Обновления

Пленарный доклад митрополита Исидора на конференции “Молитва врача. Профессия и служение”

Главная > Послания > Пленарный доклад митрополита Исидора на конференции “Молитва врача. Профессия и служение”

Пленарный доклад Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, на международной научно-просветительской конференции “Молитва врача. Профессия и служение”

Смоленский государственный медицинский университет, 15 июня 2017 г.

Рад приветствовать организаторов и участников международной научно-просветительской конференции “Молитва врача. Профессия и служение”.

Знаменательно, что проведение этой конференции, на которой присутствуют практикующие врачи и студенты медицинских образовательных организаций, духовенство Смоленской епархии, представители образовательных и общественных организаций, социальные работники, стало возможным благодаря победе проекта “Молитва врача” в международном открытом грантовом конкурсе “Православная инициатива 2016-2017”.

Этот проект, ставящий своей целью организацию православного просвещения и духовно-нравственного воспитания молодежи на основе традиционных христианских ценностей, безусловно, станет новым импульсом для развития и укрепления сотрудничества Смоленской епархии, Смоленского государственного медицинского университета, учреждений здравоохранения города Смоленска и Смоленской области, епархиальных учреждений социального служения.

Мы можем констатировать, что в Смоленской области накоплен определенный опыт практического взаимодействия Церкви и медицинского сообщества в самых разных направлениях; государственно-церковное соработничество в сфере здравоохранения имеет юридическую основу.

16 августа 2013 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Смоленской епархией Русской Православной Церкви и Департаментом Смоленской области по здравоохранению. Это соглашение определяет широкий круг областей совместной работы, общей целью которой является забота о здоровье жителей нашей области. Это развитие оказания медико-санитарной помощи, формирование здорового образа жизни, оказание медицинской помощи социально уязвимым группам населения, обеспечение ухода за больными на дому и в стационарных учреждениях здравоохранения, взаимодействие в сфере благотворительности и милосердия, обеспечение поддержки и защиты института семьи, материнства и детства.

В контексте нашей конференции необходимо подчеркнуть, что в Соглашении определен ряд направлений, которые можно охарактеризовать как работа в области православного просвещения медицинских работников и духовно-нравственного воспитания учащихся высших и средних специальных медицинских учреждений.

Необходимо отметить, что одним из важных принципов взаимодействия Соглашение определяет через стремление к возрождению духовных традиций русской медицинской школы и использование традиций взаимодействия Церкви и медицины как основ для практического соработничества в вопросах охраны здоровья и оказания помощи населению, биомедицинской этики.

Краткое перечисление основных направлений церковно-государственного сотрудничества в сфере здравоохранения иллюстрирует глубину и многогранность взаимопроникновения церковного и медицинского служения.

Медицина как наука о здоровье уделяет внимание человеку в его болезненном состоянии. Она заботится и о предупреждении болезней. Важнейшей миссией Церкви является врачевание душ человеческих. И в храме, и в больнице люди ищут исцеления, помощи и поддержки.

Сегодня участниками встречи стали юноши и девушки, избравшие делом своей жизни профессию врача. Путь становления врача – это не только получение знаний о болезнях, методах и средствах их лечения, это глубинное понимание того, что врач, как и священник, избирает не работу, а служение. В основе этого выбора должны лежать любовь и сострадание.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам IV Всероссийского съезда православных врачей, отмечал: “Миссия исцеления всегда была миссией Церкви, начиная со служения Господа Иисуса Христа. Он не только учил людей – Он их исцелял, и мы знаем, что община первых христиан, апостольская община, в центре своего служения также имела исцеление… Люди, страдающие от телесных недугов, помимо облегчения физической боли, нередко нуждаются в духовной поддержке и утешении. Именно поэтому Церковь и работники сферы здравоохранения призваны к взаимодействию, к числу важнейших направлений которого относится пастырское окормление людей, находящихся в лечебных учреждениях. Общение с духовенством, посещение богослужений, участие в Таинствах дают больным силы бороться с немощами”.

В Священном Писании мы видим примеры сочетания молитвенного обращения к Господу и обращения к врачу для исцеления.

