Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 2 ноября 2014 г.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие братья и сестры, вчера, в Родительскую субботу, мы молились о наших близких и родных, думая о том, какую участь они приобретают в той – иной жизни. Сегодня же, на следующий воскресный день, мы слышим притчу, рассказанную Господом о Лазаре и богаче. Причем, обратите внимание, евангелист Лука не называет имени богача, но при этом называется имя нищего – Лазарь. Имя богача не называется потому, что речь идет не о конкретном человеке, а обо всех нас – все тех, для которых жизнь в этом мире является главенствующей, первостепенной, а жизнь в ином, вечном представляется чем-то неважным, второстепенном. Поэтому евангелист так внимательно обращается к имени нищего Лазаря, который после своей смерти был удостоен Богом возведения в ложе Авраама и находился там, получая воздаяние за свою нищету. Евангелист Лука, называя его нищим, имеет в виду не только его безденежье и неспособность содержать себя. А нищета в евангельском смысле слова означает полное отречение от мирской жизни. Нищета духовная являет собою невозможность и неспособность прилепляться ко всему земному, тленному. Нищий Лазарь получил свое возмездие в лоне Авраама, наслаждаясь вместе со Авраамом пребыванием с Богом.

Какую же участь получил богач? Тот, который не удостоил нищего Лазаря, валявшегося около входа в его дом, даже крупицы, падающей со стола. Псы хозяина могли питаться крохами с этого стола, а Лазарь не имел этой возможности. Так вот богач после своей кончины, которая неизбежно касается каждого из нас, в том числе и богача, каким бы богатством он ни обладал, получает то возмездие, о котором нам говорит евангелист Лука, потому что этот богач спрашивает Авраама: отче Аврааме, почему я нахожусь в таком положении? И тот ему отвечает, что нищий Лазарь получил возмездие за то, что мучился в этой жизни, поэтому он веселится в жизни вечной, а ты, получив блага этой жизни, получаешь свое возмездие в той, вечной, загробной.

Если вы обратили внимание, богач просит прощения у Авраама, прежде чем обратиться к нему, говоря: прости, отче Аврааме, пусть этот Лазарь омочит перст свой в воде и подаст мне, потому что я жажду здесь в вечном огне. Но Авраам строго предупреждает его о положении в загробном мире: между лоном Авраама и адом, в котором находится богач, как говорит евангелист Лука, находится непреодолимая пропасть, и как с одной, так и с другой стороны невозможно перейти. Тогда богач обращается к Аврааму с просьбой, чтобы он, если не ему, то его родственникам, которые живут в таком же достатке, как и он, послал Лазаря, чтобы Лазарь предупредил об этой участи, которая ждет людей, воспринимающих только людское богатство и пренебрегающих богатством духовным. Тогда Авраам говорит о том, что этого не нужно, потому что у них есть пророки, праведники, которые возвещают голос Божий всем живущим людям и предупреждают их о том, что случится, если они будут пренебрегать духовным и воспринимать только телесное, ублажая свою плоть. Н это не все еще, что нам предлагает евангелист Лука: богач просит о том, чтобы он воскресил того, кто бы мог предупредить и убедить людей, живущих в мире, чтобы они опомнились и изменили свой образ жизни. Но Авраам предупреждает, даже если будет воскресение кого-то из праведников, они не послушают, потому что их духовные очи настолько потемнены, что они неспособны увидеть Божие чудо и предупреждение. Люди настолько увлечены своим образом жизни, своими целями, что они не видят Божиего.

Но не так все просто. Этому свидетельство сегодняшнее апостольское чтение. Апостол Павел говорит, если мы будем исполнителями закона, мы не спасемся. Десять заповедей, написанные для человечества, являются не нормой жизни, а идеалом, к которому каждый из нас стремится, но этот идеал никто из нас не достигает, потому что в силу греховной поврежденности своей природы, каждый человек согрешает. А если преступает хотя бы малую часть закона, то, как говорит евангелист, нарушает весь закон.

Невозможно только быть исполнителем закона. Закон – та цель, к которой каждый из нас стремится, исполняя заповедь любви к Богу и ближним. Но никто ее не исполнил в полной мере в силу своей греховности. Но помимо закона есть еще и вера в Бога, говорит нам апостол Павел. Вот как раз эта сила веры способна преодолеть наше несовершенство в исполнении законов. Если мы будем верить в Бога, если силой этой веры будет наша любовь к Нему, тогда мы способны преодолеть действие на нас законов, подобно тому, как праведники, исполняя Божию волю, живя в нищете духовной, исполняя лишь закон любви к Богу, превосходили этот закон, приближаясь к Богу.

Пусть никто из нас, считающих себя людьми праведными и исполнителями законов, не хвалится этим. Потому что нет исполнителей законов, каждый из нас нарушает Божий закон. Но каждый из нас также способен и любить Бога, способен верить в Него, способен на Божию волю и Божию любовь полагать свои немощи, прося Бога дать силы, способные превозмочь нашу немощь, способные приблизить нас к Богу вопреки нашей греховности, вопреки неспособности находиться рядом с Богом. Пусть для каждого из нас образ нищего Лазаря и образ богача станут предметом для размышления – а как мы проводим нашу жизнь. Способны ли мы стать нищими ради Бога – а это значит – богатыми в Боге – для того, чтобы получить участь праведного Авраама?

Пусть в жизни каждого из нас образ Лазаря будет предметом размышления о том, как мы относимся к нашим ближним. В каждом ближнем, который нуждается в нашей помощи, мы способны увидеть Лазаря. Пусть через помощь нищим, окружающим нас, мы будем верными соработниками Богу и способными получить лоно Авраама. Пусть наша так называемая праведность, которая иногда посещает нас, будет отрезвляющей для нас мыслью о том, что нет праведника перед Богом, есть только грешники, которые любовью превосходят закон. Потому что нет ничего выше и сильнее Божией любви, способной преодолеть и закон, и ту непреодолимую пропасть, которая лежит между грехом и праведностью. Пропасть, которая преодолевается святыми. Пропасть, которая для нас, людей верующих и способных к покаянию и изменению своей жизни, преодолима, если мы способны приложить любовь к Богу, веру, способны изменить наш образ жизни, повергая наши страсти и похоти и приобретая добродетели в Боге, любовь к Нему и ближним. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице