Обновления

Митрополит Исидор принял участие в пленарном заседании «Древние монашеские традиции в условиях современности»

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор принял участие в пленарном заседании «Древние монашеские традиции в условиях современности»

mv_2022_05_23_06

Фотогалерея

23 мая 2022 года митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор принял участие в пленарном заседании Направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках ХХХ Международных образовательных чтений.

Заседание состоялось в очно-дистанционном формате под руководством Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста.

Высокопреосвященнейший Митрополит Исидор огласил доклад по теме: «Монастыри как хранители чистоты веры и предания Церкви в истории Святой Руси».

В своем выступлении митрополит Исидор отметил:

«Монашество всегда было и остается главной духовной силой России: издревле православные монастыри, являясь негасимым светочем духовности, хранителями чистоты веры и предания Церкви, становились культурно-просветительскими центрами Руси.

Говоря о значении монашества и монастырей в исторических судьбах Русской Православной Церкви и всей истории нашего Отечества: от Киевской Руси до новейшего времени, необходимо рассматривать феномен русского монашества в двух измерениях: духовном и историческом.

Духовная суть монашества неизменна в веках, со времени его возникновения. Выдающийся богослов протоиерей Георгий Флоровский подчеркивал: «[Монашество] было серьезным напоминанием о неотмирности христианской Церкви… Как в языческой Империи сама Церковь была своего рода «движением сопротивления», так в христианском обществе неослабевающим «движением сопротивления» было монашество». Призыв Спасителя к аскезе, как основанию духовной жизни, обращен к каждому, решившему следовать за Христом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). На этот призыв уже в первые годы становления Церкви откликнулось множество людей, и те, которые восприняли его как прямое указание к действию, в дальнейшем стали основоположниками монашества. Митрополит Антоний Сурожский писал: «Эти люди [монашествующие] оставляли города, оставляли родные места, уходили туда, где качествовало неразбавленное христианство и где можно было создавать общины, полные подвижнического устремления, беспощадного, радикального, которое позволяло им всю свою жизнь подчинить Евангелию». Монашеская жизнь древних монастырей стала примером духовной брани, стяжания добродетелей и молитвы.

Сердцевиной иноческого аскетического подвига, неотъемлемой частью миссии монашества является служение всем христианам. Русский богослов архимандрит Киприан (Керн), обращаясь к учению об ангелах как о «вторичных светах», «отражающих миру предвечный Свет Божества, просвещающий всякого человека, грядущего в мир» высказывает удивительную по глубине мысль о том, что иночество, «которому Церковь земная усвояет наименование «ангельского» чина … и должно, продолжая золотую цепь, соединяющую его с миром ангельским на небесах, изливать миру тленному и падшему на земле сияние святости, любви и мудрости. Иночество и должно быть преисполнено этим светом и преломлять его в делах чистоты, милосердия и боговедения. Иночество должно, подражая своим первообразам ангелам, продолжать на земле и довершать ангельское служение, стать служебными духами для тех, которые имеют наследовать спасение, для томящегося в грехах и мраке неведения человечества». Иными словами, главная задача монашества – просвещение мира Светом, то есть служение духовному просвещению в обоих смыслах: как через старческое окормление, так и через сострадательную любовь к миру и Евангельское благовести».

Смоленский архипастырь остановился на рассмотрении двух ярких периодов развития миссии русских монастырей через призму иноческого служения и подвига двух угодников Божиих, просиявших в рассматриваемые эпохи на древней Смоленской земле – преподобного Авраамия Смоленского и преподобного Герасима Болдинского.

Обращаясь к рассмотрению жития преподобного Авраамия Смоленского, митрополит Исидор подчеркнул:

«Преподобный Авраамий традиционно почитается просветителем земли Смоленской, но просветителем не в обычном смысле. Этот святой угодник Божий – не тот, кто принес на Смоленскую землю грамотность или какие-то особые научные знания. Преподобный Авраамий – этот тот, кто и своим служением и своими яркими проповедями объяснял христианство смолянам.

Наряду с почитанием любимого смолянами  небесного покровителя нашего древнего города преподобного Авраамия Смоленского смоляне стремятся бережно сохранять его духовное наследие.  С 2016 года совместными усилиями Смоленской епархии, Смоленского государственного университета и Смоленской Православной Духовной семинарии  проводится регулярная научная конференция, посвященная памяти смоленского святого, одного из первых православных святых, книжника и просветителя преподобного Авраамия».

Характеризуя особенности развития монастырей в период восстановления Русского государства после более чем двухвекового ордынского ига, митрополит Исидор представил участникам пленарного заседания исследование жития и подвига преподобного Герасима Болдинского:

«Преподобный Герасим Болдинский, один из «исполинов духа»,  выдающийся подвижник и основатель четырех монастырей. Главной из этих обителей стал Свято-Троицкий Болдин монастырь, который в минувшем году отметил 490-летие основания и 30-летие возрождения.

Преподобный Герасим стал духовным преемником преподобного Сергия Радонежского: «бе убо блаженный Данило, ученик преподобного Пафнотия-чудотворца Боровскаго. Пафнутий же ученик старца Никиты Серпуховского, Никита же – ученик преподобного Сергия чудотворца».

Подобно святому Сергию Радонежскому, положившему начало почитанию Пресвятой Троицы – символа Божественного Единства, и основавшего на Руси первый Троицкий монастырь, преподобный Герасим посвятил свою жизнь Пресвятой Троице как наивысшему идеалу для народного единения и служения объединения русских земель вокруг Москвы.

На Смоленской земле преподобный Герасим стал первым распространителем почитания преподобного Сергия Радонежского. И во всех основанных святым Герасимом монастырях будут построены храмы или придел, посвященные Святой Троице и преподобному Сергию Радонежскому».

В завершении выступления митрополит Исидор отметил:

«Результаты Петровской церковной реформы, последовавших за ней гонений на монашество и общего разорения монастырей губительно сказались на духовном состоянии русского народа. Именно монашество, ставшее со времен Киевской Руси центром духовной силы русского народа, неотъемлемой частью жизни Русской Православной Церкви стяжало для Руси наименование Святой.

И неизменно духовная сущность и миссия русского иночества, которую Святая Русь стяжала подвигами сонма святых угодников Божиих, до сего дня  остается главной духовной силой Православия».

Также в повестке пленарного заседания:

  • доклад митрополита Тульского и Ефремовского Алексия: «О «неотмирности» монашеского жительства»;
  • доклад Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата, епископа Лидского и Сморгонского Порфирия: «Монастырь – место молитвы». 

Заключительное заседание и подведение итогов работы Направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» в рамках ХХХ Международных образовательных чтений состоится 25 мая 2022 года.

Главная > Новости > Новости - важное > Митрополит Исидор принял участие в пленарном заседании «Древние монашеские традиции в условиях современности»