Поучение, содержащееся в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова звучит так: “Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. … дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!” (Сир 38:9–15).

Апостол и евангелист Лука, который, по преданию, был врачом, повествует о том, что женщина обратилась к Господу, “издержав на врачей все имение, но ни одним не могла быть вылечена” (Лк 8:43).

Приведенная цитата из Ветхого Завета обращает нас к вопросу о духовных истоках болезни.

Когда мы рассуждаем о здоровье, мы должны помнить, что человек, являющийся образом и подобием Бога, – это разумное, свободное, личностное существо, способное к бесконечному совершенствованию. Цель совершенствования – достижение целомудрия, то есть внутренней целостности, гармонии духа, души и тела.

Церковь свидетельствует, что первопричиной болезней является грех, то есть отступление человека от Бога, который является источником жизни, а значит и здоровья человека. Следовательно, болезнь – это последствие нарушения целостности бытия человеческой природы.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем: “Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал “всего человека” (Ин. 7. 23)…Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию – болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой”.

Насколько важно именно христианское мировоззрение для врача – человека, который в своем служении призван излечивать болезни? Врач, обладающий таким мировоззрением, уверен, что лишь физическое исцеление пациента не будет означать его выздоровления в подлинном значении этого слова. Он стремится понять истинные, глубинные причины болезни, осознавая, что игнорирование духовных причин болезни неизбежно приведет к новым душевным и физическим страданиям.

Не менее важным является христианское мировоззрение и для здоровья врача.

Относительно новым понятием для врачебного сообщества стал синдром профессионального выгорания врача.

Для медицинской среды характерны ежедневная атмосфера страданий; частое ощущение собственного бессилия перед лицом неизлечимой болезни, осознание личной ответственности за жизнь и здоровье пациентов, явления неблагодарности больных, их несправедливость и многое другое.

Следствием длительного и ежедневного нахождения в такой среде и может стать синдром профессионального выгорания. Он выражается в проявлении физических, вегетативных, эмоциональных, поведенческих и социальных симптомов. Это, например, постоянное физическое утомление, развитие артериальной гипертензии, ощущение безнадежности и одиночества, чувство вины, депрессии, равнодушие к пациентам, оправдание употребления табака и алкоголя, разочарованию в выборе профессии и потеря идеалов.

Самым страшным последствием синдрома профессионального выгорания врача является самоубийство. В конце XIX века самоубийства составляли более 3% смертей врачей вообще, а в возрасте 25-35 лет – 10% смертей. В настоящее время количество самоубийств врачей в два раза выше, чем среди представителей других профессий.

Светский взгляд на лечение синдрома профессионального выгорания врача ограничивается такими рекомендациями как: меньше работать, больше отдыхать, чаще бывать наедине с собой, наслаждаться природой, красивой музыкой, приятным общением.

Очевидно, что следуя исключительно названным рекомендациям излечить подобные состояния практически невозможно.

Как и все другие болезни, выгорание в своей основе имеет духовные проблемы.

Проявлением гордыни в медицинской сфере являются ситуации, когда врач берет на себя больше, чем способен понести, рассчитывает только на свои силы, знания, опыт, профессиональное мастерство и мечтательно ожидает выздоровления больного, признания своих успехов от коллег, общества, а когда не получает желаемого, испытывает разочарование и ощущает бессмысленность своей работы.

Следствием духовной прелести, слепоты в душе такого врача бывает уныние, усталость, упадок интеллектуальных, физических и душевных сил.

Когда же врач с христианской любовью к пациенту и своей профессии, со смирением относится к себе, скромно оценивая свои таланты, когда он открыт к мудрому совету, когда его душевные и интеллектуальные рецепторы готовы к “озарению”, когда он не теряет надежду, особенно в случаях совсем безнадежных, тогда он, как правило, сохраняет свою духовную целостность, душевный мир, физическое здоровье.

