Обновления

Доклад митрополита Исидора “Проблемы духовно-нравственного воспитания и социального служения в современных условиях”

Главная > Послания > Доклад митрополита Исидора “Проблемы духовно-нравственного воспитания и социального служения в современных условиях”

Доклад Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского “Проблемы духовно-нравственного воспитания и социального служения в современных условиях”

Координационный совет по работе с молодежью при Администрации города Смоленска, 27 июня 2017 г.

Уважаемая Ольга Сергеевна!
Уважаемые члены Координационного совета и участники заседания!

Молодежь является важнейшим культурным, духовным, интеллектуальным, профессиональным, демографическим резервом российского общества. В этой связи духовно-нравственное воспитание, основанное на традиционных ценностях, становится условием обеспечения стабильности и процветания нашей страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал значимость духовно-нравственного воспитания: “Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Это пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России”.

Развивающееся социальное партнерство государства, общества и Русской Православной Церкви способно разрешить многие проблемы современного образования и способствовать укреплению духовности и нравственности народа, прежде всего, подрастающего поколения.

В январе 2017 года Комитет по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в рамках V Рождественских Парламентских встреч провел “круглый стол” на тему: “Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы”. По итогам работы “круглого стола” были выработаны рекомендации, направленные в Правительство России. В Рекомендациях предлагается рассмотреть вопрос о разработке основ единой государственной политики в области духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации и механизмов ее поддержки на правительственном уровне, в том числе, предусмотрев программу по защите духовно-нравственной среды, ответственность государственных учреждений и их руководителей, а также родителей, работников сферы образования и взрослых граждан за духовно-нравственное воспитание молодежи. Министерству образования и науки РФ предложено создать экспертный совет по вопросам развития духовно-нравственного воспитания в школе с привлечением представителей религиозных организаций, педагогов, специалистов в области воспитания.

Вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи обсуждались на заседании Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии в марте этого года. Необходимо отметить, что в ведении этой комиссии находится разработка “Образовательной концепции Русской Православной Церкви” – основополагающего общецерковного документа, развивающего и дополняющего положения Основ социальной концепции Церкви в сфере образования. Этот документ станет основой для разработки совместных образовательных проектов с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и благотворительными учреждениями по вопросам духовно-нравственного развития человека и общества.

О необходимости усиления совместной работы по духовно-нравственному воспитанию свидетельствует решение, принятое на заседании Священного Синода 9 марта 2017 года, провести предстоящие XXVI Международные Рождественские образовательные чтения на тему: “Нравственные ценности и будущее человечества”. Уверен, что муниципальные и региональный этапы Рождественских чтений на Смоленщине позволят решить многие вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения.

В контексте происходящих сегодня в мире изменений особую значимость приобретает вопрос сохранения традиционной для нашей страны воспитательной роли образовательных учреждений.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркивал: “Восстановление традиционного духовно-нравственного компонента обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе – это не только дело Церкви и государства. Это дело всего нашего народа, всего нашего общества, но, конечно, прежде всего, людей, занятых в сфере образования и педагогики”.

Мы можем с уверенностью констатировать, что на Смоленщине совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и Смоленской епархии более чем за 15 лет создана достойная база по духовно-нравственному образованию в традициях православной культуры.

В настоящее время модуль “Основы православной культуры” в рамках учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”, введенного в России с 2012 года, изучают более 88% школьников.

В начальном и среднем профобразовании духовно-нравственные дисциплины изучают 825 студентов в 12 учреждениях. Около 1000 детей посещают кружки по православной культуре в учреждениях дополнительного образования.

Всего в 454 образовательных организациях Смоленской области дисциплины духовно-нравственного содержания изучают 24914 учащихся (больше, чем в 2014-2015 учебном году на 2767 человек).

С признательностью хотел бы отметить, что за минувшие годы сложились добрые и конструктивные отношения между Администрацией города Смоленска, Управлением образования и молодежной политики города Смоленска и Смоленской епархией.

Ежегодно проводятся конференции, конкурсы, способствующие сохранению и восполнению интеллектуального потенциала региона. С 2001 года проводится научно-практическая студенческая конференция “Шаг в науку”, с 2006 года – окружной этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет “За нравственный подвиг учителя”, с 2008 года – фестиваль православной культуры “Отечество мое православное”.

Значимым событием в жизни нашего города и области стала международная межшкольная научно-практическая конференция “Современное образование. Педагог и ученик в творческом диалоге”, состоявшаяся в марте этого года в средней школе №17 города Смоленска. Впервые на конференции работала секция “Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся в современной школе”.

Искренне надеюсь на дальнейшее успешное сотрудничество.

