Обновления

Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение”, пос. Вадино, 30 марта 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, мы только что слышали Евангельскую историю о том, как ко Господу подошел отец, преисполненный великого горя из-за того, что его сын с детства, как мы слышали в Евангелии от Марка, был бесноватым, и никакие врачи и никакие силы не были способны исцелить эту болезнь. Отец, обеспокоенный и любящий своего сына, обращается к Господу как к последней надежде. Может быть, он даже не верит, что Он поможет, но больше не на кого надеяться, поэтому он говорит Господу: “Господи, помоги моему неверию…”. А Господь отвечает ему: “Все возможно верующему…”. Мы также слышали слова Господа, обращенные к ученикам и народу: “О роде неверный, доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?” (см. Мк. 9:17-19).

Некоторые, обращая внимание на эти слова, считают, что Господь раздражается на людей, которые окружают Его. Но это не так. Святитель Феофан, затворник Вышенский, толкуя эти слова Евангелия, говорит нам о том, что гнев, который не сопряжен со злобой, не сопряжен со грехом. Господь не раздражается в злобе на людей, которые ежедневно и еженощно приступали к Нему, чтобы получить исцеление от болезней. Он лишь свидетельствует о том, что мы, приступая к Богу, чаще всего бываем неверующими, неспособными очами веры своей увидеть Истинного Бога, а только лишь ожидающими от Него какую-либо помощь, ждущими какой-либо пользы для себя, но не осознающими, Кто перед нами. Так и в этом случае, в отношении этого удрученного, обеспокоенного отца Господь ему указывает на законы духовной жизни.

Мы часто забываем, что не только в физическом мире, в котором мы живем, но и в духовном мире есть свои законы. Собственно, мы часто забываем, что есть этот духовный мир. Мы так много обеспокоены о мире физическом… Мы стараемся своих детей воспитать и обучить так, чтобы они были сильнее. Мы отдаем их в лучшие школы и университеты, чтобы они были умнее. Для того чтобы они преуспели в этой жизни, в физическом мире. Но мы забываем, что мы не только жители этой земли, но мы также и граждане Неба, знаем ли мы об этом или нет. И мы совершенно не думаем или забываем о том, что мы должны обучать наших детей и сами учиться законам духовной жизни.

В духовной жизни есть тоже свои закономерности. Причем, они таковы, что чем больше человек прилагает усилия, чтобы соединиться с Богом, тем он жестче чувствует противодействие к этому, и он не понимает, почему это происходит. Обратите внимание, если мы сидим перед телевизором и смотрим развлекательную программу, мы можем часами ни о чем не думать, ни одна мысль может не пролетать через нашу голову. Но вы заставьте себя на пять минут – засеките время – на пять минут поставить себя перед Богом, к молитве, откройте молитвослов и, обратите внимание: способны ли вы, и я, все мы, сделать так, чтобы за эти пять минут не пролетела через нашу голову какая-то греховная мысль? Какая-то мысль, обращающая наше внимание на то, чтобы мы сейчас все бросили, побежали и начали что-то делать? Такого не бывает. И это одно из доказательств духовной жизни, поскольку дьявол делает все, чтобы мы не молились, чтобы мы развлекались и не были способны к духовной жизни.

Всякое действие рождает противодействие. И в мире духовном прежде всего. Подвижники благочестия, подвизающиеся ради Бога, и даже простые христиане, которые стараются исполнять заповеди, чувствуют это противодействие. Они вступают в борьбу с невидимой силой и часто не понимают, что это за сила, противодействующая им. Но Господь, Сам установив эти законы духовной жизни и зная, сколько человеку предстоит трудов, чтобы быть благополучным в этом духовном пространстве, говорит всем нам: стучите и отверзется, ищите и обрящете. И всякое наше обращение к Богу, даже если оно происходит с отсутствием веры, не останется Богом не услышано. И если кто-то из нас осознает, что он не настолько верующий, что способен обращаться к Богу и получать от Него милости. И в этом случае, обращаясь к Богу даже не верующим сердцем, но устами, мы можем осознать и почувствовать Ту Силу, Которая на нас обратит внимание.

