Обновления

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Авраамиевом монастыре

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре

13 января 2023 г., г. Смоленск

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Эту часто слышимую притчу о злых виноградарях нам сегодня предлагает к осмыслению апостол и евангелист Марк (Мк. 12, 1-12).

И каждый из нас задаёт себе эти простые, логичные вопросы: «На что надеялись злые виноградари? Неужели они могли избежать гнева господина виноградника?». Нет, этого невозможно было избежать. Какая логика была в их сердце и в их уме, которая допустила убийство тех слуг, которых господин направил в виноградник? Где благоразумие в том, что они совершили убийство сына господина? Как возможно было рассуждать так, как они рассуждали: «Пойдем, убьем его, и наследство будет наше» (Мк. 12, 7). Абсолютное неразумие в поведении этих злых виноградарей.

Но такое неразумение, дорогие мои, бывает и у нас с вами. Когда зло царствует в уме и в сердце нашем, тогда в человеке отсутствует какая-либо логика, какой-либо здравый смысл в тех мыслях и чувствах и в поведении, которые бывают в нашей жизни. Поэтому мы должны с вами избегать такого духовно слепого состояния, в котором пребывали эти злые виноградари. А откуда такое состояние возникает в нас с вами? Оно бывает тогда, когда гордость захватывает всё наше человеческое естество, когда эта гордость делает нас абсолютно слепыми, неспособными ценить ни окружающих, ни самих себя. И эта духовная слепота является причиной многих бед для нас самих и для окружающих людей.

А что нужно, чтобы избежать этого страшного состояния, которое ведёт каждого из нас в погибель, если оно бывает в нас? Необходимо лекарство, которое бы исцелило нашу душу. Этим лекарством, безусловно, является Благодать Божия — то единственное средство, которое способно бывает исцелить от грехов человеческое сердце. Никаких иных лекарств не бывает к тому, чтобы помочь человеку в его духовном исцелении — только Благодать Божия. А Благодать Божия привлекается тогда, когда в сердце наше мы принудительно вводим состояние покаяния, когда мы окаменелость нашего сердца растопляем нашими покаянными слезами, когда молитва, пост и духовная аскеза делают наше сердце духовно мягким, способным к восприятию этой Божественной Благодати, когда мы просим Бога в молитве о том, чтобы Господь даровал нам духовное зрение, способность видеть свои грехи и способность не осуждать ближних наших.

Святой апостол Иаков сегодня в первых 13 стихах второй главы своего соборного послания сообщает нам о том, как нам необходимо вести себя друг с другом, как нам необходимо нелицемерно относиться друг ко другу, не деля людей на духовно зрелых и духовно немощных, не разделяя людей на богатых и бедных и не давая первым какого-либо приоритета в жизни. Святой апостол Иаков говорит: «Не много ли для вас, бедных, бед приносит богатство, и проводниками этих бед являются богатые люди. Много бед бывает от богатства и от тех людей, которые поражены этой греховной страстью». (См. Иак., 2, 6-7: «…Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?»).

Поэтому никакого лицемерия, никакого лицеприятия не должно быть в нашем с вами духовном делании. Мы одинаково с любовью должны относиться ко всякому человеку. Какого бы звания, какого бы духовного авторитета и статуса, даже высокого священнического статуса, ни был этот человек, это никоим образом не делает его лучше, превосходнее над другими людьми. Мы все с вами одинаковы перед Богом. Поэтому равным образом должны относиться друг к другу с любовью, уважением и духовным благоговением. Великое начинается с малого. Поэтому будем стараться стремиться к тому, чтобы в самых простых, незатейливых вещах, таких, как отношение друг ко другу в быту, отношение друг ко другу на рабочем месте, в храме — всё это сопровождалось бы нашей духовной внимательностью, духовным трезвением. Если мы будем стремиться к тому, чтобы в малом быть достойными, то Господь дарует нам и больше. И большую способность видеть грехи и недостатки собственные, и силы для души нашей к тому, чтобы не осуждать ближних наших.

Святой апостол Иаков в тринадцатом стихе второй главы своего соборного послания заключает очень важный духовный смысл: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13).

Поэтому, дорогие мои, если мы желаем от Бога получить Его Божественную милость, мы должны её проявлять по отношению друг ко другу. Никакой суд, и даже Суд Божий, не может превосходить Его Божественное милосердие по отношению к нам, если к этому есть повод. Будем стремиться к тому, чтобы наш человеческий суд превозмогался нашим милосердием друг к другу. Пусть милосердие Божие по отношению к нам самим станет тем залогом, который позволит и нам самим получить от Бога милость, и в любви к Богу и в любви к ближним достичь Царствия Небесного. Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово митрополита Смоленского…