Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о Фоме

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о Фоме

Храм Воскресения Христова, г. Смоленский район, п. Гнездово, 19 апреля 2015 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня Церковь отмечает явление Христа апостолам, и, особенно, апостолу Фоме. Эта неделя называется Неделей Антипасхи. “Антипасха” значит “вторая, новая Пасха”, первое воскресенье после Пасхи, иначе называемое Фомино воскресенье. Вспоминая Евангельское событие, связанное с явлением Спасителя апостолу Фоме, мы должны задуматься о том, в чем суть нашей веры, что значит быть верующим человеком.

Эти вопросы связаны с одним очень важным явлением в нашей жизни: способностью воспринимать благодать Божию через свое сердце, свой разум, свою совесть. Или если эта способность закрыта для всех трех составляющих, значит, человек неверующий. Если благодать может войти в человека через одну из составляющих, то он может быть верующим. А если и сердцем, и разумом, и душой человек открыт для Бога, значит, его вера чрезвычайно крепка и сильна.

Поэтому евангельский нравственный закон обращает наше внимание, как на состояние нашего разума, так и на состояние нашей совести и наших чувств. Все это важно не только для веры в Бога, но и для нашей повседневной жизни. Является ли разум нашим ориентиром к Богу или это инструмент, который наоборот уводит нас от Бога, вводит в гордость, тщеславие, самомнение и превозношение над другими людьми, как это часто бывает с людьми чрезвычайно умными, учеными или считающими себя таковыми?

А наше сердце переполнено страстями мира сего, так что в человеке недостаточно бывает места для любви к Богу. У человека так много переживаний обо всем, что окружает его в жизни, и речь не идет о любви к ближним… Любовь к ближним – это самопожертвование. Но речь идет о чувственности как о необходимости обладания. Это эгоистическое отношение к жизни, к миру, к людям, это попытка захватить, но никоим образом не отдать. Это греховная чувственность, которая обладает всеми нами, от которой мы должны с вами избавляться.
А что мы можем сказать о совести нашей? Является ли она подобием белого листа бумаги? Или она покрыта грехами, преступлениями, так что и места белого нет на этом листе бумаги. Где же, на каком месте этой бумаги Господь может начертать картину нашего прекрасного человеческого образа, если совесть наша испещрена грехами и преступлениями.

Поэтому когда человек задает вопрос: почему я неверующий, он должен искать ответы в этих составляющих. Только сам человек не дает возможности Богу войти в человека и жить в нем, как в храме.

Поэтому когда Церкви задают вопрос, как стать верующим, как увидеть присутствие Божие в моей личной жизни, Церковь дает простой ответ, но последовать ему бывает очень трудно: исполнять заповеди Божии, и это приведет к вере. Пророк и псалмопевец Давид, всю свою жизнь после грехопадения трудившийся над очищением сердца, просил: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже” (Пс. 50: 19). Поэтому очистим и мы наше сердце, тогда мы станем подлинно верующими людьми, способными видеть Бога в нашей жизни и жизни иных людей. А если мы видим Бога в жизни людей, видим Его любовь, значит, мы с любовью относимся к другим людям: не осуждаем, но благословляем, мы совершаем для них добро. Вот, что значит видеть Бога и в своей жизни, и в жизни других людей.

Для апостола Фомы, как для человека, опирающего прежде всего на разум, было необходимо не просто почувствовать Бога, как это произошло с Женами-мироносицами, которые первыми уверовали, днем воспоминания о которых станет следующее воскресение – Неделя Жен-мироносиц. Фоме нужны были доказательства разума, и он получил эти доказательства, когда Христос предложил ему вложить руки в Свои ребра, пронзенные копьем. И Фома уверовал. Это свидетельство тому, что у каждого из нас с вами по-разному работает наше человеческое естество: для кого-то важно свидетельство разума, для кого-то – чувств (особенно для женщин), для кого-то – нравственные установки, императивы, то, что мы называем совестью.

И пусть каждый из нас использует Божие дары, которые нам даны. Наша задача лишь найти эти дары в себе, понять, в чем они. Как мы можем использовать этот талант, чтобы приумножить его, чтобы вместе с апостолом Фомой уверовать во Христа? Быть верными. Ведь вера – это не слепое доверие чему-то, а свидетельство нашей верности Богу. Веришь – значит, верен Богу. И мы должны это подтвердить опытом всей нашей жизни.

Мы должны опираться на то блаженство, которое Господь дает нам словами “Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Ин. 20:29). И пусть для нас с вами, если мы верующие люди, это будет тем блаженством, которое вводит нас в Царствие Божие.

Христос воскресе!

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о Фоме