В одной из своих статей протоиерей Сергий Филимонов, профессор СПбГМУ, кандидат богословия, д.м.н. председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. Свт. Луки (Войно-Ясенецкого) пишет: “Человек может физически истощаться и у каждого свой запас душевных сил. Но Господь дал всем нам возможность постоянно обновляться. И обновлению нашей души способствует соединение с Богом в молитве и в Таинстве Святого Причащения. В основе нашего нормального душевного, эмоционального состояния лежит то, понимаем ли мы, что Господь поможет нам, или не понимаем, верим в это или не верим. А это, в свою очередь, зависит от нашей с вами молитвы: от того, насколько она глубока, чиста, насколько мы каемся искренне, насколько просим у Бога помощи”.

К сожалению, российскую медицину по замечанию не только специалистов, но и так называемых обывателей, сопровождает ряд проблем духовно-нравственного характера.

Одной из них является проблема снижения уровня душевного и христианского сострадания к нуждающимся в медицинской помощи. В этом нет ничего удивительного, поскольку медицинское сообщество является частью нашего российского светского общества, зараженного безнравственными принципами жизни.

Некоторые врачи стали относиться к своей деятельности, как к ремеслу. Все чаще мы слышим термин “поставщик медицинских услуг”, который применяется не только к лечебным учреждениям, но и к медикам, работающим в этих учреждениях. Это искажает основы взаимоотношения врача и пациента, и пациент относится к оказанию медицинской помощи как к “возмездно оказываемой услуге”.

В современном медицинском сообществе существует мнение, что врач должен быть циником и образцом профессионального цинизма среди студенческой молодежи стал доктор Хаус – главный герой одноименного фильма. Согласно этому мнению, врач должен стремиться к беспристрастному спокойствию и уходу от всех чувств к страдающему человеку, что именно это бесстрастие будет способствовать качеству профессионального дела. На деле это приводит к ухудшению качества медицинского помощи, несмотря на стремительное развитие медицины как науки.

Проблемой также является широкое распространение экстрасенсорики, магических и прочих оккультных техник воздействия на пациента.

Продолжается использование принципов и средств, противоречащих духовным основам жизни человека. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных в 2000 году сказано: “Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики – вызывают серьезную озабоченность общества… Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности”.

Каким образом мы можем содействовать решению этих проблем, вернуть нашей отечественной медицине те высокие начала любви, сострадания, бескорыстного служения, верности врачебному долгу, которые были традиционно присущи ей?

Святейший Патриарх Кирилл призывает: “…православные врачи должны активно свидетельствовать о недопустимости использования противных Богу методов лечения и стремиться строить свою профессиональную деятельность на основании евангельских заповедей”.

Мы должны объединить усилия в решении вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи.

Молодежь является важнейшим культурным, духовным, интеллектуальным, профессиональным, демографическим резервом российского общества. В этой связи духовно-нравственное воспитание, основанное на традиционных ценностях, становится условием обеспечения стабильности и процветания нашей страны. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал значимость духовно-нравственного воспитания: “Мы должны… укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России…”.

Приоритетными социальными задачами в России являются решение демографических проблем, охрана и укрепление здоровья, защита семьи материнства и детства, укрепление института семьи, оказание помощи нуждающимся (инвалидам, пожилым, малоимущим).

Системе здравоохранения в решении каждой из перечисленных социальных задач отведена важнейшая роль. Это значит, что вопросам подготовки будущих медицинских работников: врачей, фельдшеров, медицинских сестер, их духовно-нравственному воспитанию должно уделяться особое внимание.

Методами духовно-нравственного воспитания врачей являются организация практической деятельности студентов, в ходе которой они смогут учиться бескорыстному христианскому служению ближним, а также изучение истории отечественной медицины и ее традиций, в том числе и дореволюционного периода, в котором мы можем без труда почерпнуть опыт совмещения глубокого знания своего дела с искренней верой в Бога и любовью к людям.

Обращение к биографиям известных православных медиков является необходимым для духовно-нравственного воспитания и формирования православного мировоззрения будущих врачей, а также может стать духовной поддержкой для врачей практикующих.

Мы знаем немало врачей, служение которых является примером глубокой веры в Бога и деятельного исполнения Христовых заповедей: любви к ближнему, милосердия, сострадания, бескорыстия, верности врачебному долгу. Яркими образцами из истории Православной Церкви могут служить выдающийся архипастырь и хирург святитель Лука Симферопольский (+1961), митрополит Сурожский Антоний (Блум) (+2003).

Одним из таких замечательных врачей является Евгений Сергеевич Боткин, совсем недавно, в 2016 году, прославленный в лике святых. Врач, “претерпевший до конца”, сохранивший верность врачебному долгу, не оставивший больного ребенка, царевича Алексея, и царскую семью, и расстрелянный вместе с ними в 1918 году.

Доктор Боткин утверждал, что для врача необходимо “искреннее сердечное участие к больному человеку”. Обращаясь к студентам Санкт-Петербургской Медико-Хирургической Академии, он призывал: “У вас еще непочатый край этого чувства – так не скупитесь же им, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно, кому оно по праву принадлежит, и пойдемте все с любовью к больному человеку, чтобы вместе учиться, как быть ему полезными”.

Евгений Сергеевич Боткин сформулировал шесть принципов врачебной этики, которые необходимо знать каждому русскому врачу.

Первый принцип – отношение к делу как к служению с полной отдачей своих сил.

Второй принцип – оказание помощи, несмотря на неблагоприятные условия, без оправдания бездействия и ссылки на те, или иные обстоятельства.

Третий принцип – уважение к коллегам. Необходимо с уважением и вниманием относиться ко всем коллегам, невзирая на степень личных достижений и достижений других.

Четвертый принцип – справедливость. Боткин писал: “Я никому не отказывал в помощи”.

Пятый принцип – бескорыстие и безвозмездное служение.

Но главным принципом является принцип верности врачебному долгу служения или принцип приоритета интересов пациента во взаимоотношении врач-пациент.

Уверен, что большинство российских врачей сегодня считают свою профессию служением и разделяют убежденность, что настоящим врачом может быть только тот, кто чувствует чужую боль, умеет сопереживать и готов посвятить свою жизнь служению людям. Многие медицинские работники, исполняя свой врачебный долг, являются глубоко верующими православными людьми.

В 2007 году создано Общество православных врачей России, которое сегодня имеет около 50 региональных отделений. Главным направлением работы Общества является привнесение нравственных ценностей в российскую медицину и улучшение качества здоровья граждан.

Выражаю убежденность, что создание Смоленского регионального отделения общества православных врачей может стать самым значимым результатом реализации проекта “Молитва врача”. Уже сегодня, в ходе нашей конференции могут быть определены практические шаги по его созданию.

Начинать нужно с начала. Это значит, что необходимо не только выучить, но и воспитать будущих врачей, любящих Бога, Отечество, каждого человека.

Практической деятельностью студентов, позволяющей им возрастать в милосердии, получить опыт социального служения, является участие в волонтерском движении. Каждый из присутствующих здесь молодых людей может стать участником волонтерского движения и внести свой вклад в развитие социального служения на Смоленщине. Вы можете принять участие в благотворительных акциях, организации питания бездомных и малоимущих жителей города Смоленска и Смоленской области, осуществлении ухода за больными в стационарных учреждениях здравоохранения и социо-защитных учреждениях – во всех мероприятиях, которые организует епархиальный Отдел по социальному служению и церковной благотворительности, Православное сестричество в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”, служба “Милосердие”, центр защиты семьи, материнства и детства “Смоленский дом для мамы”.

Мы все вместе – священнослужители и врачи, педагоги, студенчество – должны быть открыты к диалогу друг с другом. Священник, как и врач – это не просто профессиональная деятельность, это служение, которое сегодня, как, впрочем, и на протяжении всей истории, является формой христианского подвига.

Искренне желаю всем нам Божией помощи, крепости духовной, душевной и телесной, совершенствования в профессиональном мастерстве и искреннего сердечного участия в судьбе каждого, кто нуждается в нас!

Главная > Послания > Пленарный доклад митрополита Исидора на конференции “Молитва врача. Профессия и служение”