Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день празднования Обрезания Господня

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день празднования Обрезания Господня

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день празднования Обрезания Господня

г. Ярцево, 14 января 2023 г.

Свято-Георгиевский собор

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь отмечает день Обрезания Господня. С самых древних времен отмечался этот праздник. Ещё в ветхозаветной Церкви по повелению Божию всякий человек мужского рода в знамение Завета между Богом и человечеством должен был пройти обрезание, тем самым доказательно подтверждая свой Завет, своё обещание Богу.  И Бог во время этого ветхозаветного действа направлял человеку Свою Благодать. Так что договор между Богом и человеком исполнялся вполне.

Господь наш Иисус Христос, как Сам Он свидетельствует нам через Божественное Откровение, пришёл не нарушить закон и пророков, но исполнить, причем исполнить всё до последней йоты. Ничего Богом не было не исполнено из того, что Он повелевал ветхозаветному человечеству, ведь Он и есть Сам автор ветхозаветного Закона.

Так что никто из нас, особенно те, кто ненавидит Христа, не способны обвинить Его в том, что Он Сам что-то не совершил из того, что повелевал всякому человеку. То же самое происходит и в данном случае, когда Он по Своему, Им же установленному Закону, прошёл процедуру обрезания.

Мы отмечаем этот праздник именно потому, что он подтверждает подлинность человеческой природы Господа нашего Иисуса Христа. Не призрачную и не мнимую, как об этом учили древние ересиархи и раскольники церковные, а подлинную человеческую природу воспринял Христос. Воспринял Господь всего человека, кроме греха, потому что, по слову Святителя Григория Богослова, то, что Богом «не воспринято, то не уврачевано». И поскольку Бог воспринял всего человека, Он Собою в Себе исцеляет и преображает всё человечество.

Пришествие в мир Спасителя было самым настоящим и подлинным. Оно ознаменовалось тем, что, Он, возглавив человечество, возрастил его в Своей Божественной Личности. И вторая глава Евангелия от Луки (Лк. 2, 20—21, 40—52), которую мы с вами только что слышали, повествует нам не очень подробно, но именно в той степени, в которой, как об этом говорят древние толкователи Священного Писания, Господь нам и сообщает о Себе, о Своем возрастании и детстве, которое Он провёл рядом со Своим отчимом Иосифом и Своей Матерью Марией в Назарете. Этих сведений столько, сколько необходимо для нашего спасения и не более того. Из них мы узнаём, что Он преуспевал в послушании родителям, в премудрости и благодать Божия всегда была с Ним.

Что означают слова о том, что Он исполнялся всякой Божией Мудрости? Это означает для нас с вами то, дорогие мои, что источником всякой премудрости для нас является только Сам Бог. И никакой иной премудрости человечество не способно придумать. Только есть Божия Премудрость, а всё остальное, даже то, что мы называем мудростью человеческой, имеет своим источником Бога, Его Божественное Откровение. А то, что разрушает нас, то, что губит нас и некоторыми называется мудростью, на самом деле, является погибелью для человека – лжемудростью.

Поэтому, дорогие мои, задача каждого из нас состоит в том, чтобы в течение жизни подчерпывать Божию Премудрость, избегать лжеучений, лжемудрости, всяких человеческих суесловий и всего того, что разрушает, губит нашу с вами личность и саму жизнь.

И Господь, возрастая телесно, исполнялся Премудрости Божией. Он исполнялся ею, потому что пребывал в благодати. И мы с вами, дорогие мои, преисполняемся ею тогда, когда пребываем в благодати, когда сами стремимся к Богу, когда своих детей, внуков приучаем к тому, чтобы и они стремились к Богу и подчерпывали Божию Премудрость. Речь идёт не о какой-то академической, университетской премудрости. Речь идёт о самой простой Премудрости, которую мы должны сами подчерпывать и сообщать и всем остальным – речь идёт о любви к Богу и ближним. Вот совершенство всякой премудрости. И как мы читаем заключительные стихи этой второй главы Евангелия от Луки: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52). Кто близкие отрока Иисуса? Это его Пречистая Матерь и престарелый девяностолетний отчим Иосиф. Вот к ним Он пребывал в послушании.

