Обновления

Святой Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский

Главная > Православный календарь > Святой Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский
2016-02-28_2

Икона. Святой Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский

Митрополит Макарий (в миру Михаил Андреевич Невский (Парвицкий)) родился в праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1835 г. в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии в многодетной семье. Был шестым ребёнком причетника сельского храма Рождества Богородицы Андрея Парвицкого. Несмотря на то, что семья жила в крайней нищете, родители воспитывали детей в любви и благочестии. Отец святителя после долгих лет нищеты наконец получил более достойное место, и семья переселилась в Тобольск. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии – в то время семинаристам нередко меняли фамилии.

Михаил Парвицкий окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854 год), но отказался от поступления в духовную академию ради того, чтобы заняться миссионерской деятельностью.

22 февраля 1855 г. Михаил поступил на службу в Алтайскую духовную миссию, где исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии его труды.

С 1857 г. Михаил Невский становится рясофорным послушником. 16 марта 1861 г. он принял монашеский постриг с именем Макария в память преподобного Макария Великого. На другой день епископ Томский и Енисейский Порфирий (Соколовский) рукоположил его в иеродиакона. 19 марта состоялась иерейская хиротония. После этого иеромонах Макарий направляется на миссионерское служение в Чемальский стан.

В течение двух лет иеромонах Макарий изучил алтайские местные наречия и занимался переводами Писания, молитв и Богослужений совместно с переводчиком М. Чевалковым. При этом, чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, он нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдаленные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.

В 1864 и в 1867-1868 гг. находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого “Алтайского букваря” и православных книг на местном алтайском наречии. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, огласительные поучения для готовящихся ко Святому Крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. В 1868-1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, Макарий готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка.

Вернувшись на Алтай, Макарий, к тому времени уже игумен, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 г.

В 1875 г. архимандрит Макарий стал заведующим Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 г. – помощником начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке.

29 июня 1883 г. игумен Макарий был возведен в сан архимандрита.

С 29 декабря 1883 г. архмандрит Макарий стал начальником Алтайской духовной миссии и был им до 1891 г., но и в последующие годы он осуществлял попечительство над делами миссии. За многолетние миссионерские труды святителя назвали “Апостолом Алтая”.

Его трудами развивалось Бийское катехизаторское училище, в котором получали образование представители различных народностей: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

В 1884 г. архимандрита Макария рукоположили во епископа Бийского, викария Томской епархии, а в октябре 1908 г. – в архиепископа Томского и Алтайского.

2016-02-28_3

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский

Святитель был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нем в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы – космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Архиепископ Макарий занимался благотворительностью, организовал приют для заштатных священников и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных “Печальник”. По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

Миссионерская и благотворительная деятельность владыки вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая 1886 г. был подожжен архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако святитель Макарий сумел спастись, вынеся из огня Святое Евангелие, антиминс домового храма и потир.

В годы революции 1905-1907 гг. святитель проявил себя как охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся почетным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа.

25 ноября 1912 г. владыка Макарий, несмотря на преклонные лета, был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры.

Святитель Макарий старался, в первую очередь, сплотить паству. Он стал вводить в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией, убеждая следовать своему примеру московских пастырей.

Митрополит Макарий был носителем живого духовного опыта. В своей жизни он общался со святыми Иннокентием Иркутским, Николаем Японским, Иоанном Кронштадтским, преподобномученицей Елисаветой Феодоровной.

В марте 1917 г. под давлением обер-прокурора Синода В. Львова, владыка подписал прошение об увольнении на покой. Но затем выступил с протестом, считая увольнение неканоническим. Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был. В 1917 г. он некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Обратился к Поместному собору 1917-1918 годов с просьбой рассмотреть его дело – на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. В июне 1917 г. на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси.

В 1918 г. келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на нее напали вооруженные бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 г. Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию – митрополитом Алтайским, о чем Патриарх Тихон известил его личным письмом. Несмотря на расстояние, святитель Макарий знал о всех делах Алтайской паствы, молился за нее и управлял ею из Николо-Угрешского монастыря. По воскресеньям владыка совершал богослужения в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 г. был частично парализован.

Несмотря на болезнь и возраст, святитель вставал в половине пятого утра, читал монашеское правило, бывал почти на всех богослужениях и непрестанно молился по четкам. Также он принимал у себя духовных чад, известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 г. к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нем мемуары, священник Сергий Мечев.

В 1925 г. после закрытия Николо-Угрешского монастыря святитель Макарий жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря храма.

16 апреля 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры – в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В 2000 году на Архиерейском Соборе митрополит Макарий был причислен к лику святых.

Главная > Православный календарь > Святой Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский, митрополит Алтайский