Сегодня необходимо решение задач, от которых во многом зависит качество работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Одной из ключевых проблем организации духовно-нравственного воспитания в деятельности общеобразовательных учреждений связано с преподаванием предмета “Основы православной культуры” в рамках курса “Основы религиозной культуры и светской этики” (ОРКСЭ). Необходимым является обеспечение преподавания православной культуры по разным годам и ступеням общего образования.

В феврале 2015 года Святейший Патриарх Кирилл предложил разработать продолжение курса “Основы религиозной культуры и светской этики”. Оставить преподавание курса только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха, “значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников”.

Результатом этого предложения стало появление нового предмета “Основы духовно-нравственной культуры народов России” (ОДНКНР).

Министерство образования пока только определило, что эта предметная область в 5-9 классам является логическим продолжением “Основ религиозной культуры и светской этики”. Это ориентирует школы вводить преподавание религиозной культуры по своему выбору. Пока это выбор именно школы, что преподавать в рамках этой предметной области и важно закрепить понимание логической связи ОРКСЭ и ОДНКНР в 5-9 классах.

В настоящее время образовательные учреждения определяют форму преподавания “Основ духовно-нравственной культуры народов России”. Нам необходимо максимально увеличить число школ, в которых эта предметная область в будущем учебном году будут изучаться на уроках, а не через внеурочную деятельность. Соответствующее предложение Смоленской епархии внесено в проект Решения Координационного совета.

Убежден, что повышение нравственного и культурного уровня россиян станет возможным, если в общеобразовательной школе – на протяжении всего периода обучения – будущий гражданин России получит возможность непрерывного изучения предметов духовно-нравственного цикла. Необходимо, чтобы различные предметы по православной и другим религиозным культурам становились неотъемлемой частью образовательной программы российской школы, ее частью на всех уровнях общего образования.

Необходимо уделять особое внимание развитию внеурочной работы с подростками и молодежью, их дополнительному образованию.

Не секрет, что те дети, которые ходят в музыкальные школы, не попадают на учет в органы внутренних дел, то же самое можно сказать о детях, посещающих воскресные школы. Вряд ли можно представить участников волонтерских движений, помогающих нуждающимся, в качестве членов преступных группировок. Это закономерно, потому что приобщение к культуре, духовное и религиозное образование, участие в делах милосердия – являются инструментами духовно-нравственного воспитания, которые делают молодых людей невосприимчивыми к тем негативным явлениям, которые, присутствуют в нашем обществе.

Одним из замечательных примеров внеурочной работы со старшеклассниками является проект городского киноклуба “Доброе кино”, который осуществляется в сотрудничестве со священнослужителями и объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей.

В качестве компонента внеурочной работы хотел бы предложить проработать вопрос о закреплении за учебными заведениями, готовыми к такой работе, социальное учреждение – больницу, дом престарелых, реабилитационный центр, которые старшеклассники и студенты могли бы посещать в дни праздников. Координаторами этой работы готовы выступить Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Смоленской епархии, а также епархиальная служба “Милосердие”, в составе которой уже сейчас более 200 добровольцев, большинство из которых – молодые люди.

Важным является продолжение проведения в школах и ВУЗах лекций по выставке “Человеческий потенциал России” с подготовкой лекторов из числа обучающихся и студентов.

Выражаю благодарность руководителям образовательных учреждений, педагогам, школьникам, студентам, принимающим активное участие в благотворительных акциях Смоленской епархии и уверен в продолжении сотрудничества в этих делах милосердия.

Отмечу, что в настоящее время в городе Смоленске действует ряд православных молодежных центров и объединений, участниками которых могут стать все желающие старшеклассники и студенты.

Это Молодежный центр при храме святого преподобного Серафима Вырицкого, Епархиальный молодежный центр при храме святой великомученицы Варвары, молодежный клуб Духовно-просветительского центра храма Святых Новомучеников Российских, движение “Православные добровольцы”. В составе центров и объединений – более 300 юношей и девушек. Общее руководство деятельностью этих центров осуществляет Молодежно-миссионерский отдел Смоленской епархии. Участники молодежных центров помогают в организации богослужений, посещают социальные учреждения, помогают в проведении благотворительных и гражданско-патриотических акций праздников, организуют просмотры кинофильмов, посещают выставки. В апреле 2017 года состоялся первый православный молодежный форум “Смоленщина – моя история”.

Вместе с тем, вызывает тревогу такое явление, как вовлечение молодежи в сектантские и неоязыческие организации, привлечение их к участию в заимствованных праздниках, имеющих религиозную составляющую.

Зачастую неоязыческие организации регистрируются как клубы исторической реконструкции и под видом реконструкций фактически устраивают языческие праздники, проводят обряды, вовлекая людей в языческую и антихристианскую деятельность. Эти организации пытаются осуществлять взаимодействие с учреждениями культуры и образовательными учреждениями.

