Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в Рождественский сочельник

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в Рождественский сочельник

Храм свв. Новомучеников и Исповедников Российских, г. Смоленск, 6 января 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, мы в Символе Веры, который произносим на каждой Божественной литургии, говорим: “Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася”. Сам Христос часто спрашивал и учеников, и задавал вопрос и первосвященникам, фарисеям, и народу: за кого вы Меня принимаете? Чей Я Сын? И кто-то говорил: сын Давидов… Но как тогда Давид говорит: Рече Господь Господеви моему… Как он может сына называть господином? Значит, Он не сын Давидов по сути Своей, потому что Давид Его называет Господом. Другие говорили, что Он сын Иосифов. Но как Он может быть сыном Иосифовым, если Дева Мария у ангела Божия спрашивала: как будет воплощение, если Она не знает мужа? И если Он сын Иосифов, то почему Иосиф, узнав, что Мария непраздна, пытался тайно отпустить Ее? Значит все же речь идет о том, что Он не сын Давидов и не сын Иосифов, а Сын Божий. И велия благочестия тайна: Бог явился во плоти! И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины.

И Бог является в мир не с призрачной плотью, не с плотью откуда-то с Небес, а принимает нашу человеческую природу от Божией Матери. И мы вчера читали родословие Господа нашего Иисуса Христа, где перечисляли всех родственников Его, тем самым подтверждали, что Господь есть не только истинный Бог, но и истинный Человек, принявший все человеческое, кроме греха.

Бог является в мир не в царском достоинстве и не в царском величии, в окружении великой славы. Он является в Вифлеемских яслях, и Его окружают домашние животные, Его приветствуют пастухи и пастыри.

Обратите внимание, это очень важный Евангельский момент, который мы сегодня слышали, когда наступило время переписи населения, то по повелению Божию Иосиф и Мария пошли в град Вифлеем, поскольку они принадлежали колену царя Давида, и участвовали в переписи. Для каждого из нас это очень важный знак: должны ли мы исполнять то, что принадлежит кесарю, и отдавать кесарю – кесарево, а Божие – Богу? Несмотря на великую тайну рождения Сына Божия, эти два человека – Иосиф и Мария – проявляют еще и послушание, когда от них требуется участие в переписи. Это всем нам, дорогие мои, знак того, что мы должны и Божие исполнять и не избегать того, что от нас требует государство.

И вот Бог являет Себя миру через Святую Владычицу нашу Богородицу. Ей наступает время родить Сына, и Она рождает, и тайна этого рождения навсегда останется тайной человечества, потому что мы поем с вами, что Она и до рождения была Девой и по рождению Божественного Слова Она осталась Девой. Это невозможно понять человеческому уму. И не нужно даже пытаться постигать эту тайну, потому что Бог превосходит всякие человеческие законы, если хочет того, потому что Он Сам творец этих законов.

Обратите внимание, что ангелы, воспевающие “Слава в вышних Богу!”, явились не властителям, не первосвященникам, не фарисеям, не людям в царских достоинствах, они явились прежде всего пастухам, пасущим ночью своих овец. Потому что подлинная власть и подлинное могущество не нуждается во внешнем подтверждении, во внешнем искусственном блеске. Эта власть является во внутренней содержательной стороне, в сути своей, а сутью воплощения стало соединение Божественной природы с человеческой.

Бог является не сильным мира сего, потому что сильные мира сего ждали не исцеления своей природы, они ждали (и ждут) того, кто подтвердит их власть, кто будет способен завоевать для них большее богатство и большую власть – вот кого обычно ждут власть предержащие. Поэтому Бог является не им, а тем, которые просты сердцем, которые не ждут никаких богатств и прибыли, они радуются жизни, обычные пастухи. Бог является и может быть принят только теми, кто чист сердцем. Так вот эти пастухи оказались чистым сердцем, потому что они не только увидели Божественную славу, эту славу увидел и царь Ирод, но они и смогли принять эту славу. И как мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, они убоялись Бога и воздали хвалу Ему. А как же поступил царь, который увидел эту славу? Он дал указание уничтожить всех детей, бывших и родившихся в Вифлееме в то время, – вот как царь Ирод и власть предержащие отнеслись к славе Божией. А пастухи прославили Бога, и пришли, и увидели Марию и Иосифа и эти бедные ясли, в которых родился Христос. Но Христос родился, чтобы спасти все человечество от греха и смерти, поэтому это простое, не пышное событие явилось на самом деле величайшим, главным событием во всей истории человечества и до ныне.

Дорогие мои, если мы хотим подобно волхвам стать участниками события Рождества Христова, если мы хотим в жизни нашей увидеть Вифлеемскую звезду рождения Спасителя, если мы хотим быть свидетелями великой тайны воплощения Бога Слова и Его пришествия в мир и Его спасительных дел, то мы должны подобно волхвам в простоте своего сердца, и в простоте своей жизни и отношения к жизни, и в простоте отношения к людям воздавать хвалу, повторяя за ангелами: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на богослужении в Рождественский сочельник