Обновления

Доклад митрополита Исидора XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтениях

Главная > Послания > Доклад митрополита Исидора XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтениях

Доклад
Высокопреосвященнейшего Исидора,
митрополита Смоленского и Дорогобужского

“Эволюция религиозного образования и воспитания в России
в конце 80-х годов XX в. – начале XXI в.”

 

Пленарное заседание XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтений,
г. Калуга, 27 сентября 2021 года

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Климент,
всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Позвольте приветствовать участников пленарного заседания и поздравить с началом работы XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтений! Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыка Климент за приглашение принять участие в столь масштабном образовательном форуме Калужской митрополии.

Духовное образование и воспитание в России имеет нелинейную историю своего развития в силу часто менявшихся исторических контекстов и политических конъюнктур. Существенные его преобразования произошли в конце XX – начале XXI веков.

Трансформации в политической, общественной и социально-экономической сфере в СССР времен поздней перестройки способствовали появлению новых возможностей для развития образовательной и воспитательной деятельности Русской Православной Церкви. Однако ей пришлось столкнуться с разрушением прежней жесткой вертикали управления всеми процессами в государстве, экспансией зарубежных религиозных и псевдо-религиозных обществ, имевших значительные ресурсы для достижения своих миссионерских целей, в том числе с помощью виляния на образовательную сферу страны. Церкви удалось отстоять свое право на особое место в жизни значительной части российского народа, моральное и духовное развитие которого на протяжении многих веков было предметом ее забот и трудов.

Смоленская земля на протяжении многих десятилетий по причинам разного характера: экономическим, культурным, географическим, воспринималась периферией в историческом центре Древней Руси. Однако вопреки обстоятельствам она богата не только духовными традициями и славным прошлым, но и динамично развивающимся настоящим, новаторством, высокий творческий потенциал которого определили личности людей, с этой землей связанные. Одним из таких созидателей, в период без малого четверть века служившим на древней Смоленской земле, является ныне Святейший Патриарх Московским и всея Руси Кирилл, в то время возглавлявший Смоленско-Калининградскую епархию. В период его архиерейского служения из довольно отсталой и бедной, прежде всего кадрами, епархии, она стала во многом передовой, в особенности в области религиозного воспитания и образования, которая после долгих лет полного ее отсутствия начала складываться в 1988 году.

К моменту возведения митрополита Кирилла на Патриарший престол в 2009 году в Смоленске была создана полноценная система религиозного воспитания и образования, которая включала в себя все необходимые ступени, начиная от православного детского сада и заканчивая аккредитованной духовной семинарией.

Именно поэтому уникальность опыта Смоленско-Калининградской епархии может стать примером для изучения эволюции духовного образования и воспитания в России, начиная с возрождения в конце 80-х гг. и на протяжении последующих двух десятилетий, как времени наиболее интенсивных трансформаций в этой сфере.

Далее позвольте более подробно остановиться на рассмотрении развития каждой из ступеней религиозного образования и воспитания.

В конце прошлого столетия произошли значительные перемены в понимании цели и задач воспитания будущего поколения. Плюрализм в подобных воззрениях, с одной стороны, позволил Русской Православной Церкви приступить к осуществлению проекта по созданию собственной системы дошкольного воспитания детей, причем опыта создания детских садов до революции 1917 года у Церкви не было. С другой стороны, на Церковь была возложена особая миссия – в условиях максимального плюрализма мнений относительно форм и методов дошкольного образования, представить свою систему, основанную на многовековых православных ценностях нашего народа, отличавшуюся одновременно конкурентностью и привлекательностью для современных людей.

На первом этапе создания и развития духовно-нравственного воспитания в России перед Русской Православной Церковью стояла задача формирования устойчивой конструкции всех ступеней воспитательных процессов и выбор оптимальной методологии при осуществлении образовательных программ. Так, уже в 1994 году в определении Архиерейского собора “О задачах Церкви в области религиозного образования” рекомендовалось без промедления включить в качестве образца в епархиальную систему образования, помимо воскресной школы, гимназии и иных учреждений, детский сад.