Как можно себе представить, дорогие мои, что Сам Бог пребывал все эти года, до 30 лет, в послушании Своим родителям? Но Он Сам подаёт нам пример того, как мы должны пребывать в послушании к родителям своим, как мы их должны слушаться, не прекословить, молиться за них. Он, будучи младенцем и отроком по Своей человеческой природе, был Богом по Своему Божественному естеству и невозможно себе представить, что Богомладенец Христос был несовершенным Богом. Это ересь. Христос, являясь по человеческим меркам младенцем, был совершенный Бог. В нём лишь не открывалось во всей полноте Божество, поскольку это могло бы навредить самой человеческой природе, которую Вторая Ипостась – Божественный Логос – воспринял в единство Божиего и человеческого.

Господь сотворенную Им человеческую природу ещё от начала мира воспринял таким образом в естестве Божией Матери, чтобы не навредить ей, чтобы она преумножала своё совершенство, чтобы она постепенно преображалась в единстве с Божественной Природой. И как мы с вами исповедуем в Символе веры веру в постановлении отцов четвёртого Халкидонского Вселенского Собора: человеческая и Божия природы таким образом соединились во Христе, что они пребывали нераздельно и неразлучно, но и не слиянно. Это единство, в котором, с одной стороны, никак не сливается Божие и человеческое, поскольку, если бы оно слилось, то оно попалило бы всю человеческую природу, как тварную. Но и одновременно это навсегда не раздельное и не разлучное соединение создало всё необходимое для спасения человечества. Бог премудро всё совершил и в Самом Себе, и в Своём Богочеловечестве, и премудро сообщает нам спасение через действие Божией благодати, которую мы с вами получаем в «обрезании нерукотворенном».

Сегодня в апостольском послании (См. Кол. 2. 8-12) мы слышали о том, что каждый из нас, христиан, является наследником этого «обрезания нерукотворенного». Если в Ветхом Завете Бог предписывал всякому человеку мужского рода обрезываться, то в Новом Завете для всякого человека мужского и женского пола Господь повелевает принимать «обрезание нерукотворенное». Что же означает это «обрезание нерукотворенное»? Это наша способность спогребстись вместе со Христом в водах Иордана, омыв свой первородный грех в них и совоскреснув вместе со Христом в этой крещальной воде силой нашей веры и благодатью Божией к жизни новой. Каждый из нас проходит эту процедуру «нерукотворенного обрезания», принимая добровольно на себя Таинство Крещения.

Господь через руки священнические погружает нас в освященные Иорданские воды для того, чтобы мы навсегда оставили нашу греховную жизнь, чтобы мы спогреблись вместе со Христом для греха и совоскресли с Ним для жизни новой, благодатной. Именно этого от нас с вами ждёт Господь, что мы, обещав Богу в Таинстве Крещения Ему всецелое покаяние и получая от Него, Бога, всецелое прощение грехов за всю прежнюю до Крещения жизнь, возрождаемся в жизни новой, благодатной.

Но сохраняем ли мы, дорогие мои, эти белые крещальные одежды после Крещения? К сожалению, пятна греха отражаются на этой белоснежной крещальной одежде, которую мы после Таинства Крещения начинаем носить. Эти пятна присутствуют в нашей совести и в нашем уме, потому что грех стремится поразить нашу природу. Диавол, пуская на нас свои бесовские греховные стрелы, стремится к тому, чтобы уничтожить человека, погубить его личность, сгубить душу, не допустить её в Царствие Небесное. А Господь, основавший Церковь, как оружие против диавола, как место встречи человека с Богом, повелевает каждому из нас после Таинства Крещения прибегать к Таинству Покаяния, быть участником Таинства Причащения Тела и Крови Христовых для того, чтобы вновь и вновь омывать нашу с вами греховную природу благодатью Божией, чтобы в этом омовении получать вновь Богоусыновление, чтобы получать от Бога прощение за те грехи, которые мы, в силу тления нашей человеческой природы, совершаем. И не бывает, к сожалению, такого дня, дорогие мои, чтобы мы с вами не согрешали. Согрешаем мы и мыслью, и словесно, и своим не обращением к Богу. Оно должно быть каждое мгновение нашей жизни и состоять из мысленного, сердечного обращения к Нему. Каждая минута нашей жизни должна быть временем для покаяния перед Богом, а значит деятельного исправления перед Ним и искренней любви к ближним.

Но сегодняшний день обращает наше внимание на то, как мы должны относиться к родителям нашим. Вот так же, как относился младенец и отрок Христос, пребывая в неизменном послушании к своим родителям.

Поэтому, дорогие мои взрослые прихожане, для многих из нас время, когда бы мы могли проявлять послушание родителям, прошло. Поэтому приложим Божию Мудрость, которую Господь даёт нам, нашему сердцу и нашему уму, чтобы хотя бы в отношении наших детей, в отношении наших внуков и правнуков, проявить то, что мы не были способны проявить к нашим родителям. Постараемся хотя бы им, подрастающему поколению, предложить пример нашего послушания. А каким образом им мы можем предложить этот пример? Искренним послушанием Богу и искренней любовью к Нему. Покажем пример подрастающему поколению, как мы слушаем Бога и, как мы хотели бы, чтобы они слушали и Бога, и нас самих.

Поэтому очень многое в нашей стране, дорогие мои, зависит не от подрастающего поколения, не от молодых людей, в том числе тех, которые сейчас защищают Отечество. Во многом и определяющим в судьбе нашего Отечества является поведение старшего поколения, которое призвано к тому, чтобы показывать пример своей подлинной любви к Богу, подлинной любви к ближним и к Отечеству. И вот, когда подрастающее поколение и наша молодежь будет видеть любовь старшего поколения к Отечеству, тогда оно будет способно самоотверженно защищать наше Отечество, тогда, оно не будет уклоняться от призыва, тогда оно будет смело совершать свой человеческий подвиг.

Ещё одна задача, которая стоит пред нами, взрослым поколением – это молиться Богу. Сам Господь и внешние обстоятельства дают возможность для людей старшего возраста, особенно тем, кто находятся на пенсии, молиться. Всё свободное время дано для того, чтобы его наполнить молитвой с покаянием за свою прошлую греховную жизнь, с молитвой за своих детей, внуков и правнуков, с молитвой за Отечество и за тех воинов, которые сейчас защищают его и, может быть, гибнут без покаяния.

Поэтому, дорогие мои, особенным образом прихожане старшего поколения, потратим оставшиеся дни, недели, месяцы, а может быть, в лучшем случае, годы нашей жизни на то, чтобы наполнить их молитвой, покаянием и засвидетельствовать пример перед ближним своей жизнью.

Пусть родившийся в Вифлееме Господь, Отрок Христос, Который пребывал в послушании к родителям, исполнялся Божией благодатью, Обрезание Которого сегодня мы с вами отмечаем, свидетельствуя о Его подлинном человечестве, укрепит каждого из нас в нашем христианском подвиге, даст нам силы и благодать для того, чтобы мы с честью и достоинством исполняли то, что сами на себя приняли, на что согласились, называя себя православными христианами. И поверьте, если мы будем проявлять искреннее и деятельное желание того, чтобы Господь помог нам, Он обязательно поможет нам Своею благодатью. Для этого важно наше намерение, важно наше доброе сердце, которое бы стремилось к Богу, которое, несмотря на немощи, которые одолевают каждого из нас, священников, монахов и мирян, желало бы помощи Божией. Если мы будем этого хотеть, Господь обязательно протянет Свою Божественную руку помощи, ведь Он чадолюбивый Отец наш в подлинном, совершенном смысле любящий нас. Вот это мы должны понять за время нашей короткой, к сожалению, жизни. И когда мы это поймём, когда мы будем преисполняться Божией Премудрости, мы сможем с вами научиться послушанию Богу и ближним. Пусть Господь, родившийся в Вифлееме, в этом нам поможет. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в день празднования Обрезания Господня