Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Сретения Господня

Главная > Новости > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Сретения Господня

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Божественной литургии в Праздник Сретения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор,

г.Смоленск, 15 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы чествуем событие встречи праведными людьми Господа в ветхозаветном иудейском Храме. Этот праздник называется Сретение.

Евангелист Лука сообщает нам об этом событии, о котором мы слышали из Евангельского чтения, предлагаемого нам Святой Церковью. Мы обратили внимание, что Господь, Который Сам является Законодателем, источником всякого Закона, данного человекам, Сам является исполнителем Своего же, Им данного Закона. В сороковой день, как это и полагалось для всякого новорожденного человека и Его Матери, Он был принесён Богородицею в ветхозаветный Храм. Это повеление Божие запечатлено в 13-й книге Исход, где Господь повелевает через пророка, чтобы всякий мужеский пол, разверзающий тело матери, был посвящён Богу в воспоминания тех событий, которые произошли в Египте – спасение всех первенцев Господом от гнева Божия. В благодарность Богу за это спасение всякого первенца необходимо было посвятить на служение Богу.

И Божия Матерь, исполняя ветхозаветный Закон, приносит Своего Первенца, рожденного Господа нашего Иисуса Христа, в ветхозаветный Храм и приносит ветхозаветную жертву. В 12 книге Левит говорится о том, что семья богатая приносит в жертву в благодарность агнца и в прощение грехов голубицу, а семья бедная – двух малых голубиц. И вот Божия Матерь исполнила закон как человек бедный, не имущий. Потому что семья Иосифа Обручника была бедной, и Божия Матерь не могла себе позволить те средства, которые можно было бы потратить на покупку агнца. Божия Матерь исполняет это ветхозаветное установление: приносит младенца в ветхозаветный Храм и по Божию водительству их встречает Симеон Богоприимец и пророчица Анна, которые многие десятилетия служат здесь и ждут утешения Израилева. Это утешение в лице Господа приходит к ним: на руках носимое Чадо является спасением всего человечества.

Дорогие мои, обратим внимание, что Господь и Сам является исполнителем Своего, Им же, Богом данного Закона. Перед этим предшествовавшее Обрезание, которое мы отмечали с вами по новому стилю 14 января, и сегодняшнее Сретение Господне, – всё это те действия Божии, которые нам прямо указывают на необходимость исполнения Божиего закона. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоницкий, указывает на то, что нам необходимо преклоняться перед Законом Божием, нам необходимо смиряться перед Богом, считая себя недостойными.

Это ветхозаветное повеление посвящать всякого первенца Богу, для нас с вами означает то, что все то лучшее, что нас у нас есть в нашей жизни, мы обязаны посвящать Богу. А что является лучшим в нашей жизни? Все самое дорогое, что у нас есть, и даже мы сами. Мы сами должны себя посвящать Богу, как самый для Бога драгоценный дар. В этом посвящении мы должны исполнять Заповеди Божии, мы должны со страхом и любовью относиться к Богу и к ближнему. Это и будет самый драгоценный дар для Бога.

Но как бывает в нашей с вами греховной жизни? Мы посвящаем всё самое ценное, дорогое в нашей личной жизни кому угодно, но только не Богу. Мы растрачиваем Богом данный дар – здоровье, умственные и физические способности, Богом данные таланты на грех. Мы растрачиваем, как тот блудный сын, о котором мы с вами слышали в прошлое воскресенье, это Богом данное богатство на наши наслаждения, на поиск мнимого счастья в нашей жизни. А никакое счастье, как мы с вами знаем, без Бога невозможно. Только в Боге мы обретаем подлинную радость, подлинное духовное наслаждение и то внутреннее спокойствие и умиротворение, которое мы и называем счастьем.

Те люди, которые не понимают Бога и не стремятся это сделать, они всячески ищут повод обличать Церковь. Мы часто слышим, особенно в наши времена, эту абсолютно несостоятельную претензию: «Почему православные храмы так благоукрашены? Почему купола храмов золотые? Почему в храмах богатые иконостасы? Почему иконы позолоченные? Почему святыни православные находятся в благоукрашении?». И у нас с вами самые простые, ясные ответы на эти несостоятельные вопросы. Это так, потому что все это посвящено Богу. Во обличение нашего сребролюбия, во обличение нашего служения мамоне и мнимым ценностям, мы всё то лучшее, что есть в нашей жизни, посвящаем Богу. Ни какому-то конкретному человеку, даже ни поколению людей, живущих на той или иной земле.