Подобный проект был успешно воплощен в создании в Смоленске первого в истории нашей страны и в истории Русской Православной Церкви православного детского сада, отвечавшего всем материально-техническим и учебно-методическим требованиям. Его открытие состоялось в 1991 году на базе уже действующего ведомственного смоленского детского сада, который находился под угрозой закрытия.

Члены родительского комитета обратились к митрополиту Кириллу с предложением организовать православный детский сад на базе уже существующего учреждения. Эта инициатива нашла отклик у Высокопреосвященного митрополита Кирилла: таким образом, удалось сохранить не только персонал, воспитателей и места для детей, но и положить начало созданию уникального проекта в области православной педагогики, направленной на воспитание детей дошкольного возраста.

На протяжении многих лет Православный детский сад № 1 совместно с Православной гимназией Смоленска осуществляли программу преемственности “Детский сад – Православная гимназия”.

В целом, можно отметить, что опыт, который был получен в течение первых лет существования Православного детского сада № 1 в г. Смоленске, стал ключевым и при открытии новых заведений подобного типа.

Другим направлением развития образовательной вертикали в Смоленской епархии стало открытие в Смоленске 20 августа 1992 г. Православной гимназии. Необходимо отметить, что Смоленская православная гимназия, сразу же получившая лицензию на право осуществления образовательной деятельности, является одной из старейших школ подобного типа. К 1999 году структура Смоленской православной гимназии включала в себя: детский сад, прогимназию (начальные классы), гимназию (старшие классы). Курс прогимназии был рассчитан на четыре года.

Созданием православной гимназии сотрудничество Церкви и государства на Смоленщине в области духовно-нравственного воспитания не ограничивалось. Впервые в России в 1991 г. в ряде смоленских школ стали вводиться уроки “Основ православной культуры”. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял деятельное участие в развитии данного направления работы. В 1994 году Смоленская епархия одна из первых заключила договор о сотрудничестве и областным комитетом по образованию. В 1999 г. состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в образовательной сфере между Смоленской епархией и Администрацией Смоленской области. В результате, удалось добиться введения в программу школ, профессиональных училищ и техникумов факультативных курсов по ОПК. В 2002 году был подписан Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Смоленской и Калининградской епархией и Администрацией Смоленской области. Затем были заключены отдельные договоры между муниципалитетами и благочиниями епархии. Для приведения в жизнь положений документа в 2003 году был организован Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания. Кроме того, с целью повышения квалификации и приобретения необходимых компетенций для учителей был организован набор на специальную программу “Православная культура”. По ней в период с 2001 по 2008 гг. прошли обучение 833 преподавателя различных образовательных учреждений и воспитателей детских садов. В 2004 году состоялся первый выпуск студентов Смоленского педагогического колледжа по специальности “Учитель православной культуры”, срок обучения по которой был рассчитан на три года обучения.

В общеобразовательных школах Смоленской области нашли свое место такие учебные курсы, как: “Азбука Смоленского края” (для начальной школы) и “История православной культуры земли Смоленской” (для основного звена общеобразовательной школы). Произошло это в 2003 году, когда участники Народного собора Смоленщины выступили с инициативой включить данные дисциплины в Базисный учебный план Смоленской области.

Таким образом, в период с 1992–2008 гг. в Смоленской епархии заново была создана полноценная система среднего духовного образования. Выстроена работа со всеми уровнями власти – начиная с муниципального и заканчивая областным. Результаты проведенной работы можно увидеть в следующих цифрах – на момент 2008-2009 гг. около 18 тысяч школьников, студентов средне-специальных и высших учебных заведений были вовлечены в изучение духовно-нравственных дисциплин. Сотни учителей и воспитателей прошли курсы повышения квалификации. Написано значительное количество учебно-методических пособий для преподавания религиозно-нравственных дисциплин. Таковы плоды многолетней работы в Смоленской епархии по данному направлению.

Стратегической задачей на начальном этапе возрождения духовного образования в Русской Православной Церкви на закате эпохи СССР стала подготовка священно и церковнослужителей. Духовные училища стали первыми площадками, которые были призваны осуществлять ускоренную подготовку кадров священнослужителей, регентов и представителей иных сугубо церковных специальностей.

