла для себя одну прекрасную штуку: очень важно в развитии малыша не пропустить возраст, когда ему хочется что-то делать. Ребенку, например, интересно сейчас идти тебе помогать гладить белье, но он еще маленький, и может этот утюг уронить себе на ногу, на руку, просто схватиться за горячее. Первый импульс, конечно: “Иди посиди – я тебе все поглажу, наденешь, и мы быстро-быстро пойдем”. Но при этом я понимаю, что завтра ему будет уже менее интересно просить у меня этот самый утюг. А послезавтра я попрошу: “Дорогой, погладь, пожалуйста, свою рубашку сам”, – и в ответ получу, – “мам, а давай ты погладишь, и мы быстро-быстро пойдем”. Мне нужно обеспечить ему безопасность, самой этот утюг поддерживать, но дать ему погладить именно сейчас, когда ему это интересно, потому что период, когда ребенку интересно, проходит очень быстро. Если пропустить этот момент, то дальше придется заставлять, принуждать, и это будет вызывать только массу протеста, а не радость. Сейчас у меня старшая дочь очень четко, быстро и с удовольствием моет посуду. И мне не надо ничего контролировать или перемывать. А в полтора года она у меня съела ни одну губку для мытья посуды, разбила большое количество тарелок и чашек, залила ни одно платьишко и весь пол. Но сейчас это дело вызывает удовольствие, а не протест.

– В рамках проекта “Под моим крылом”, кроме работы с психологами по развитию родительских компетенций, что еще ждет подопечных “Дома для мамы”?

– Помимо работы с нашими замечательными психологами, которые работают с мамами столько, сколько это необходимо, в том числе и над развитием детско-родительских отношений, у нас продолжаются развивающие занятия для детей. Одно время, когда был карантин, мы занимались только с детьми, которые живут в Доме. А теперь мы приглашаем на наши занятия по музыке, рисованию, лепке из глины и соленого теста всех желающих. Только нужно заранее сообщить об участии, чтобы мы подготовили достаточное количество материалов.

Также по будням с 9:00 до 13:00 у нас работает ясельная группа кратковременного пребывания. Наш педагог Анна работает с детками, начиная от 4 месяцев. Это хорошая помощь для мам, которые вынуждены выйти на подработку, и тех, кому нужно обращаться в разные инстанции для решения своих серьезных взрослых проблем, а малыша оставить не с кем. К нам можно обратиться за такой помощью. Наш телефон +7 (950) 706-37-06. Адрес: ул. Парковая, д. 2А (на территории храма Архангела Михаила). У нас есть замечательный социальный работник, который очень хорошо ориентируется в мире выплат, пособий, документов и т.п. и может сориентировать мама в этом. Если ребенок учится в школе, и нужно подтянуть хвосты по каким-то предметам, а у мамы, находящейся в сложной жизненной ситуации, нет денег на репетитора, то мы можем помочь, найти педагога. Планируются у нас выезды на подворье “Смоленского дома для мамы” “Мамина дача” в поселке Каспля, работа на земле, обустройство территории. У наших волонтеров и мам богатые планы по поводу того, что будет там высаживаться. Инициатива и активность в этом направлении – приветствуется.

Среди ключевых мероприятий этого проекта – запуск новых курсов для мам. Один из них будет связан с кулинарией и составлением детского меню. К сожалению, мы видим то, что мамы нарушают правила введения прикормов и слишком быстро стремятся перевести детей на взрослое питание. Тем, у кого много забот по выходу из кризисной ситуации, это кажется хорошей идеей, потому что экономит время и упрощает жизнь. Но мамы не задумываются над тем, какой вред это может нанести здоровью детей. И проблемы могут проявиться не здесь и сейчас, а спустя годы. Наши подопечные этого просто не знают. В рамках проекта мы просвещаем мам в вопросах питания детей. А во время кулинарного курса замечательные профессиональные повара научат их готовить для деток, составлять детское меню, в том числе и праздничное. Также у нас будет курс, который связан с уходом за домом и вещами, правильным хранением, расхламлением и т.п. И небольшой раздел по бюджетированию: как спланировать бюджет, чтобы на все хватало. Для наиболее активных участниц проекта, которые успешно пройдут все курсы и хорошо проявят себя в других мероприятиях, у нас предусмотрены пять призов. Мы планируем, что это будет малогабаритная техника для кухни из серии погружного блендера. Что-то, что может пригодиться в хозяйстве, в том числе и для приготовления блюд детского меню.

–  Есть ли еще какие-то нововведения в рамках этого проекта?

–  Да, у нас появилось новое направление – это юридическая помощь. Нашим подопечным часто приходится сталкиваться с вопросами подачи документов на алименты, раздела имущества, сложностями в получении жилья для мам-сирот и т.д. Квалифицированная юридическая помощь всегда востребована. Недавно мы заключили соглашение с Советом молодых адвокатов при адвокатской палате Смоленской области. Теперь у нас будут регулярно проходить встречи подопечных “Дома для мамы” с адвокатами с целью правового просвещения и оказания юридической помощи. Первая такая встреча уже прошла. Адвокаты проконсультировали трех мам в вопросах семейного и жилищного права, помогли наметить план действий и обсудили дальнейшее их сопровождение в подготовке необходимых документов, написании исковых заявлений, обращении в суд. Также все, у кого есть подтвержденный статус малоимущего гражданина или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут обратиться за юридической помощью на бесплатный прием по адресу: ул. Ленина, 13А, кабинет 25, пн., ср., пт. с 10:00 до 13:00 в порядке живой очереди.

–    Татьяна, каких результатов вы хотите достичь в ходе реализации проекта “Под моим крылом”?

– Мы хотим улучшения детско-родительских отношений, снижения уровня тревожности, увеличения хозяйственно-бытовых и кулинарных навыков у мам. А также хотим увеличить число активных подопечных, которые нацелены не только на получение помощи, но и на развитие, на оказание своей помощи кому-то другому.

 

Татьяна Борисова

Фото: https://vk.com/smol_ddm

 

 

Главная > Новости > Развитие детско-родительских отношений, составление детского меню и юридическая помощь в новом проекте “Смоленского дома для мамы”