Это, безусловно, наносит урон и личности и обществу в целом. Одним из следствий вовлечения молодежи в такую деятельность являются различные виды противоправного поведения, в том числе связанные с проявлением национализма. Так, например, в 2016 году был задержан неоязычник, собиравшийся поджечь православный храм.

Смоленская епархия проводит работу в этом направлении, регулярно организуя просветительские лекции для студентов ряда смоленских ВУЗов (Смоленский государственный университет, Смоленский медицинский университет). Налажено взаимодействие с муниципальными учреждениями культуры по недопущению проведения на их базе неоязыческих и сектантских праздников. При приходе храма святого преподобного Серафима Вырицкого открыт Центр профилактики и реабилитации людей, попавших под влияние сект. В центре людям, попавшим под такое влияние, и их родственникам, оказывается консультативная и методическая помощь.

Необходимо объединить наши усилия в организации системной работы по предотвращению вовлечения детей и молодежи в секты и неоязыческие движения.

Призываю руководителей образовательных учреждений работать во взаимодействии с Молодежно-миссионерским отделом Смоленской епархии и священнослужителями, окормляющими школы и учреждения профессионального образования, по недопущению участия обучающихся и студентов в якобы безобидных и веселых, молодежных праздниках, таких как, например, день Ивана Купалы, фестиваль красок “Холли”, Хэлоуин. Это праздники, по сути, содержащие компоненты демонических, языческих культовых обрядов. Считаю недопустимым участие государственных и муниципальных образовательных учреждений в подобных мероприятиях.

Предлагаю Управлению образования и молодежной политики совместно с Молодежно-миссионерским отделом Смоленской епархии проработать вопрос о регулярном проведении просветительских лекций об опасности неоязычества и сектантства для родителей – на общешкольных родительских собраниях, и для педагогов – в рамках семинаров.

Сегодня Церковь, органы власти и местного самоуправления, образовательные учреждения имеют серьезные задачи в совершенствовании системы духовно-нравственного воспитания. Одним из ресурсов, который необходимо использовать в развитии нашей совместной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников и молодежи, является участие образовательных учреждений в грантовых конкурсах. Значительные возможности для реализации инициатив в сфере образования предоставляет Международный открытый грантовый конкурс “Православная инициатива”. Отмечу, что это один из немногих конкурсов, участвовать в котором могут государственные и муниципальные учреждения. В рамках конкурса выделено отдельное направление “Образование и воспитание”, ключевыми идеями которого являются поддержка проектов в области православного просвещения и духовно-нравственного воспитания, развитие идей православной педагогики в современном образовательном пространстве.

Мы имеем опыт реализации проектов в этом направлении. В конкурсах “Православная инициатива 2016-2017” победителями стали 12 смоленских проектов. Их реализуют и православные приходы, и духовные школы и светские образовательные организации. Например, в настоящее время реализуется проект “Православный инклюзивный фестиваль детского творчества “Смоленщина без границ”. К Авраамиевской седмице в рамках проекта “Взгляд из XXI века на “Житие св. Авраамия Смоленского”: впечатления и ассоциации”” будет создана уникальная выставка со специализированными экскурсионными маршрутами для школьников. Для семей, члены которых страдают табачной и алкогольной зависимостями, будут проводиться занятия в рамках проекта “Школа трезвости”. Уникальным является недавно стартовавший проект “Молитва врача” Смоленского государственного медицинского университета, целью которого является организация православного просвещения и духовно-нравственного воспитания молодежи на основе традиционных христианских ценностей.

Приглашаю все образовательные организации к участию в этих и других проектов и в качестве партнеров, и как благополучателей.

Смоленская епархия поддерживает инициативы светских организаций и не только выступает партнером в реализации православных проектов, уже ставших победителями конкурса “Православная инициатива”, но и осуществляет сопровождение предпроектной подготовки. В качестве практического предложения считаю целесообразным рассмотреть вопрос о проведении обучающего семинара для руководителей образовательных учреждений города Смоленска в августе этого года, то есть перед началом нового конкурса “Православная инициатива”, которой традиционно стартует в сентябре.

В заключение подчеркну, что духовно-нравственное образование не может быть светским, оторванным от православной культуры. Нравственное воспитание невозможно без духовных ориентиров, которые можно найти только внутри Церкви.

Искренне желаю всем нам, чтобы наше общее стремление к возрождению и сохранению духовных традиций в образовании и воспитании всегда оставалось прочной основой нашего взаимодействия в деле воспитания поколения, способного развивать российское общество и поддерживать российскую государственность, обеспечивая ее будущее.

Главная > Послания > Доклад митрополита Исидора “Проблемы духовно-нравственного воспитания и социального служения в современных условиях”