Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день освящения Сергиевского придела Троицкого собора

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день освящения Сергиевского придела Троицкого собора

Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Вязьма, 21 июня 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня и в послании апостола Павла, и в Евангельском чтении от Матфея мы с вами слышали о законах духовной жизни. Причем эти законы распространяются не только на православных верующих, они применяются ко всем людям, живущим в вере и в безверии, верующим и неверующим. Все люди подвластны этому закону. Потому что какой мерой мы отмеряем в жизни нашей что-либо, тою мерою нам и возвращается. И если мы осуждаем ближнего, не видя собственных прегрешений и ошибок, то мы также являемся слепыми и неспособными объективно отслеживать ситуацию.

И если кто-то из нас думает, как об этом нам напоминает святой апостол Павел, что мы спасемся исполнением заповедей Божиих, закона Божия, то мы обманываем себя, потому что нет ни одного человека на белом свете, который был бы исполнителем этого закона. Все мы, в той или иной мере, нарушаем его. Но мы спасаемся верой и любовью ко Господу нашему Иисусу Христу, и именно через эту веру и любовь Господь и дает нам спасение. Потому что закон, как говорит апостол Павел, нам дан для уличения нашей совести.

Если бы не было закона, мы бы не были способны оценить себя и окружающих. Но при этом мы все должны, прежде всего, объективно оценивать самих себя. Но для того, чтобы была эта объективность, мы должны иметь духовную способность для этого, потому что многие из нас не видят собственной греховной жизни. Они не видят глубины своего падения. И в этом заключается вся сложность духовной жизни. Только через способность видеть глубину своего падения и приобретается глубокое и горячее покаяние. И когда нет осознания, осмысления своей греховности, нет и покаяния. А где нет покаяния, там нет и спасения, там и Господь не нужен.

Очень многие священники на исповеди, пусть вам это будет известно, недоумевают о том, что кающиеся, пришедшие на исповедь, не знают о чем говорить. Они не способны оценить свою жизнь и перечислить те согрешения, которые приходят на ум и на совесть, потому что они не думают, что это грех, они думают, что это норма жизни. И не осознавая собственной греховной жизни, они и не получают должной благодати Божией, которая очищала бы их от грехов. Поэтому мы и должны, прежде всего, видеть бревно в своем глазу, а потом судить о ближнем. Но поверьте, если мы будем видеть это бревно, то наш ум и наш язык даже не повернется осуждать ближнего, потому что грешнее нс нет на белом свете никого.

Обращая внимание на жития святых, мы слышим и удивляемся, как же эти святые, которые по пятидесяти лет прожили в пустыне египетской, осознают себя самыми грешными существами на земле. А это потому, что им Господь открыл глубину их падения. Но глубина нашего падения во много раз превосходит их падение, потому что их житие равноангельное, а наше с вами часто бывает скотским.

Но если мы хотим получить от Бога благодать и ведение нашей жизни, то мы должны просить Его об этом. И как нам говорит сегодня евангелист Матфей: толцыте и отверзется. Стучите, и Господь даст нам способность видеть наши грехи. Поэтому мы должны, прежде всего, обратить внимание на то, о чем мы просим Бога в молитве. Просим ли мы о том, чтобы Господь открыл нам нашу греховность, или мы просим больше денег, благополучия, здоровья, чего-то еще? Но это все не главное. А главное – наша способность ведения грехов, главное – приобретение мудрости Божией, вот что является подлинно важным для нашего спасения. Поэтому в наших частных и общественных литургических молитвах будем, прежде всего, просить мудрости Божией, вразумления, способности ведения нашей греховной жизни. И тогда Господь по милости Своей отверзет двери нашего сердца и войдет туда, чтобы повести нас в Царствие Божие. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в день освящения Сергиевского придела Троицкого собора