Мы видим сейчас это благолепие Свято-Успенского кафедрального собора, которое создано, к сожалению, не нашим поколением, за исключением тех усилий, которые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предпринял по благоукрашению этого храма. Никто из нашего поколения особым образом ни чем не привнёс благолепие в этот один из самых красивых храмов в Русской Православной Церкви и во всём мире. А вот те предшествующие поколения, которые трудились в XVII-XVIII веках и позднее, понимали, что всё то лучшее, что есть в жизни, необходимо посвящать Богу, потому что в Боге, наше счастье. Бог для нас является главной ценностью.

В нашей семейной жизни, дорогие мои, посвящаем ли мы что-то для Бога? Воспитываем ли мы детей таким образом, чтобы они стремились к подлинным ценностям, прививаем ли мы им знания о Боге? Стараемся ли мы их обучать так, чтобы они проводили нравственно свою жизнь? Нет, к сожалению. Мы всё время заняты зарабатыванием тех или иных средств. Мы всё время озабочены взаимоотношениями друг с другом. Мы все иное время тратим на достижение каких-то мнимых целей. Но никак мы не тратим наши усилия на то, чтобы заниматься главным. А главное, как мы с вами сегодня говорим, это то, что относится к Богу, к Его славе. И наши дети, и внуки, и мы с вами должны быть этим даром Богу для Его Божественной славы. А этот дар в себе можно проявить, совершив свой человеческий подвиг во славу Божию и во славу окружающих людей.

Сегодня во время проведения специальной военной операции мы знаем, в каком огромном количестве защитники нашего Отечества совершают свой человеческий подвиг. Не это ли дар наш и матерей Богу, которые воспитывали этих Героев Отечества? Безусловно, это так. И ответственный подвиг учителей и врачей, и подвиг обычных людей, которые на том месте, которое им поручено Богом и людьми, добросовестно несут свой труд, – не это ли дар Богу? Когда мы видим, как человек добросовестно трудится, когда мы видим, что этот человек со всем усердием заботиться о своей семье, о воспитании своих детей, об окружающей природе, не уничтожая её, а всяческих поддерживая и благоукрашая, – вот это дар Богу.

Божия Матерь в сороковой день от Рождества, по Закону Божию, принесла в дар Богу Самого же Бога. Это для нас с вами является безусловным примером того, как мы должны относиться к Богу, как мы, следуя Его примеру, должны относиться к нашей жизни, окружающей нас.

Поэтому, дорогие мои, сегодня для нас очень важный христианский праздник, который указывает нам на те спасительные действия, которые Господь предлагает нам для нашего спасения. Сегодня мы с вами слышим из уст Симеона Богоприимца этот гимн, который с тех времен повторяется Святой Церковью: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Для нас с вами это указание на то, как люди ждали Спасителя, как мы должны быть благодарны и насколько должны быть мы радостны, что Бог, Которого человечество ожидало много тысячелетий, пришёл. Мы – свидетели этого Пришествия, мы возглавляемы Богом, поскольку Господь является Пастыреначальником и Главой Своей же, Им созданной Церкви, мы водимы Богом. Не это ли счастье для нас?

Во многом Господь, как об этом в своём гимне произносит Симеон Богоприимец, является Просвещением для народов. Пусть этот Свет, который с нами с тех времён, когда Божия Матерь принесла Богомладенца Христа, когда Он возрастал и укреплялся духом, когда Он вышел на проповедь и совершил Свои спасительные действия, и нас ведет к тому, чтобы благодать Божия вошла в наше сердце. Нужно стремиться к тому, чтобы Божественный Свет, исходящий от самого Господа Иисуса Христа, проникал в нас и просвещал не только окружающие народы, но и наше личное сердце, а мы бы, водимые этим Божественным Светом, шли бы к Нему навстречу, понимая, что там, где нет этого Света, там тьма и погибель, там не счастье, там нет радости. Будем искать этого Божественного Света, будем идти к Нему навстречу и будем верными рабами Божиими, чадами Ему, исполнителями Закона Божия ради того, чтобы Господь радовался вместе с нами нашему спасению.

Аминь.

Главная > Новости > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в праздник Сретения Господня