Обновления

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Неделю мытаря и фарисея

Главная > Проповеди > Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Неделю мытаря и фарисея

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 февраля 2009 г.

Сегодняшнее воскресенье на языке церковного устава мы называем Неделей о Мытаре и Фарисее. И только что было прослушано Евангелие о том, как два человека вошли в храм: мытарь и фарисей. Фарисеи были особой привилегированной частью израильского иудейского общества. Они блюли отеческие традиции, исполняли все религиозные предписания, более того, смысл своей жизни видели в скрупулезном и детальном исполнении всех религиозных предписаний, и сами себя почитали людьми благочестивыми, богоугодными. А посему и отличали самих себя от остального народа.

Мытари же, сборщики податей, были людьми грешными. Народ их ненавидел потому, что очень часто, собирая эти подати, они многое клали в свой собственный карман, усугубляя и без того непростую жизнь людей. Но, кроме того, подати собирали они в казну государства Римского, которое оккупировало Израиль, и римляне вызывали ненависть народа, как оккупанты. Поэтому в каждом мытаре, сборщике податей, видели изменника своему собственному народу. Поэтому никаких симпатий в отношении мытарей в израильском обществе не было.

И вот эти два человека вошли в храм помолиться. И мытарь, обращаясь к Богу, говорит: “Господи, благодарю Тебя, что я такой, исполняю то-то и то-то и что я не такой, как вот этот мытарь, который рядом со мной стоит”. А мытарь, сознавая свою греховность, обращая свой взор к Небу, бия себя в грудь, говорил: “Господи, будь милостив ко мне грешному”. И, завершая это повествование, обращаясь к слушавшим Его, Господь говорит, что мытарь ушел из храма более оправданным, чем фарисей.

Господь не осудил фарисея за его исполнение религиозного закона. Но Он более оправдал грешного мытаря за то, что, может быть, не исполняя всех требований религиозного закона, и будучи человеком грешным, он осознал свою греховность.

Не случайно это Евангелие читается сегодня, потому что с сегодняшнего дня начинаются подготовительные недели к Великому Посту. А в центре поприща Великого Поста – покаяние. И Господь этим повествованием о мытаре и фарисее нам показывает все значение подлинного и искреннего покаяния. Это огромный духовный подвиг.

Человек так устроен, что он всегда себя защищает. Это некий инстинкт самосохранения в нас говорит. Мы защищаем себя, когда видим внешнюю опасность, будь то физическую, моральную, политическую, – когда видим опасность, мы себя непременно начинаем защищать. Защищать словами, делами, выстраиванием целой стратегии обороны. Чем больше опасность и чем больше у человека возможностей, тем сильнее эта линия обороны выстраивается. А иногда это не просто оборона, но нанесение упреждающих ударов, нападение, чтобы защитить себя. Вот этот инстинкт самосохранения работает и во внутренней нашей жизни, но порочном и искаженном виде. Мы оправдываем и защищаем самих себя, в том числе и перед своей совестью. Мы постоянно говорим себе о том, что мы правы в том или ином конфликте, что мы, безусловно, верно действовали. Очень редко мы подвергаем себя внутренней критике, не говоря уже о том, что болезненно реагируем на критику внешнюю.

Человек, который не имеет навыка внутреннего самоанализа, не имеет навыка препарировать свойства, качества и проявления своей души, не подвергает своему суровому суду, такой человек не видит греха в себе. Иногда такие люди, приходя на исповедь, совершенно искренне говорят священнику в ответ на то, чем вы согрешили: “Да ничем, батюшка, я никогда не согрешил”. В этом ответе свидетельство о том, что человек никогда не думал о своей внутренней жизни, не подвергал себя этому беспристрастному внутреннему суду. А Богу нужен этот суд. Кто сам себя умеет осуждать внутренне, кто сам себя умеет подвергать наказанию за соделанное зло, тот на Суд не приходит Божий, а приходит от смерти к жизни.

Страшный Божий Суд возмещает и восполняет нашу неспособность судить самих себя. Покаяние – это и есть беспристрастный суд, который мы о себе выносим пред лицем Божиим.

Покаяние – это так же перемена ума и сердца, потому что, когда судим себя строго, то понимаем, что до бесконечности выносить над собой этот строгий суд невозможно, нужно менять свою жизнь, чтобы суд не был таким строгим.

То, что совершил мытарь, – это и был суд над самим собой: “Господи, будь милостив ко мне грешному”. Он сознавал свой грех, он понимал, что только Бог мог снять с него эту тяжесть, что только Бог может его простить, и обратил ко Господу из глубины своей души, может быть, напрягая последние внутренние силы, которые у него были, этот плач, этот призыв, эту мольбу.

