Обновления

Слово епископа Вяземского Игнатия по окончании Божественной литургии в Прощеное воскресенье

Главная > Проповеди > Слово епископа Вяземского Игнатия по окончании Божественной литургии в Прощеное воскресенье

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 1 марта 2009 г.

Всех вас, мои дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!

Сегодняшнее воскресенье – последнее в чреде подготовительных недель к Великому и спасительному посту Святой Четыредесятницы. И в сегодняшнее воскресенье, как и в предыдущее воскресенье, вспоминается особое событие, относящееся к заре человеческой истории. Вспоминается изгнание Адама из рая. Именно с этого момента начинается человеческое скитание по земле, для человека закрываются врата Эдема, врата рая, и человек начинает трудиться в скорбях, в трудностях начинает добывать хлеб свой. Господь до этого вручил ему мир, вручил ему все творение, дал возможность руководить всем, сотворенным Господом, дал возможность свободно править, быть свободным от греха. Но человеку показалось это не достаточно. И тот плод дерева, который он вкусил, который не был благословлен Богом, не был вручен Богом человеку, оказался плодом губительным. Вкусив его, человек потерял связь с Богом, потерял Божественную благодать, потерял то общение, к которому был призван. И отныне он скитается в поисках себе пищи, в поисках различных благ, в которых он нуждался.

Но Господь, изгоняя человека из рая, дал ему обетование, что это будет не вечно. И только лишь после того, как на землю снизойдет Сам Бог, Господь восстановит общение с человеком.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали прекрасные слова о тех условиях, которые необходимы, чтобы человек мог иметь полное общение с Богом и быть исполненным полноты человеческой жизни. Господь напомнил нам о прощении, дав понять, что если мы друг другу не прощаем согрешений, то и Господь не простит грехов наших. И другое условие: Господь напоминает, что все те сокровища, ради которых человек трудится, полагая все свои силы здесь, на земле, бывают истребляемы молью или крадомы другими, или покрываются ржавчиной и не являются той ценностью в очах Божиих, какими порой нам представляется. Но напоминает, чтобы сокровища мы собирали на небесах. И те сокровища, которые человек при жизни слагает в своем сердце, делая дела милосердия и добра, именно они слагаются на небесах и являются непременным благом в очах Божиих. Именно те добрые дела, которые человек и был призван делать от сотворения мира, являются началом нашего спасения. После смерти нет покаяния. После физической смерти, то есть перехода в другую жизнь, открывается перед душой человеческой вечность. И от того, с какими чувствами, мыслями, с каким багажом духовным мы перейдем эту черту, переходя в жизнь вечную, и будет зависеть будущее в нашей жизни, будущее, которое будет либо с Богом, либо без Бога. И то, что человек творит здесь на земле, является залогом его будущей жизни.

Также залогом будущей жизни является прощение, которое мы должны приносить друг другу, и покаяние, которое мы приносим Господу за свои преступления. Господь дает уникальную возможность человеку, который слаб по своей природе, который способен согрешать, ошибаться, оступаться, – возможность приносить покаяние пред лицом Божиим. А покаяние есть не что иное как изменение, изменение своего ума, изменение своей жизни, своих чувств.

И как тяжело бывает порой каяться, как тяжело бывает порой осознать, что ты грешен. Бывает часто, что человек, подходя к исповеди, не знает, в чем каяться, и говорит: “Вроде у меня грехов и нет. Вроде бы я чист пред Богом”, забывая совершенно, что безгрешен лишь только Господь. И не желает вникнуть в глубину своей души, в глубину своей совести, думая, что это действительно так, но если разобраться, если задуматься, то это далеко не так.

Вот почему Церковь установила время постов. Время поста как раз и есть время духовного трезвения, время, когда человек может задуматься о своей жизни, может побыть наедине с Богом, осознавая свою неправду, осознавая свой грех. Пост – это время, когда на корабле духовном мы переплываем житейское море в общении с Господом. Особенно Великий пост, которым предваряется великое событие славного Христова Воскресения, того события, ради которого Господь пришел на землю, взошел на крест, тем самым даруя нам свободу и прощение от грехов, и возможность общения с Господом. Господь взошел на крест, чтобы Адамов грех исправить, чтобы восстановить и открыть райские врата Эдема, которые были затворены некогда грехом Адама. Господь взошел на крест, чтобы и мы, живущие уже на протяжении двух тысяч лет, могли, следуя за Спасителем, обретать веру, а через веру обретать и спасение, чтобы мы могли свободно обращаться к Богу в своих мыслях, своих делах и поступках.

И да поможет нам Господь во дни предстоящего Великого поста осознать свою неправду, принести Господу покаяние, обрести чувство любви, чувство прощения. И тогда события славного Христова Воскресения будут праздником, тем отдохновением, к которому мы стремимся каждый год.

Всех поздравляю с воскресным днем!

Главная > Проповеди > Слово епископа Вяземского Игнатия по окончании Божественной литургии в Прощеное воскресенье