Поэтому тот человек неверующий в сегодняшней Евангельской истории говорит Богу: “Господи, помоги моему неверию…”, и Господь отвечает ему: “Приведите отрока ко Мне…”. И Господь исцеляет отрока, который с детства был бесноватым. Трудно нам судить, что явилось причиной одержимости его духом злобы. Но мы знаем, что каждый из нас несет ответственность за самого себя. Нет таких грехов, за которые дети бы несли ответственность. Есть лишь последствия нашего греха, участниками которого невольно становятся наши дети. Но ответственность несет каждый из нас. Евангельская история нам не открывает, в каких же грехах участвовал родитель так, что сын стал бесноватым. Но в Евангельских историях мы встречаем также и те, которые свидетельствуют нам не о грехе родителей или кого бы то ни было, а о славе Божией. В Евангелии в исключительных случаях мы слышим о таких историях, причиной в которых являемся не мы, а слава Божия, и эти кратковременные мучения отрока, может быть, были неким событием Евангельским, которое было важно именно, чтобы открыть славу Божию. Страдания эти были кратковременными, но милость, которую Бог оказывает человеку – бесконечна, и она не сопоставима со страданиями, которые становятся нашими. Трудно судить, что явилось причиной, но точно мы понимаем, что та милость, которую Господь оказывает людям вопреки часто их греховности и не по заслугам людей, а по милости Божией, является свидетельством того, что Бог ждет покаяния каждого из нас.

Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который явил нам законы духовной жизни и с древних времен является учителем покаяния. Его наставления являются учебником духовной жизни для каждого из нас не только монашествующих. В иконографии преподобного Иоанна Лествичника мы видим лестницу, которая обращена в Небо от земли, и изображены еще подвижники благочестия, которые взбираются на нее. Но мы также видим в этой иконографии, как бесы, подлетая к лестнице, пытаются копьями сорвать подвижников. И те, кто высоко забрался, падают с высоты, и им больнее. Тем самым преподобный Иоанн изображает законы духовной жизни, которые применимы ко всем нам. Чем выше подвижник благочестия подвизается ради Бога, чем он ближе к Богу, тем больнее ему падать, если он срывается в грехе. И так для каждого из нас: если мы подвизаемся ради Бога, мы должны понимать, что всякая ошибка и всякое падение для нас чревато.

Но это не значит, что мы не должны подвизаться ради Бога, не значит, что мы не должны поститься, и молиться, и совершать добродетели, и бороться с грехом, если мы этого делать не будем – мы погибнем. Но это означает, что свой духовный подвиг каждый из нас должен совершать с рассудительностью и с осторожностью, не совершая резких необдуманных движений, потому что, как учат нас святые отцы в наставлениях, бес иногда разжигает подвизавшихся ради Бога так, что они с особой ревностью начинают совершать добродетели, перестают вкушать пищу, бесконечно начинают молиться, забывая о сне и об отдыхе. Но бес специально так делает, чтобы человек быстрее устал и быстрее сорвался с этой лестницы. Поэтому главной из добродетелей, о которых пишет апостол Павел в посланиях, является добродетель рассудительности. И каждый из нас и в своей частной домашней молитве, и в молитве общественной во время богослужения должен молить Бога о том, чтобы Господь даровал мудрость и рассудительность в духовной жизни. Так чтобы средним царским непадательным путем каждый из нас достиг Господа.

Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и желаю всем нам в оставшиеся дни Великого поста совершать его с рассудительностью, понимая, что Царствие Божие достигается постом и молитвой, и всякая болезнь и немощь наша также исцеляется постом и молитвой, а потом уже врачами и разными средствами. Постараемся с рассудительностью, с духовным благоговением, со смирением (что самое главное) и с послушанием Богу и Его Святой Церкви, через наставления святых отцов, через частое исповедание своих грехов, через послушание духовнику совершать дело нашего спасения. Чтобы нам прожитые дни Великого поста, проведенные в подвиге, в молитве и в пощении, провести не зря, а с пользой, чтобы всем нам сподобиться встречи в воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Вяземского Исидора на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника