Обновления

Слово архипастыря в день преставления равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря в день преставления равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день 111-летия преставления равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского

храм Преображения Господня,

г. Смоленск, 16 февраля 2023 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Господь возвещает ученикам путь спасения, и этот путь лежит через следование заповедям Блаженств. И первой заповедью Блаженств Господь произносит слова: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».

Священное Писание Ветхого и Нового Завета знает такие понятия как «нищие и убогие». Нищета – это такое состояние, в которое возводит себя сам человек или внешние обстоятельства, которое характеризуется состоянием бедности, причём бедности крайней. А убогими называются те, кто изначально пребывают в таком, как мы говорим, абсолютно безнадёжном состоянии. Так что, и нищета сама по себе, и убогость есть состояние крайнего обнищания человека.

Но, когда говорит Господь о нищете духовной, то здесь имеются в виду более глубокие смыслы. Нищета духовная – это не просто отсутствие у человека каких-то возможностей или благ к существованию, или что-то иного, чем человек мог бы пользоваться и опираться в своей жизни. Нищета духовная – это состояние совершенства, когда человек не пребывает в состоянии безнадежности человеческой, а ненавидит всё, что относится к благам мира сего. Ненависть к благам мира сего и к тем возможностям, которые этот грешный мир подаёт человеку, и называется нищетой духовной.

Поэтому, если в нищете человек пребывает как в «безнадёге», и оказывается в ней, иногда не предпринимая никаких действий, то нищета духовная – это совершенно дéятельное состояние, которое непременно требует от человека бесконечно много работы. Отрицать блага мира и осознанно, осмысленно ввергать себя в то, что не связано с жизнью этого мира, требует от человека самоотвержения и большой внутренней духовной работы. И человек внешне богатый, может быть в подлинном духовном смысле человеком духовно нищим, поскольку эти внешние богатства не затрагивают глубину его сердца, они ничего для него не значат. Так же, как и человек, находящийся у власти, может быть нищим духом, потому что он воспринимает власть как послушание Божие, как возможность к славе Божией и помощи всякому человеку.

Но такое в нашей жизни бывает очень редко, дорогие мои. Редко, потому что, к сожалению, блага мира сего часто захватывают нас в большинстве случаев. Блага мира манят нас, они кажутся нам легко доступными. Эти мирские блага создают мнимое счастье в нашей жизни. И горе нам бывает тогда, когда мы не стремимся к благам небесным, когда мы не осознаём те величайшие дары, которые Господь подаёт человеку духовно нищему, то есть, надеющемуся только на Бога, идущему в соответствии только с Промыслом Божиим, желающему ни в мыслях, ни в чувствах, ни в деяниях своих никоим образом не оскорбить любовь Божию к нему. Такое непáдательное духовное состояние и является святостью.

Но к этой святости мы себя приучаем всю жизнь, поскольку мы многажды падаем. Но, падая, мы непременно должны вставать. Падая, мы непременно должны надеяться на милосердие Божие, на Его Всесовершенную любовь, которая прощает нам, сколько бы мы раз ни обращались к Богу с покаянием. И в этом совершенство Божией любви.

Поэтому, дорогие мои, очень важно нам правильно осознавать, что такое нищета духовная. Она открывает для человека, стремящегося к ней, невероятные дары Божии, те способности, которые Бог даёт человеку, полностью преданному Его Божественной воле. А мы с вами прекрасно знаем, сколько может человек, если в нём действует воля Божественная.

Таким человеком, нищим духом, но с внешними признаками духовной власти и возможностей был и есть святитель Николай (Касаткин), архиепископ Японский, наш с вами земляк, выпускник Смоленской Духовной семинарии, обучавшийся здесь, в том здании, в 100 метрах отсюда. В 1860 году после окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии он был направлен в Японию с миссией просвещения язычников-японцев и совершал свой христианский, интеллектуальный и просветительский подвиг до 1912 года. Более полувека человек нес послушание в далекой Японии, преумножая стадо Христово, создавая общины и просветительские центры, школы и училища, приводя тысячи и десятки тысяч людей к православной Вере, просвещая языческую Японию.

До сего дня каждый, кто посещает Токио, видит храм в честь свидетеля Николая, устроенный самим святителем и благоукрашенный благодарными японцами. И там можно почувствовать плоды тех духовных трудов, которые тогда, в начале XX века, положил святитель Николай, и как эти «зёрна», посеянные им в «благодатную землю» – сердца искренних и верующих людей-японцев – произросли и дали великий плод. Сегодня и мы с вами ощущаем эти духовные плоды, в основании которых положены труды святителя Японии. Эти плоды внешним образом проявляются в деятельности Японской Автономной Православной Церкви, где есть Предстоятель, где есть епископат, где есть священнослужители, где множество народа прославляет имя Христа Спасителя. Для нас с вами это пример того, как ни какой-то человек, откуда-то из страны, близкой к Святой Земле, а именно наш с вами земляк стал этим великим угодником Божиим, именуемый Церковью как равноапостольный, как святитель. Это наш с вами земляк, произошедший из того народа, из тех людей, которые жили и живут на этой земле.

Это во многом является и укором для нас с вами, для нынешнего поколения людей, живущих здесь. Рождает ли наша с вами древняя прославленная Смоленская земля угодников Божиих сегодня, таких же, как равноапостольный святитель Николай? Может ли наш народ являть таких величайших подвижников духа? Достаточно ли в жизни нашего народа духовных условий для той духовной почвы, которая бы произрастала подобного рода духовные плоды? Достаточно ли у нас верующих бабушек и дедушек, которые бы наставляли отцов и матерей наших? Ходят ли бабушки и дедушки в храмы Божии и где сегодня наше многочисленное старшее поколение города Смоленска? Почему оно не почитает своих наставников и подвижников? Почему это старшее поколение избегает внутренней духовной работы, которая так важна для человека, совершившего путь своей жизни и в ней определённые действия, в отношении которых, может быть, даже требуется покаяние? Где эти люди с интенсивной духовной работой над собой? Где люди, совершающие покаяние, осознающие, что Господь не так много лет положил для возможности покаяться перед Ним перед тем, как перейти в Жизнь Вечную? Где молодые люди, которые стремятся беззаветно служить Богу, а, значит, Отечеству? Где молодёжь, которая воспитана нами и которая нами в храмы Божии как источник всякого духовного нравственного просвещения?

К сожалению, и даже те грозные события, которые мы с вами сегодня переживаем, и угрозы внешнего мира, никак не могут нас с вами разбудить от глубокого духовного сна. Мы никак, к сожалению, не можем осознать, что весь наш народ находится в величайшей опасности. Опасности духовно не проснуться, опасности вновь пропустить шанс духовного возрождения, опасности не создать те необходимые условия для взращивания духовных плодов, верных сынов и дочерей, которые бы достойным образом заменили действующую власть и возглавили бы жизнь страны в будущие десятилетия. Воспитываем ли мы таких людей?

Поэтому, глубочайшая ответственность находится на каждом из нас. И пусть для нас с вами во многом служит пример святителя равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в том числе, и неким укором нашему поколению. Пусть он служит для нас с вами примером веры и благочестия. Пусть он, святитель Николай, великий наш и прославленный угодник Божий и земляк, покровительствующий нашему региону, покровительствующий нашей духовной школе и нам всем, обращающимся к его святому имени с просьбой о духовном покровительстве, подаст необходимую помощь, чтобы каждому совершать свой христианский подвиг в той мере, в которой Господь вручил нам.

Нам, священнослужителям, – ревностно совершать своё пастырское служение. Вам, дорогие миряне, – совершать своё христианское служение мирянина, а значит, быть свидетелями Христовыми во внешнем мире и совершать свою жизнь совершенно честно. Честно по отношению к своей семье, по отношению к тому месту, где вы работаете, честно по отношению к окружающим людям. В этом и есть свидетельство для внешних о нашем христианском подвиге. В этом и есть наша с вами христианская миссия – та миссия, которую возглавлял в Японии святитель равноапостольный Николай. Каждый из нас должен быть тем малым миссионером, который в народе, особенно в народе не просвещенном Светом Христовой Истины, призван возвещать имя Христово. И даже не словами, а нашей честной жизнью перед Богом и людьми, нашей искренней любовью к людям, нашей жертвенностью по отношению к людям.

Сегодня, конечно, хотелось бы обратиться также к воинам, которые сегодня отсутствуют здесь. Хотелось бы, чтобы они искренне молились и использовали бы возможность быть на богослужении. Использовали возможность помолиться Богу, ведь завтра воинское руководство может их призвать к тому, чтобы совершать свой подвиг, в том числе, в зоне специальной военной операции. Поэтому, дорогие мои, помолимся и о воинах наших, которые так нуждаются в нашей помощи. Особенно о тех, кто сейчас там, и осознают, что молитва от любого человека может воздействовать на волю Божию, и та пуля, которая, может быть, предназначалась ему, этому конкретному человеку, пролетит мимо, если мы в молитве вспомним этого человека, совершающего свой воинский долг. Помолимся о том, чтобы Господь сохранил его, чтобы Господь дал возможность ему совершить свой воинский, человеческий подвиг и вернуться к родным и близким домой.

Будем искренне молиться за всех нас, за христианскую общину, которая здесь, в этом старинном и истерзанном временем и людьми храме, совершает соборную молитву. Помолимся друг за друга и за воинов, попросим святителя Николая быть нашим духовным наставником, быть защитником и молитвенником у Престола Божия.

Аминь.

Главная > Книга «Слово пастыря» > Слово архипастыря в день преставления равноапостольного Николая (Касаткина), архиепископа Японского