Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Всенощном бдении в праздник Сретения Господня

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Всенощном бдении в праздник Сретения Господня

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 14 февраля 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, по закону Моисееву всякий перворожденный мужчина в сороковой день должен был быть принесен в храм Господень. И все это время до сорокового дня женщина не могла входить в храм. Исполняя этот ветхозаветный закон, несмотря на то, что Богородица родила Спасителя чудесным образом, оставшись Девой, и на Нее не мог распространяться этот закон, Она, чтобы не ввести в соблазн, на сороковой день несет Богомладенца, чтобы посвятить Его Богу.

И Она встречает Симеона Богоприимца – того человека, который по преданию Церкви, был одним из семидесяти толкователей Ветхого завета, который еще за триста лет до этого события переводил Священное Писание и споткнулся на словах “се Дева во чреве примет и родит Сына”. Он не поверил пророку Исайе, написавшему эти слова. Он не поверил, потому что невозможно, чтобы дева приняла во чреве, оставшись девой. Он засомневался и хотел написать другое слово, которое бы означало естественное рождение ребенка, естественный ход событий, обозначив Божию Матерь не девой, а женщиной. Но ангел Господень задержал его руку и сказал, что поскольку ты сомневаешься, ты вынужден будешь жить до тех пор, пока сам не станешь свидетелем этому событию. По преданию церковному Симеону Богоприимцу тогда было около трехсот лет. И он дождался пришествия в мир Спасителя, и по внушению Духа Святого он стоял при входе в ветхозаветный храм, чтобы встретить Его. И встретив, он произнес известный всем нам церковный гимн “ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…”

Божия Матерь и праведный Симеон здесь олицетворяют собой добродетели непорочности и чистоты. Те добродетели, которые приводят нас в храм Господень и собственно к Богу. Если кому-то из нас кажется, что этот путь к Богу только для избранных, то мы ошибаемся, потому что он предопределен каждому из нас, – это путь исполнения заповедей и не более того. И каждый из нас способен пройти по этому пути и достичь Бога.

Господь сказал, что “кто имеет заповеди и соблюдает их, тот свидетельствует о том, что любит Меня… и Я возлюблю его и явлюсь ему”. Симеон Богоприимец был как раз тем лицом, которому явился Господь, поскольку он, Симеон, исполнял заповеди Божии. И каждый способен стать свидетелем явления ему Бога. Кто-то явного явления, подобно апостолу Павлу. А кто-то и прикровенного, через определенные знаки и символы. Но всех этих людей, которым явился так или иначе Бог, называют верующими. И тех людей, у которых не было этого опыта встречи с Богом нельзя называть верующими. И мы, называя себя верующими, опираемся на то, что мы получили этот опыт общения с Богом, у нас произошла встреча с Ним. Но у каждого из нас эта встреча бывает разной, и не дай Бог, если эта встреча будет впервые и внезапно и мы не будем готовы к ней. Желаю каждому из нас быть готовым к этой встрече с Господом, тем, кто уже встретил Его, будет легче еще раз увидеть Господа, а тем, кто не встречал, будет трудно, во-первых, узнать Его, а во-вторых, осознать свое достоинство встречи с Ним. Всех вас, дорогие мои, поздравляю с праздником.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Всенощном бдении в праздник Сретения Господня