В последующем Русская Православная Церковь стремилась к тому, чтобы государство также было заинтересовано в развитии религиозного образования и признало его наравне со светским. Для этого проводилось лицензирование духовных учебных заведений, совершенствовалась их материальная и учебно-методическая база.

Смоленское православной духовное училище, а затем Смоленская духовная семинария были призваны выполнять эти задачи.

30 ноября 1988 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению архиепископа Смоленского и Калининградского Кирилла было основано Смоленское межъепархиальное духовное училище. Училище стало одним из первых богословских учебных заведений в нашей стране, открытых после долгого перерыва. Первоначально училище включало два отделения: пастырское и регентское. Первое готовило будущих священнослужителей, второе – регентов и певчих церковных хоров, псаломщиков. Учебный процесс в Смоленском духовном училище начался 1 сентября 1989 года. По благословению Священноначалия студенты училища, окончившие в 1993 году II курс пастырского отделения, продолжили обучение на III курсе по программе духовной семинарии. Таким образом, были созданы необходимые условия для преобразования духовного училища в семинарию. Решение о таком преобразовании было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 5 мая 1995 года.

Главной задачей Смоленской духовной семинарии по-прежнему была подготовка всесторонне образованных пастырей. Семинария успешно справлялась со своей миссией. К середине 1990-х годов уже половину клириков Смоленско-Калининградской епархии составляли либо выпускники, либо студенты Смоленской семинарии. В 1996 г. выпускники семинарии заполнили практически все священнические вакансии в епархии.

В 2009 г. духовная семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта “Теология”, в 2011 году – государственную аккредитацию по направлению “Теология”.

24 июня 2012 года в Смоленской православной духовной семинарии состоялся выпускной акт. Впервые в истории российского духовного образования выпускники семинарии получили дипломы государственного образца с присвоением квалификации “Бакалавр теологии”.

Необходимо сказать несколько слов об образовании и развитии Смоленского Межъепархиального Православного Духовного училища, которое было образовано на основе выделенного из состава Смоленской семинарии регентского отделения в 1998-1999 годах. Помимо регентского в училище были открыты еще иконописное и катехизаторское отделения, а также отделение медицинских сестер милосердия. Срок обучения студентов составлял три года, хотя в большинстве духовных училищ на тот момент было двухгодичное обучение. Смоленское духовное училище пошло по пути достижения поставленной руководством Русской Православной Церкви цели – получения государственной аккредитации, что и произошло в 2010 году. Смоленское училище стало первым среди средних профессиональных религиозных учебных заведений страны, которые таким образом были признаны государством и стали частью общего образовательного поля Российской Федерации.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить следующее. Религиозное образование в 1988-2008 годах переживало свой расцвет, что позволило ему максимально интегрироваться в светскую образовательную систему на каждой образовательной ступени – от дошкольного до высшего образования. При этом, несмотря на сложности этой интеграции, в духовных школах были сохранены ключевые традиции и практики, продиктованные Православным вероучением.

Мы отмечаем 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского. Нынешние региональные Чтения в Калуге посвящены творчеству этого великого русского писателя. В своём “Дневнике писателя” Феодор Михайлович писал: “то именно и важно, во что народ верит, как в свою правду, в чем ее полагает, как ее представляет себе, что ставит своим лучшим желанием, что возлюбил, чего просит у Бога, о чем молитвенно плачет. А идеал народа – Христос. А со Христом, конечно, и просвещение, и в высшие, роковые минуты свои народ наш всегда решает и решал всякое общее, всенародное дело своё всегда по-христиански”.

Вот такого понимания просвещения придерживался в своём служении Церкви и родной для себя Смоленщины Его Святейшество, Святейший Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, который очень скоро отметит свой личный юбилей – 75-летие со дня рождения. И мы все искренне желаем нашему Первосвятителю многих и благих лет жизни.

Главная > Послания > Доклад митрополита Исидора XXIV Богородично-Рождественских образовательных Чтениях