Обновления

Пленарный доклад митрополита Исидора к участникам Смоленского регионального отделения заседания «Всемирный Русский Народный Собор»

Главная > Книга «Слово пастыря» > Пленарный доклад митрополита…

Пленарный доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора к участникам заседания Смоленского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор»

Большой зал Дома Советов,
г. Смоленск, 18 ноября 2022 года, 11.00

 Уважаемый Алексей Владимирович!

Уважаемый Игорь Васильевич!
Ваши Преосвященства, дорогой Владыка Сергий, дорогой Владыка Мелетий!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры,
уважаемые участники заседания!

В своем приветственном слове я не случайно обратился к теме единства. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам произносит слова, наполненные глубочайшем смыслом: «мы … составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, … имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; … раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием» (Рим. 12, 5-8). Так и мы все, собравшиеся сегодня – граждане единой страны, нашего великого земного Отечества. И каждый из нас – руководитель, священнослужитель, воин, педагог, врач, предприниматель, общественный деятель – призван защищать нашу Родину на месте служения, уготованном ему Господом. Все мы должны дополнять друг друга различными дарованиями и служениями, создавая целое – благополучную и процветающую Россию.

Задача нашего заседания – «сверить часы». Напомню, что это выражение имеет армейские корни – сверка часов была обязательной перед выполнением военных операций. Иными словами, мы, выполняя разные профессиональные миссии, должны быть  едиными в главном – в стремлении трудиться во благо Отечества и его будущего.

В чем же, в контексте темы сегодняшней встречи, должно проявляться наше единство?

Прежде всего, в том, что у нас должно быть единое понимание сущности духовно-нравственных основ образования и воспитания, а значит, единое понимание тех национальных ценностей, которые мы называем традиционными. Очевидно, что если традиционные ценности не вписаны в личную мировоззренческую систему координат родителей, педагогов, всех тех, кто составляет ближайшее социальное окружение ребенка, если эти ценности не имеют практического приложения в его ежедневной жизни: будь то учеба, дополнительные занятия, время в кругу семьи – то никакие, даже самые замечательные, с методической точки зрения, уроки не способны сделать так, чтобы подрастающее поколение выбрало их в качестве духовных и нравственных ориентиров в своей будущей взрослой жизни. И наше единство должно проявляться, в первую очередь, в том, чтобы быть не просто трансляторами, а носителями истинных российских ценностей.

Всем нам важно с особым вниманием относиться к смысловым основам тех мероприятий, которые мы организуем для наших детей и молодежи. Приведу пример. 16 ноября отмечается Международный день толерантности. Проводится этот день и в ряде образовательных организаций. Но что педагоги вкладывают в этот термин, и почему именно его нужно использовать? Ведь мы повсеместно сталкиваемся с тем, что под личиной толерантности скрывается бесформенность, беспринципность убеждений, равнодушие к своему и чужому, принятие и допущение вещей без взвешенного анализа их духовно-нравственного содержания, иными словами – теплохладность. Либерализм, отсутствие какой-либо выверенной мировоззренческой системы – вот теневая сторона толерантности. Однако, очевидно, что верующие люди не могут и не должны поступаться христианскими ценностями в угоду, например, ценностям атеистов. Равно как и граждане России не должны поступаться ценностями нашего национального культурного кода в угоду чуждым для нашего многонационального народа идеям. Когда педагог в своей личной мировоззренческой системе не может дать четкого определения традиционной ценности взаимоуважения, не осознает, что христианская заповедь любви к ближнему не имеет ничего общего с толерантностью по отношению к греху, то и у его учеников не будет сформирован нравственный иммунитет к деструктивной идеологии. К сожалению, встречаются очень тревожные сигналы. Вот небольшая иллюстрация. Совсем недавно школьник, подросток из православной семьи, высказавший в кругу сверстников негативное отношение к однополым бракам, то есть транслировавший личное принятие традиционной ценности брака как союза мужчины и женщины, подвергся осуждению одноклассников. И еще один пример проведения «Дня толерантности» – на днях на уроке «Разговоры о важном» первоклассникам в одной из российских школ дали задание раскрасить флаг ЛГБТ… Думаю, что комментарии здесь излишни.

Второй аспект, на который мне хотелось бы обратить внимание – это ясное осознание истинных причин тех вызовов – от попыток фальсификации истории до попыток насаждения квазиценностей, с которыми сегодня сталкивается Россия. Причина этих вызовов – так называемая вертикальная война – война идей. Нам противостоит деструктивная идеология, включающая культивирование мнимого равенства при реальном доминировании одних групп людей или целых стран над другими, эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, ценности крепкой семьи и брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю. Наличие этих угроз национальной безопасности Российской Федерации закреплено на законодательном уровне.

Мы, безусловно, одержим победу в военных действиях, но чтобы победить в идеологической войне, необходимо наше духовное единство, которое, как отмечено в Соборном слове XXIV Всемирного Русского Народного Собора «обеспечивается только внутренним преображением всего нашего общества, каждого из нас. В нашу жизнь должны быстрее возвращаться присущие Русскому миру базовые, традиционные ценности: вера в Бога, традиционная семья, отношение к жизни как к служению и такие духовно-нравственные идеалы как справедливость, долг, честь, патриотизм, почитание родителей и предков, целомудрие, жертвенность.

Правильное целеполагание в жизни народа на духовное преображение является необходимым исходным пунктом, делающим возможным дальнейшие социальные преобразования».

Еще один аспект нашего единства должен состоять в практическом объединении ресурсов региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, епархий Смоленской митрополии, образовательных организаций всех уровней образования, учреждений культуры, молодежных и общественных организаций в решении задач по воспитанию гражданина, по формированию гражданско-патриотической позиции.

Отрадно, что на сегодняшний день в Смоленской области существует множество примеров такого взаимодействия: начиная от посещения священнослужителями различных мероприятий в детских садах и школах, проведения конкурсов с участием школьников и педагогов, работников учреждений культуры и православных приходов до реализации совместных просветительских молодежных, информационных и социальных проектов и совместной организации ежегодных Рождественских образовательных чтений Смоленской области.

Важным является то, что с 2018 года сотрудничество Смоленской епархии и ряда смоленских вузов осуществляется в соответствии с договорами о совместной деятельности. Значимо, что эти договоры были заключены именно на Форуме Смоленского регионального отделения ВРНС в 2018 году. Обращаюсь к многоуважаемым ректорам с предложением актуализировать эти договоры с учетом реалий сегодняшнего дня, а также предлагаю руководителям тех вузов, с которыми еще не заключены такие договоры – присоединиться к нашей совместной работе, детали которой мы могли бы обсудить на очередном заседании Совета ректоров Смоленской области.

В развитие сотрудничества епархий Смоленской митрополии с образовательными организациями профессионального образования предлагаю проработать вопрос о заключении договоров о совместной деятельности с образовательными организациями среднего профессионального образования. В настоящее время такой договор действует между Смоленской епархией и Смоленским педагогическим колледжем – и результатами его реализации уже стали тесное сотрудничество со Смоленской Православной Духовной семинарией, в том числе реализация совместного социально значимого проекта по развитию студенческого добровольчества.

В завершение доклада позвольте процитировать слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, обращенные к  классным руководителям выпускных классов: «Получить знания – это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине – это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».

Убежден, что именно в этой парадигме безусловного приоритета воспитательной составляющей должен быть построен процесс образования наших детей и молодежи на каждой из ступеней и каждой ветви этого образования: в детском саду и школе, в учреждениях дополнительного образования, в вузах и образовательных организациях среднего профессионального образования.

Благодарю за внимание.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Пленарный доклад митрополита…