Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в навечерие Богоявления Господня

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в навечерие Богоявления Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 18 января 2014 г.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, и мы сегодня должны услышать голос Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: покайтесь, приблизилось Царствие Небесное. Но как и сознания тех людей – современников пророка Иоанна, так и нашего сознания не совсем достигает смысл этих слов. И каяться мы хотим тогда, когда намечем это, и Царствие Божие для нас непонятно, когда о нем возвещает внутренний голос и сообщает нам, где оно это Царствие Небесное, когда оно придет, как мы это узнаем… поэтому по сути своей мы ничем не отличаемся от тех людей, которые две тысячи лет назад стояли на реке Иордане и слушали голос Иоанна. Мы такие же грешные люди, неспособные услышать голос Божий.

А ведь это Предтеча Христов, тот пророк, который возвещает пришествие в мир Мессии. Никакому иному пророку не дано было право возвещать грядущее пришествие в мир, поэтому это – первый из пророков. И подобно тому, как пришествие любого великого царя в град возвещает толпа прислуги, которая говорит: “Вот, ваш город посетит царь”, так и здесь Иоанн Предтеча возвещает пришествие в мир великого Царя славы Господа нашего Иисуса Христа.

И он возвещает, что для того, чтобы войти в Царствие Божие или стать хотя бы зрителем его, необходимо покаяние. Чтобы войти в какое-то великое царство, нам необходим проходной билет, необходимы какие-то средства, которые подтвердят наше право вхождения в то или иное царство. А Царствие Божие отличается от всех царств, бывших когда-то на земле, и всегда будет отличаться, потому что если там требуется земное богатство, подтверждение права вхождения в него через какие-то земные средства, то вхождение в Царствие Божие требует от нас, как нам возвещает Пророк Иоанн, покаяния. И речь идет не о том, чтобы формально признать свои грехи, просто перечислив их, и тем самым создать возможность своего входа в это Царствие, а речь идет о деятельном покаянии. Как и говорит сам Иоанн Предтеча, обращаясь к фарисеям и саддукеям, стоящим на Иордане, называя их порождениями ехидны, и говоря: кто вам сказал, что вы избежите будущего гнева? принесите плоды покаяния… То есть опыт формального покаяния был известен ветхозаветному человечеству, но плоды покаяния ветхозаветное человечество не способно было приносить, потому что это требует от всякого человека труда. А плодами покаяния является исправление жизни человека, когда он прилагает свою решимость к тому, чтобы изменить свой образ жизни. Это и есть тот плод покаяния, который делает нас способными войти в Царствие Божие. И никакие иные богатства, или средства, или связи не способны нас водворить в это Небесное Царство.

Мы стали свидетелями рождества Господа, явления Его в мир. Но одно дело знать о явлении в мир Спасителя, а другое – стать участниками того великого дела спасения, которое совершил для нас Христос. И мы можем остаться лишь зрителями этого великого дела, а можем стать участниками. Зрители это и бесы, которые видят совершаемое дело спасения, но они понимают, что в силу своей гордости они не способны никогда стать участниками его. И чтобы не уподобиться этим злым ангелам, мы должны приложить усилия к тому, чтобы быть не только зрителями, но и участниками Царствия Божия, приложив покаяние деятельного исправления нашей жизни, и не только на словах, но подтверждая это делами своими. Потому что и явившийся Христос даровал нам все возможности к этому спасению. Он явился, соединил Себя с нашим человечеством, и мы можем в силу этого вечного единства Божиего и человеческого во Христе становиться причастниками этой Божией благодати. Для нас требуется покаяние, деятельное исправление и возможность после этого участия в Божием деле.

Иоанн Предтеча как один из самых великих ветхозаветных пророков по Божиему благословению устанавливает ветхозаветное Таинство Крещения. И Господь, Который, придя в этот мир, исполнил все законы его, воплотившись в утробу Божией Матери и родившись, Он исполняет и этот последний ветхозаветный закон, вмененный каждому человеку. Он участвует в этом Таинстве как всякий ветхозаветный человек, призванный исполнить этот закон. Он приходит на реку Иордан, чтобы еще раз засвидетельствовать Свое единство с этим миром. Он входит в воду, чтобы исполнив этот закон, засвидетельствовать Свое единство с миром, соединившись с этим водным естеством, показав нам ту дверь, в которую можем войти мы, оказавшись в этой воде как в Царствии Божием, приняв деятельное покаяние.

И через это явление миру, и через свидетельство Бога Отца и сошествие Святого Духа, Господь еще раз свидетельствует нам Свое явление миру и Свое намерение спасти каждого человека, для спасения которого Он освящает даже все земное естество, чтобы человек не только через силу Духа, но и через это земное естество получал спасение, поэтому через пришествие Христово мы получаем все необходимые возможности нашего спасения. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в навечерие Богоявления Господня