Обновления

Итоговое слово митрополита Исидора на конференции «Обновленческий раскол в РПЦ: церковно-исторические, богословские и канонические проблемы»

Главная > Новости > Итоговое слово митрополита Исидора на конференции «Обновленческий раскол в РПЦ: церковно-исторические, богословские и канонические проблемы»

Итоговое слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
на Международной научно-практической конференции «Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви: церковно-исторические, богословские и канонические проблемы»

Смоленский государственный университет,

г. Смоленск, 18 октября 2022 г.

 

Подводя итоги завершающей сегодня свою работу международной научно-практической конференции «Обновленческий раскол в Русской Православной Церкви. Церковно-исторические, канонические и богословские проблемы» следует сказать, что изучение событий церковной истории первой половины XX в., безусловно, представляет несомненный интерес, как для светской, так и для церковной исторической науки, и имеет большую актуальность. Обновленческий раскол явился следствием политики советской власти, направленной на разделение Церкви, конечная цель которой заключалась в уничтожении Церкви. На начальном этапе своего развития обновленческий раскол стремился «облачиться в тогу» ревнителей дореволюционного церковного обновления, которые видели своей главной целью не столько реформы в Церкви, сколько освобождение Церкви от государственной зависимости. В действительности же обновленчество стало формой приспособления части церковного сообщества к новому государственному строю и государственной идеологии. Кроме того, на заключительном этапе своей истории обновленцы вынуждены были отказаться от всех церковных реформ за исключением послабления в области брачного права, однако и эти послабления были допущены исключительно для того, чтобы оправдать нравственную нечистоплотность некоторых состоящих в расколе священнослужителей.

В условиях советской власти обновленчество явилось одной из форм конформизма части духовенства по отношению к антирелигиозной, по своей идеологии, советской власти. В целом обновленчество вобрало в себя, как идейных представителей, так и беспринципных конформистов, готовых служить любой действующей власти, ради сугубо земных целей.

Всероссийский Поместный собор 1917-1918 гг. начал подлинное обновление церковной жизни, однако обновленчеством он был отвергнут, и представления обновленцев о церковных реформах, во многом, исходили из позиций, совершенно противоположных тезисам, определенным на Поместном соборе.

Помимо этого, обновленческий раскол можно считать примером эволюции церковных практик и вероучения под влиянием внешних, политических, обстоятельств. Это влияние было ощутимо, как в плане идеологии и теологии, так и в вопросах церковного управления и богослужебных практиках. В сущности, обновленчество довольно ярко иллюстрирует, как религиозная структура, пойдя за изменением политических условий, может значительно эволюционировать. Формально социалистические принципы были инкорпорированы, как в формы управления обновленческим расколом, так и в теологию и церковную практику. Повсеместно обновленцами подчеркивалась не просто лояльность советской власти, но и справедливость Октябрьской революции, ее благословенность, а также созвучие социалистической и коммунистической идеологий Христианству. С самого начала раскола его видные идеологи отстаивали справедливость классовой борьбы, говорили о капитализме, как «смертном грехе», подчеркивали готовность умереть за «социалистическую Родину» и идеалы мировой социалистической революции.

Проблема эволюции религии под влиянием политической идеологии и отражения идеологических концептов в религиозных доктринах и практиках, безусловно, крайне актуальна для настоящего времени. И сегодня мы видим, как под влиянием националистической идеологии происходит эволюция христианских богословских идей и церковных практик на Украине.

И завершающаяся сегодня конференция еще раз подтвердила, что исследование Обновленческого раскола весьма актуально в настоящее время, как с исторической, так и с богословской точек зрения.

 

Главная > Новости > Итоговое слово митрополита Исидора на конференции «Обновленческий раскол в РПЦ: церковно-исторические, богословские и канонические проблемы»