Обновления

Слово епископа Исидора в навечерие праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в навечерие праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 20 сентября 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскресный день, который мы уже отмечаем этим вечерним богослужением, ознаменован еще и тем, что в этот день мы отмечаем Рождество Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Пресвятая Богородица воистину явилась превыше всякого человека, даже превыше праматери нашей Евы, которой Господь по грехопадении с Адамом сказал, что она будет в муках рождать; Божией Матери же было сказано то, что мы сегодня слышали в Евангельском чтении: благословен плод чрева Твоего… И если Еве сказано: ты будешь обращаться к мужу своему, то Преблагословенной Владычице нашей сказано: Господь с Тобою… И тем самым никак не умаляется праматерь наша Ева, просто подчеркивается важность того, что произошло с Приснодевой Марией, потому что Божия Матерь воистину явилась вместилищем Того, Кто, являясь Богом Словом предвечным, нерожденным, сотворившим небо и землю, посредством Божией Матери принимает человеческую природу, и не какую-то часть, а полностью становится человекам, восприняв от Божией Матери и ум, и душу, и все телесные чувства, кроме греха. Это является для нас величайшим событием. Божия Матерь для нас являет Собой мост от Неба к земле, и мы имеем возможность посредством Божией Матери восходить по этому мосту от человеческого к Божиему.

Когда бывает рождение человека, мы всегда радуемся и стараемся, если нас приглашают на событие рождения, принести какие-то дары и почести. И мы произносим тосты и хвальбы человеку, иногда эти хвальбы звучат в отношении человека, который является нашим начальником или вышестоящим к нам, и мы порой произносим неискренние слова, чрезмерно восхваляя человека, проявляя неискренность и лесть. Но когда мы восхваляем Бога, Божию Матерь и святых, мы не можем проявлять эту неискренность, потому что Господь видит наше сердце таким, какое оно есть само по себе. Обращаясь к Спасителю и Божией Матери, мы стараемся искренне возносить наши молитвы, и прошения, и слова хваления Им.

Но сможет ли наше человеческое слово вместить всю ту славу, и величие, и хвалу, которые мы должны воздавать Божией Матери? Святители и великие преподобные в своих словах, посвященных Божией Матери, так искусно излагали похвалы Божией Матери, что мы, современные люди, удивляемся: откуда же это величие слова? Которое мы, кстати, благодаря современному русскому языку теряем – величие и богатство смысла, которое подарил нам, в том числе, и церковно-славянский язык. Мы в последнее время (имея в виду все человечество) стараемся унифицировать наш язык, пытаясь говорить на одном языке, упрощая слова, и тем самым упрощая смысл, стараемся разговаривать лишь о том, что потребно нашему телу, но никак не нашей душе. Слова, относящиеся к нашей духовной сфере жизни, постепенно, в течение десятилетий и даже столетий, исчезают из нашего словаря, потому что наш ум и наши слова обращены только к телесному и тленному.

В отношении похвалы Божией Матери: мы приносим Ей все самое искреннее и сердечное, потому что Она явилась не только Матерью Господа нашего, но и Матерью всей Церкви, поскольку из Нее родился Глава Церкви, а мы есть тело Христово, поэтому Божию Матерь мы поистине именуем Матерью всей Церкви. Но ведем ли мы себя по отношению к Матери нашей общей так, как мы ведем себя хотя бы даже к своим родителям? Вспоминаем ли мы о Божией Матери так же часто, как вспоминаем своих родителей? Но даже это обращение бывает недейственным, потому что мы и родителей часто забываем и вспоминаем о них редко. А о Боге и Божией Матери, к сожалению, мы вспоминаем еще реже. Когда же мы приходим на день рождения к нашей мамочке, мы стареемся принести ей самое дорогое, произносим самые лучшие слова, пытаемся приобрести самый лучший подарок. Так вот для нашей общей Божией Матери и Матери нашей Церкви, чадами которой мы воспринимаем себя, мы должны произносить лучшие, самые дорогие, самые теплые, искренние слова, а в подарок Ей принести все самое дорогое, что у нас есть. И самым дорогим, по слову Божию, что мы можем принести Господу и Его Пречистой Богородице – это наша добродетельная жизнь. Наше покаяние и исправление, наше возвращение в Церковь от нашей греховной жизни – вот, что является поистине даром Божиим – “сердце сокрушенно и дух сокрушен”.

В этот же день, когда мы отмечаем чье-то рождение, мы вспоминаем, как правило, и родителей, которые стали причиной рождения человека, и мы в отношении них также произносим добрые слова. Услышим же сегодняшнее слово, которое обращено к родителям Богородицы – святым и праведным Иоакиму и Анне, которые произнес в своей проповеди преподобный Иоанн Дамаскин еще в VII веке:

“О священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово в честь Рождества Богородицы. О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Прими слово от раба грешного, но исполненного пламенной любви и Тебя одну стяжавшего радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомненный залог спасения. Сними с меня тяжкое бремя грехов; рассей мрачное облако, облежащее ум мой; умягчи земную грубость во мне; останови искушения; управь счастливо жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир миру и всем православным жителям града сего совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей Твоих и всея Церкви.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцом и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь”.

Вот так святые обращались к Преблагословенной Владычице. С праздником!

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора в навечерие праздника Рождества Пресвятой Богородицы