Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 16 февраля 2014 г.

2014-02-16_audio



Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, вот мы вступили еще на одну ступень перед Великим постом, вспоминая сегодня притчу о блудном сыне. В этой притче говорится о том, что у некоего человека было два сына, младший из которых однажды попросил часть своего имения для того, чтобы уйти в другую страну. Его не интересовало будущее отца, не интересовало, сможет ли он сам своими силами справиться с той частью богатства, которая была передана ему, он думал только о себе, о своих желаниях, лелея собственные мечты. И вот мы слышим в этой притче о том, что этот младший сын, уйдя в далекую страну, расточает свое богатство. По глупости своей, по внешним обстоятельствам, которые постигают и страну ту и этого человека, он остается без средств к существованию. Ему остается лишь работать в свинарнике у человека, который трудится в той стране, потому что нет средств заплатить за себя, собственно, и талантов-то нет никаких, чтобы работать на более оплачиваемой работе. Он был сыном любящего отца, и отец не заставлял его ничего делать, позволял ему жить так, как хочется.

И сын, вынужденный питаться пищею свиней, однажды приходит в себя, и произносит принципиально важные, судьбоносные для себя слова: восстану и иду ко отцу моему… Он решается вернуться к отцу даже с тем условием, что он будет рабом у отца и будет тем же самым питаться, но на свей родине, в родных стенах. Он осознает, что его поступок, в силу которого он расточил свое богатство, оказался на чужбине, на самом деле был губительным для него, и если он будет продолжать жить так, он просто физически умрет. Но благодарение Богу, что он одумался. И он возвращается к своему отцу, и отец, еще издалека видя возвращение сына, бежит ему на встречу, чтобы облобызать его, потому что он не держал зла на сына своего, он ему давно все простил. Он надевает на своего блудного сына дорогие одежды, возвращает перстень, свидетельствующий о том, что он является сыном этого богатого отца, он повелевает рабам заколоть самого упитанного тельца, и начинается праздник в доме.

А старший сын, который верой служил отцу, не требуя никогда никаких поощрений за свой труд и за свою преданность, возвращаясь домой увидел этот пир. И даже не войдя в дом, он выговаривает отцу свои претензии о том, что он – тот человек, который не попросил ничего, а всю жизнь свою положил на то, чтобы служить отцу и умножать их семейное богатство, он видит теперь этот пир, причиной которому возвращение младшего сына, жившего блудно… Почему отец, со слов старшего сына, допускает такую несправедливость, проявляя любовь к этому младшему сыну? Но отец произносит самые важные слова, которые слышат сыновья младший и старший и мы с вами, что все, что есть у меня, есть и у тебя, старший сын, всегда ты мог этим воспользоваться и, пожалуйста, пользуйся и сейчас, но что может быть радостнее, чем возвращение блудного сына? Возвращение той одной из ста потерянных овец, о которых Господь, оставляя все остальное стадо, идет, и ищет, и проявляет заботу о ней?

Господь произносит эту притчу народу израильскому и нам с вами с тем, чтобы мы поняли, что нет у Бога более любимых сыновей или менее любимых, Он всех любит одинаково. И если кто-то из нас заблуждается, если кто-то из нас уходит в далекую страну, расточая духовное богатство, которое дает нам Бог в начале нашей жизни через здоровье, через таланты и способности, через то благополучие, которое мы нашей греховной жизнью расточаем, и несмотря на то, что мы это расточаем, Он ждет, что мы придем к Нему в любом виде. Потому что Он любит нас не за богатство, которым мы владеем, не за красоту одежды, а за то, что мы сыновья Его, только за это.

Притча о блудном сыне обращена к каждому из нас перед днями Великого поста, с напоминанием о том, что нет такого греха, который не прощал бы Бог, нет такого удаления от Бога, которого Он не мог бы простить. Он вселяет в нас надежду на то, что сколько бы мы не согрешали, как бы глубоко не падали в своей нравственной, духовной, физической жизни, Он всегда ждет нашего возвращения. Он напоминает нам, что за пределами Его страны, там, где мы пытаемся найти счастье свое, удовлетворение своих страстей, в далекой стране, которая, по толкованию святых отцов, является тем местом, в котором управляет дьявол и ангелы его, где мы пытаемся через легкие пути, легкие наслаждения удовлетворить потребности своей плоти, мы на самом деле не получаем никакого подлинного наслаждения. Эта дьявольская пища, как пишет святитель Феофан Затворник, которой мы питаемся на стороне, не в отчем доме, надоедает нам, нам становится на каком-то этапе нашей жизни противно питаться этой дьявольской пищей, и мы задумываемся о том, как бы нам вернуться в дом отчий… А Господь ждет нас. Поэтому каждый из нас, кто бы до какой бы глубины грехопадения не пал, должен знать, что Господь ждет его.

Святая Церковь предлагает накануне Великого поста чтение этой притчи, чтобы нам напомнить, что впереди спасительный пост – время, когда мы можем сказать Богу: восстану и иду, чтобы вернуться в Твой дом, чтобы изменить свою жизнь, исправиться. Для нас с вами даны эти сорок дней великого поста, чтобы мы вернулись в свой дом Божий, чтобы переоценили нашу жизнь, чтобы мы перестали питаться этой свиной едой, которую предлагает нам мир и похоти этого мира, а возвратились в дом отчий, чтобы питаться пищею духовной и нравственной.

И услышим сегодняшнее послание апостола Павла к коринфянам, что мы с вами храм Духа Святого. И если мы согрешаем телесно, то мы разрушаем не только храм нашего тела, но и пространство нашей души. Воздержимся же от блуда, от перенасыщенной страстями и похотями жизни нашей. Воздержимся для того, чтобы сохранить тело наше, не только душу, но и тело для Бога, ведь Господь воспринял это тело, мы со-телесники Его. И согрешая по плоти, мы разрушаем и Его тело, потому что мы с Ним связаны через телесность нашу. И вспомним, что мы являемся храмом Духа Святого. Заботясь о теле и о душе наших, сделаем так, чтобы Господь, придя в храм нашей души, сотворил в этом храме Свою обитель. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю о блудном сыне