Обновления

Святой благоверный князь Андрей Смоленский

Главная > Православный календарь > Святой благоверный князь…

«Светоприемную свещу зрим тебе, Преподобне, сияюща лучами Божия
благодати, егда и крепость твоя оскуде и склоняшеся день временныя жизни
твоея к скончанию, твоим бо промышлением открыты быша святыя мощи
благовернаго князя Андрея, Переславского чудотворца».

Икос 11, акафиста преподобному Даниилу.

2014-11-09_2
Святой благоверный князь Андрей, по предположению преосвященного Филарета (Гумилевского), епископа Черниговского, был сыном Смоленского князя Феодора Константиновича (Фоминского), который с начала сороковых годов ХIV века становится удельным князем Вяземским и в 1340 году под знаменами московскими ходил на Смоленск, в котором княжил в то время Иоанн Александрович, внук Глеба (из рода Давидовичей). Постоянные распри между потомками князей Рюрика и Давида Ростиславовичей вынуждают князя Феодора вскоре удалиться в Москву. Другие историки считают, что благоверный князь Андрей и князь Андрей Михайлович Вяземский, княживший в городе во время княжения в Смоленске Александра Глебовича — это одно лицо.

В Вязьме, особенно в первой половине и середине ХIV века, когда князья Смоленские лишились Можайских (1303) и Брянских владений (1356), они чувствовали себя не очень спокойно и всегда опасались претензий со стороны своих родственников. Князь Андрей еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих двоюродных братьев, отказался от удела, оставил родные места и около 1360 года простым странником пришел в Переславль-Залесский, город Владимирского княжества. В смирении и кротости он прожил здесь тридцать лет, прослужив все эти годы простым пономарем в приходском храме во имя святителя Николая чудотворца у городских ворот, существовавшем с XIII века. После кончины святого благоверного Андрея, последовавшей 27 октября 1390 года, обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Подвижника погребли у стен Никольского храма. Впоследствии при этой церкви устроили монастырь, известный в XV веке под названием Никольского в Дерязине. При великом князе Юрии, сыне святого благоверного великого князя Димитрия Донского, Никольский монастырь приписали к Троице-Сергиевой обители.

Местное почитание благоверного князя-пономаря установилось при великом князе Иоанне III Васильевиче (1438-1505), правившем с 1462 по 1505 годы, и возведшем на престол своего сына Василия IV Иоанновича (1478-1533; в постриге Варлаама). Горожане праздновали память подвижника в день его преставления – 27 октября; написали образ, составили службу, особые стихиры и канон.

Золотую цепь и перстень из Никольской церкви передали позже в Москву великому князю Иоанну III. За это он дал церкви денежное содержание (ругу). Вериги благоверного князя Андрея долгое время хранились у захоронения святого в Никольской церкви.

В 1539 году преподобный Даниил Переславский, основатель Свято-Троицкой обители в Переславле-Залесском, будучи в Москве по делам монастыря, обратился к малолетнему государю Иоанну Васильевичу IV (Грозному; 1530-1584), царствовавшему с 1533 года под управлением своей матери, великой княгини Елены Васильевны. По приглашению великого князя Василия, преподобный Даниил был восприемником от купели царского младенца Иоанна Васильевича, вместе со старцем Волоколамского Иосифова монастыря Кассианом Босым и старцем Троице-Сергиевой обители Ионой Курцевым. У своего крестника и митрополита Иоасафа преподобный Даниил просил выделить из казны средства на ремонт обветшавших городских церквей, построенных в честь пророка Иоанна Предтечи и во имя святителя Николая чудотворца. Он рассказал царю и митрополиту о лежавших под спудом при Никольском храме мощах благоверного Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Государь повелел отпустить из казны деньги на постройку новых храмов на месте обветшавших и вместе с митрополитом благословил преподобному Даниилу вскрыть могилу князя Андрея и осмотреть его мощи. После молебна разобрали надгробную плиту, раскопали могилу и открыли гроб. Несмотря на то, что тело, завернутое в бересту, пролежало в земле около ста пятидесяти лет, оно было цело. Мощи оказались нетленными и издавали благоухание; сохранились волосы русые и долгие, одежда с медными пуговицами. Освидетельствовав мощи благоверного князя Андрея, преподобный Даниил отправил донесение в столицу царю и митрополиту.

Из Москвы для официального решения о дальнейшей судьбе найденных мощей прислали архимандрита Кремлевского Чудова монастыря Иону и протопопа Успенского собора Гурия, которым митрополит Иоасаф оставил дело по освидетельствованию мощей на их усмотрение. Они же посчитали свидетельства о святости благоверного князя Андрея недостаточно ясными, и отказались прославить угодника Божия церковным празднованием. Позже из столицы поступило распоряжение, вновь совершить погребение князя Андрея. Преподобный Даниил сильно огорчился решением митрополита и его посланников, предсказав им, что за их неверие в святость угодника Божия всех троих постигнут скорби: митрополит Иоасаф скоро будет свержен с престола, Гурий лишится любимого сына, Иону постигнут разные несчастья. Эти пророчества преподобного старца, а ему было в то время почти восемьдесят лет, в точности сбылись.

