Обновления

Слово митрополита Исидора после акафиста преподобному Сергию Радонежскому

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора после акафиста преподобному Сергию Радонежскому

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
после акафиста преподобному Сергию Радонежскому

Свято-Сергиевский храм,
г. Смоленск, 7 декабря 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святой Иоанн Богослов свидетельствует о бытии мира, говоря о том, что до всякого мира тварного было Слово Божие, как Вторая Ипостась, Второе Лицо Святой Троицы. И эти библейские антропоморфизмы нас, хотя бы, приблизительно возводят к тайне Святой Троицы. Образ слова взят, конечно же, из того библейского сопоставления, которое связано с природой человека. Ведь и природа всякого из нас носит отпечаток своего Творца. Троичность присутствует во всей нашей природе – физической и духовной. Как ум, слово и действие составляют в нас те силы души, которые отвечают за организацию творчества, так и в образе Бога – Троичность Лиц самостоятельных, действующих, но, одновременно находящихся в совершенно про́стой Божественной природе. Но образ Бога трудно сопоставить с любым из тех образов, который предлагает наш ум, и о чем бы мы ни говорили – это не будет никак, даже приблизительно, соответствовать сути Божественной природы, поскольку это человеческому уму не понять. Мы и не будем сейчас над этим размышлять.

Но важно нам сказать о том, что: «Словом Господним небеса утвирдишася» (Пс. 32, 6). Псалмопевец указывает на то, что Господь наш Иисус Христос еще до Своего Боговоплощения вместе с Божественным Отцом и Богом Духом Святым одинаковым образом устраивали жизнь во Вселенной, жизнь всей твари. И творческое слово дано было человеку, сотворенному по образу Божиему и по Его подобию. Так что всякое наше с вами произнесенное слово имеет, отчасти, ту же примерную власть, какую имеет Бог по отношению ко всей окружающей твари. Как много этим властным оружием пользуется человечество, причем пользуется не столько во благо, сколько во осуждение себя и в разрушение всего окружающего мира. Святитель Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский, в IV веке прямо произнес: «Язык необуздан и не щадит никого» (см. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. Гнев). Поэтому, дорогие мои, нам с вами, совершающим многодневный Рождественский пост, важно обращать внимание на то, какие мы слова произносим в нашей жизни. Сколько этих слов являются созидательными, добрыми по своему содержанию, а значит творчески сильными, и сколько из произнесенными нами слов, бывают, мягко говоря, не добрыми, не совершенными, а иногда даже разрушительными.

Поэтому важно нам с вами, и для себя лично, и для окружающих нас людей, применять это оружие, которое, по слову святого апостола Павла, Господь нам дал. В отрывке из 6-й главы апостольского Послания к Ефесянам (см. Еф. 6, 10-17), который сегодня утром читался на всяком богослужении, поскольку сегодня память святого мученика Меркурия, апостол Павел назидает всех учеников, чтобы они пользовались шлемом спасения и мечом духовным, коим является Слово Божие (см. Еф. 6, 17). Услышим же, дорогие мои, призыв святого апостола Павла и будем очень осторожно пользоваться этим духовным мечом, которым является слово, исходящее от нас.

И пусть примером нам к тому, как пользоваться словом, будет преподобный Сергий, который стремился к тому, чтобы при произнесении слов сохранять безмолвие. Очень важно, дорогие мои, таким образом произносить в жизни слова, чтобы эти слова были проявлением нашего безмолвия – безмолвия по отношению к тем трудностям, к тем проблемам, которые, безусловно, угнетают нас, которые вынуждают нас произносить гнилостные слова осуждения друг на друга и, даже, осуждение на Небо по отношении к Богу. Поэтому, чтобы наши слова были священным безмолвием, пусть всякая наша мысль, всякое наше чувствование сопровождается простыми словами, которые произносил святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!».

Какими бы трудностями не была сопровождаема наша жизнь, что бы ни было самого тяжкого, самого несправедливого, проявим нашу человеческую мудрость и будем в глубине сердца произносить слова: «Слава тебе, Господи!». И за те мгновения радости, которые бывают, всего так кратки, и за те дни, месяцы, а, может быть, и годы бедствий, которые переживает каждый человек в своей жизни. Но без этих бедствий мы бы не были смиренны. Господь дает нам бедствия ради того, чтобы мы смирили свою человеческую гордость, отставили бы от себя свои тщеславие и самомнение. Поэтому, во всяком испытании, особенно сейчас, когда родные и близкие наши ушли на фронт защищать Отечество, и когда всякую семью посещает такое личное человеческое испытание, кого-то даже и горе, в случае потери самого близкого человека на фронте, – пусть для каждого из нас совершенной человеческой мудростью будут эти слова: «Слава Богу за все!».

Пусть преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, помогает нам преодолевать эти трудности и быть, по возможности, мудрее для того, чтобы нам со всей искренностью, смирением и послушанием Богу, а значит с радостью сердце, встретить предстоящее Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и всегда, всегда быть готовым ко встрече с Господом. А уж когда эта встреча произойдет у каждого из нас, только Господь знает.

Храни вас всех Господь

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора после акафиста преподобному Сергию Радонежскому