Обновления

Слово митрополита Исидора в день памяти святого мученика Меркурия Смоленского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святого мученика Меркурия Смоленского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в день памяти святого мученика Меркурия Смоленского

храм в честь святого мученика Меркурия Смоленского
при Военной академии войсковой противовоздушной обороны
Вооруженных Сил РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского,
г. Смоленск, 7 декабря 2022 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, товарищи офицеры, курсанты, слушатели и военнослужащие нашей Военной академии! Вчера Святая Церковь вместе с Отечеством нашим отмечала день памяти главы государства – святого благоверного великого князя Александра Невского. Сегодня милостью Божией все мы отмечаем день памяти святого мученика Меркурия Смоленского – небесного покровителя нашего города, защитника, христианина, подвижника благочестия и веры. Этот храм посвящен великому древнему русскому угоднику Божиему. Всё, что связано с воинским служением на Смоленщине, так или иначе имеет отношение к этому великому подвигу, как, собственно, и вся история нашего города имеет к подвигу святого мученика Меркурия прямое отношение, поскольку тот мужественный поступок, который он совершил, произошел не случайно в его жизни. Это не случайное действие мученика Меркурия имело очень серьезное последствие, поскольку предопределило судьбу города Смоленска: те планы, которые вынашивал Батый, не смогли состояться благодаря мужеству этого человека и помощи Божией.

Слышанное нами апостольское чтение Послания святого апостола Павла к Тимофею (см. 1 Тим. 1, 18-20, 2, 8-15) и Евангельское чтение от Луки (см. Лк. 8, 15-17, 26-30), как будто, в первую очередь, дают нам наставление в семейной жизни: о том, как необходимо выстраивать отношения между мужчиной и женщиной, какими эти отношения должны быть в семье. Но, и эти наставления, и прочее, на что мы обращаем внимание, когда святой апостол Павел наставляет апостола Тимофея к тому, чтобы он подвизался как воин – в вере и доброй совести, безусловно относятся прямым образом и к воинскому служению. Воинское служение состоит не только из тех подвигов, которые воины совершают на поле битвы, но, в том числе, в тех добрых отношениях, которые выстраиваются между военнослужащими, добрых отношениях, созидаемых в семье военнослужащего. Личная жизнь военного человека безусловным образом влияет на то, насколько эффективно воин совершает служение. Святой апостол Павел обращает внимание апостола Тимофея на то, что необходимо всякому христианину как доброму воину подвизаться в вере и доброй совести: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1, 18-19).

Евангелист Лука сегодня сообщает нам слова Господа о том, какая должна быть у нас вера; Его ученики спрашивали об этом и Господь говорит: «… кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18, 17). О чем здесь идет речь? Древние святые толкователи Священного Писания говорят нам о том, что как младенец – совершенно без корысти, лести и лицемерия – принимает всякое событие в своей жизни и всякого человека, приходящего к нему, так и мы, дорогие мои, в нашей вере в Бога, в нашем доверии к Богу, быть такими же добрыми младенцами, совершенно, без всякой корысти, задней мысли, доверяя и вверяя Богу нашу жизнь. Когда мы будем вверять свою судьбу в Промысл Божий, когда мы будем точно осознавать, что наши усилия, но более того, Божие милосердие и Его Божественная рука ведут нас к благой цели, тогда христианский подвиг и воинское служение будут правильным образом настроены. И когда мы осознаем, совершая подвиг христианский или воинский, что с нашей стороны делается все то доброе, человеческое, что от нас зависит и прилагаются силы умственные, физические и морально-нравственные, тогда должна быть надежда на то, что всё остальное, касающееся нашей жизни, судьбы, вручено в руки Божии.

Совершая тот или иной подвиг, мы должны ясно понимать, что необходимо быть готовым к тому, чтобы «душу свою положить за други своя» (Ин. 15.13) и идти на этот подвиг не боясь. Но как идти не боясь? Для этого необходима добрая совесть. Почему так важно в жизни всякого человека, христианина, в том числе воина, иметь добрую совесть? Да потому, что там, где нет доброй совести, не может быть правильного, выверенного решения. Если совесть обличает человека в неправде, то не может такой человек принять правильное решение, в том числе воинское, боевое, решение: в те оставшиеся секунды, нужно сделать то или иное доброе по отношению к другим людям и потом уже, во вторую очередь, по отношению к себе. Это очень тонкая духовная и психологическая грань, товарищи военнослужащие. Потому что так бывает, особенно в вашей жизни, когда нужно в считанные секунды принять то или иное решение, и важно, чтобы это решение было не себе на пользу, а на пользу окружающим людям, в соответствии с тем воинским долгом, который вы несете в своем сердце и уме. Важно, дорогие мои воины, чтобы у каждого из нас была добрая совесть. А добрая совесть достигается тогда, когда мы бываем совершенны в любви к Богу и к ближним, когда мы поверяем каждый наш шаг голосом совести, который есть в душе и сердце каждого человека. Когда мы поступаем по совести в нашей жизни, тогда легче преодолевать различные искушения, испытания, которые обязательно бывают у всякого человека, в том числе, у военнослужащего. Услышим же голос святого апостола Павла, обращённого ко всем нам и к вам, в частности, дорогие воины, в том, чтобы вы были носителями доброй совести.

Сегодня образ святого мученика Меркурия очень ярко подтверждает эффективность исполнения этих апостольских наставлений, ведь помимо мужества, у мученика Меркурия была добрая совесть, и мы знаем изЦерковного Предания, что этот человек, рожденный в пределах Моравии, будучи православным христианином, по воле Божией, пришел в наши русские пределы и нес воинское послушание здесь, в городе. Повелением Царицы Небесной, обратившейся сначала через церковнослужителя в храме, а потом, непосредственно ему давшей знак, святой мученик Меркурий пошел и совершил этот подвиг. Божия Матерь осознавала, что Она обращается к человеку с доброй совестью, который способен услышать голос Божий и прислушиваться к Его голосу. Поэтому, дорогие воины, так важно и каждому из нас быть способными прислушиваться к голосу Божиему, взирая мысленно, духовно в свое сердце и душу.

Поэтому для всякого воина-христианина важна непрерывная работа над собой. Невозможно представить, что, выйдя за пределы Военной академии, вы перестаёте быть воином, нет – вы навсегда остаетесь воином и, даже уходя в отставку, всякий офицер, военнослужащий, всё равно остается воином. И не потому только, что он носит погоны, а потому, что воинский дух присутствует в его сердце – именно тогда человек является воином. А если этого духа воинского в сердце и душе нет, то бессмысленно ношение всяких погон, даже самых почетных и самых высокопоставленных. Во всяком из вас должен быть воинский дух.

Пусть святой мученик Меркурий, который совершил подвиг защиты нашего города от войск Батыя и вас воодушевляет в воинском служении. Пусть крепкая вера в Бога, добрая совесть, то есть совершенная христианская любовь к Богу и ближним будут тем вашим оружием, применяя которое, вы будете успешными, мужественными людьми, совершающими свой подвиг так, как совершил его святой мученик Меркурий, память которого сегодня мы отмечаем и сандалии которого мы с благоговением лобызаем сегодня, обращаясь молитвенно к этому великому угоднику Божиему, прося себе мужества, сил, мудрости и смелости в нашем христианском подвиге.

Аминь.

 

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Исидора в день памяти святого мученика Меркурия Смоленского