Религиозный человек отличается от нерелигиозного тем, что он способен анализировать свою внутреннюю жизнь, выносить себе суд и, обращаясь к Богу, просить простить ему его грехи и помочь исправить жизнь. Такой человек становится внутренне очень сильным. Он не чувствителен к злословию людей, потому что точно знает, в чем он пред Богом согрешает, а в чем он невиновен. Такой человек не подвержен воздействию клеветы, пересудов, потому что все, что не волнует его совесть, для него не является значительным. Он становится сильнее своих обидчиков, если это обидчики не справедливые. И он становится сильнее не потому, что он сам по себе силен, а потому что в ответ на его покаяние, на его молитву Бог прибывает вместе с ним. И Божественная сила подымает человека как бы на крыльях, возвышая его над другими, над обидчиками, конкурентами, интриганами, над всеми теми, кто создает искусственные конфликты. Такой человек, который сверху вниз смотрит на всю эту грязную человеческую возню, не превозносясь над людьми, ограждает себя великой стеной, великой защитой, которую не способна разрушить человеческая зависть, злоба и коварство.

Сегодня мы празднуем день святых новомучеников и исповедников Российских, всех тех, кто за Христа пострадал в лютую годину. Как применительно к ним звучит все то, что сказано было в связи с Неделей мытаря и фарисея. Это были мученики наши. Это были исповедники. Это были герои духа, которые жили внутренней сильной религиозной жизнью. И когда перед ними встал выбор – пойти на страдания и даже на саму смерть или отказаться от Христа, они не отказывались от Господа.

Особенность гонений на Русскую Церковь в XX веке состояла в том, что это было хитроумное гонение. Ведь никого не пытали и не убивали как бы за веру. Всему народу и всему миру говорили, что это народная справедливая власть, которая желает счастья людям, которая хочет построить справедливое общество, искореняет своих врагов. А поскольку власть народная, то и враги не власти, а враги народа. И шли на плаху архиереи, священники, монахи, монахини, верующие люди с этим клеймом врага народа. И взбудораженные революционным движением люди, поверившие в некий фантом счастливой жизни, очень часто не только не выражали хотя бы внутренней солидарности с жертвами, но, не принимая прямого участия в казнях, морально поддерживали власть, которая уничтожала веру. Да и казни проводились не на площадях, не в цирке, как то было во времена римских гонителей, когда все могли видеть мужество мучеников и убедиться в силе их веры.

Гонители XX века хорошо знали слова Тертулиана, церковного писателя II века, сказавшего, что кровь мучеников есть семя христианства. Они не хотели новых ростков религиозной жизни в стране, а потому мучили и убивали в застенках, когда христианин-мученик оставался один на один с мучителем, когда против него было все: и власть, и сила, и общественное мнение, и тысячи, и миллионы клеветников. Ему говорили, что никто никогда не узнает о том, что ты сейчас будешь убит. И он понимал, что это, наверное, правда, и никто никогда не узнает о его подвиге, и никакого подвига нет, он просто растерзан, раздавлен, изничтожен человеческой злобой и, наверное, навеки забыт. Но внутренняя сила человека верующего давала и нашим мученикам, и исповедникам Российским способность там, в тех сырых и темных, и гадких застенках оставаться верными Христу, возвыситься над жалкой толпой гонителей, на крыльях взлететь к небу и увидеть мир с высоты этого духовного полета.

И Господь явил милость. Ни одно имя не оказалось забытым. Имена архиереев, монахов, священников, монахинь, мирян мы сегодня каждый день вспоминаем на отпусте после Божественной службы. Имена гонителей никто не помнит и никто не знает. Все их ордена и звания превратились в ничто, в прах и в пепел, а кровь мучеников снова стала семенем христианства. И то, что сегодня народ наш обращается к вере, то, что сегодня призыв Церкви к покаянию принимается с доверием и готовностью встать на этот путь, есть ни что иное как результат великого подвига святых новомучеников и исповедников Российских.

И в этот день, вознося молитву к ним, мы просим их благословить страну нашу, народ наш, власти наши, воинство, благословить Церковь нашу, ее иерархов, духовенство, монашествующих, народ наш, дабы сила веры, которая приходит к человеку через покаяние, изменяла жизнь нашу к лучшему, утверждая добро, правду и свет в нашей личной жизни и в общественных отношениях. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Неделю мытаря и фарисея