Заботы святого подвижника о прославлении благоверного князя Андрея не прошли напрасно. Воспоминание о святом князе, возрожденное преподобным Даниилом, осталось у жителей Переславля-Залесского, а память его продолжали праздновать местно. После 1540 года Никольский монастырь переименовали в Князь-Андреевский. С 1719 года, по П. Строеву, обитель существовала, как женская. Игумении: Александра, в феврале 1719 г.; Евфимия Рудакова, до 1729 г.; Есфирь, произведена 1729 г., до 1733 г.; Арсения, определена 19 ноября 1737 г., сослана 1757 г. О других настоятельницах сведений нет. Указом Святейшего Синода от 1749 года, утверждено местное празднование святого благоверного князя Андрея в Переславской епархии, при высокопреосвященном Арсении (Могилянском). Назначен на Переславскую кафедру в 1744 году в сане архиепископа; с 30 мая 1752 года на покое в Новгородском Северском Спасском монастыре; с 22 октября 1757 года митрополит Киевский; скончался 8 июня 1770 года и погребен в Киевском Софийском соборе. Упразднили монастырь в 1764 году, и на его месте осталась одна приходская Никольская церковь. С 1744 по 1788 годы город Переславль-Залесский был центром Переславской и Дмитровской епархии.

При мощах святого князя Андрея, находившихся под спудом, совершались многие чудеса. Так, во время одного из пожаров деревянный Никольский храм сгорел дотла, но гробница святого князя и его образ, стоявший рядом, пелена на мощах, икона Божией Матери остались целы и невредимы.

Мощи святого благоверного князя Андрея обретены 21 июля 2000 года, в результате длительных раскопок на месте разрушенного Никольского храма, группой специалистов и сестрами Переславского Свято-Никольского женского монастыря при настоятельнице игуменье Евстолии (Афониной). Работами руководил архитектор Сергей Васильевич Демидов. С тех пор, по благословению правящего архиерея, мощи святого князя Андрея покоятся в специально устроенной раке в Никольском соборном храме обители.

Память благоверного князя Андрея отмечается 27 октября/ 9 ноября. На иконах он изображается: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч».

Приложение

Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам (издание Института истории Сибирского отделения РАН (Новосибирск) и Санкт-Петербургского государственного университета). Повествование об обретении преподобным Даниилом Переславским мощей святого благоверного Андрея Смоленского (1539). Степень XVI. «(л. 732) …По сихъ же преподобныи Данилъ, виде себе отъ старости изнемогаема и къ концу приближающася, и възвести сие боговенчанному царю и великому князю Ивану Василиевичу, всея Русии самодрьжцу, его же отъ святыа прия купели, и пресвященому митрополиту Иоасафу. Они же по совету его устроиша быти ту вместо его въ архимандритехъ ученика его Илариона, о немъ же и прорече преподобныи, яко не до конца будетъ архимандритъ, но обаче тогда себе повинуему яко единаго отъ новоначальныхъ. По сихъ же преподобныи Данилъ по царскому совету и по благословению митрополичю, наипаче яко некоимъ отъ Бога извещениемъ, обреете мощи блаженаго князя Андреа Смоленьскаго у церкви святаго Николы предъ враты града, отъ него же тогда быша много недугующимъ исцелениа. Глаголютъ же мнози, яко князь тои за некиа крамолы отъ братиа остави отечество, и прииде въ Переяславль, и у тоа церкви тридесятъ летъ въ панамарьстве подвизаася, никому же знающе его. Егда же къ Богу отиде, и тогда обретоше на немъ златую чепь и перстень и мало иже о немъ списанеице. (л. 732 об.) На обретение же мощеи его присланы быша с Москвы отъ царя и великаго князя и отъ митрополита чюдовскии архимандритъ Иона и богородицкии протопопъ Гурии и глаголаху преподобному: «Коеа ради вины взыскалъ еси сего, яко и господину митрополиту, сказуютъ, глаголющу не ведати его?». Преподобныи же слезъ источники изливаа, и блаженаго князя истинна угодника Божиа сказуа, и исцелевшаа отъ мощеи его многыхъ въ свидетельство представляа, и образъ его, иже отъ древнихъ летъ на иконе написанъ, показуа, тако же и стихиры и канонъ, ему составлены в древнихъ книгахъ, яве быша. И тогда святыи милосыню довольну нищимъ раздаде и, яко пророчьствуа, глаголаше хотящаа бытии за маловерие къ блаженному страннику князю Андрею; митрополиту Иосафу не по мнозе престола отлучение, архимандриту же Ионе скорьби нахождение и власти пременение, протопопу же Гурию любимеишаго сына лишение. Они же, слышавше, яко унили бяху, глаголюще: «Сии отъ великиа старости смысла пременися и яко не смысля сиа глаголеть». Последи же всемъ збысться, еже глагола святыи. По бытии же чудовьскии архимандрить Иона бысть епископъ граду Суждалю».

Литература:

  1. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. – СПб.: Русская симфония, 2008. – 760 С.
  2. Житие и акафист преподобному и Богоносному отцу нашему Даниилу Переяславскому чудотворцу. – Переславль-Залесский: Патриарший издательско-полиграфический центр. Сергиев Посад, 2008. – 64 С.
  3. Исторический словарь, Российских государей, князей, царей, императоров и императриц. Собр. И. Нехачиным. Репринтное воспроизведение изд. 1795. – М.: Эврика, 1990. – 240 С.
  4. Павел Строев. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2007. – 584 С.
  5. Переславский Свято-Никольский женский монастырь. – М.: Отчий дом, 2008. – 96 С.
  6. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Сост. А. Ратшиным. – М.: Книжная палата, 2000. – 592 С.
  7. Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам: Тексты и коммент.: В 3 т./ Отв. ред.: Н.И. Покровский, Г.Д. Ленхофф. – Т. II. Степени XI-XVII. – М.: Языки славянских культур, 2008. – 568. // — Т. III. Комментарий. М., 2012. – 472 С.

Иеромонах Даниил (Сычёв)

Главная > Православный календарь > Святой благоверный князь…