Обновления

Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о слепом

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о слепом

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 17 мая 2015 г.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе! Сегодня мы с вами отмечаем церковную Неделю, которая называется Неделя о слепом. На следующей седмице мы будем отмечать Вознесение Господне. И до следующего года перестанут петься те светлые пасхальные песнопения, которые нас воодушевляли все эти 40 дней. Но в завершении этого большого пасхального торжества святая Церковь предлагает нам размышления в Неделю о слепом.

Мы с вами слушали повествование Иоанна Богослова о встрече Господа со слепорожденным – с человеком, который никогда не видел белого света. И ученики спрашивали Спасителя: “Кто виноват в том, что этот человек был рожден и остается слепым – он или его родители?”. И Господь отвечает ученикам так, как они не ожидали – Он говорит, что не виноват ни он, ни его родители, а его слепорождение – к славе Божией. Ученики не понимают, как это немощь человеческая может быть к славе Божией. Они еще не прозревают суть духовных вещей. А Господь видит духовное, внутреннее состояние человека, поэтому, глядя на слепорожденного, Он не видел его слепоту. Телесная слепота была второстепенной по сравнению с тем духовным прозрением, которое этот слепорожденный человек имел. И нам с вами важно понимать, что есть слепота духовная, что есть слепота душевная и телесная. Господь отвечает своим ученикам, что этот человек слеп, и это к славе Божией. И никто не виноват – ни он, ни родители его. Господь свидетельствует о том, что этот человек духовно зрячий. Он способен увидеть славу Божию и принять в свое сердце Бога. Поэтому когда Господь говорит: “пророк, исцеливший тебя, – это Я”, этот человек незамедлительно отвечает: “Господь и Бог мой”. Это говорит о том, что человек был духовно зрячим, а то внешнее телесное обстоятельство второстепенно, ведь он видел духовными очами, и так и отвечал фарисеям: не знаю, как оцениваете Его вы, но точно знаю, что это Пророк.

Обратите внимание теперь на тех людей, которые были физически здоровы и ясно видели чудо исцеления слепорожденного. Это фарисеи и первосвященники, которые устроили этот глупый допрос слепорожденному и его родителям, так что и слепорожденный, обличая их духовную слепоту, вынужден был говорить: вы меня так подробно спрашиваете и испытываете, наверно потому, что тоже хотите быть Его учениками. Но слепота духовная не дает этим людям прозреть суть вещей, поэтому они проклинают и слепорожденного, и Христа, и отвергают само чудо, потому что не способны видеть Божественный свет, подобно тому, как мы с вами, долго находясь в темноте, при резком включении света морщимся. Мы не способны мгновенно увидеть этот Божественный свет, поэтому мы его отвергаем, бежим от него. В этом закономерность духовной жизни: если мы с вами находимся в темноте духовной, мы стремимся спрятаться от Божественного света. Мы не способны его воспринять, наши духовные органы не дают нам такой возможности. Мы крепко закрываем наши духовные очи, чтобы через них не проникал этот Божественный свет.

Мы бежим от него, потому что этот свет имеет двоякое свойство. С одной стороны, людям, способным, думающим, открытым сердцем и душой, этот свет позволяет действовать, творить, быть сотворцами Богу, видеть окружающих людей и Самого Бога. С другой стороны, этот свет способен обличать наши беззакония, поскольку именно во тьме, когда никто не видит и мы сами слепы, мы эти беззакония и совершаем. Тьма, которая нас окружает, позволяет и другим людям действовать против нас также впотьмах, не боясь последствий принятых решений. И всем вроде бы комфортно в этой темноте, но это греховный комфорт. Он ведет нас все глубже в темноту погибели. Поэтому, дорогие мои, многие бегут от правды Божией, бегут от Христа, стараются, чтобы имя Христа и святой Церкви никогда не звучало для их ушей. Они предпринимают все для того, чтобы ни Христос, ни Церковь, ни Евангелие, ни заповеди Божии не коснулись их, не были ими услышаны. Они готовы платить деньги, чтобы этого не слышать, так как совесть будет обличать их. Потому что всякое слово Божие является светом по своей сути, потому что Христос и есть Свет нашей жизни.

Все это обличает тех, кто неспособен видеть этот свет. А кто хочет быть обличенным? Кто хочет развенчания своей мнимой славы, своей мнимой власти, своей мнимой праведности? Никто этого не хочет. Все хотят, чтобы о них говорили только хорошее, все хотят быть выше остальных, все хотят, чтобы никто не узнал об их грехах, слабостях, пороках. Поэтому мы во многом не являемся сынами света. Мы не любим свет. Мы любим, чтобы где-то была тень, позволяющая нам совершать наши грехи, тень для наших немощей и недостатков.

Мы не способны ходить круглые сутки перед очами Божиими. Мы готовы посвящать Богу несколько часов, приходя на богослужение, совершая раз в неделю ту или иную добродетель. И мы решаем, что для нас этого достаточно. Все остальное время нас с вами, дорогие мои, занимают дела тьмы, к сожалению. Поэтому свет Божий, обличающий мир в неправде и нечистоте, для нас не является животворным, мы убегаем от него, хотя даже всякое растение и животное естественно стремится к свету. Потому что свет есть источник жизни, а Божий свет – источник вечности, нестареющей жизни.

Обратим, дорогие мои, внимание на наше неразумие, на нашу заботу о присутствии тьмы в нашей жизни. Да, христианская жизнь – это крестоношение, которое заставляет христианина каждую минуту думать о своих поступках, своих мыслях, о последствиях своих дел. Это трудно. Легче не отдавать отчет в своих поступках, легче говорить то, что приходит на ум, и не заботиться о чистоте произносимых слов. Но Господь не для того указывает нам путь спасения, чтобы мы искали легкой дороги. Он указывает нам путь нашего крестоношения. И каждый из нас должен взять свой крест и понести его, принеся к Голгофе Спасителя, свидетельствуя своей жизнью: вот я, Господи, с Твоей помощью взошел на эту Голгофу, к Тебе, чтобы Ты снял с меня этот крест.

Притча о слепом для всех нас является важных духовым принципом жизни, открывающим то, как мы должны относиться к Богу для того, чтобы и нам, когда мы окажемся перед очами Божиими, в иной, вечной жизни, чтобы мы узнали Спасителя и открыто Ему ответили: “Христос Господь и Бог мой”.

Пусть для каждого из нас пример слепорожденного по природе, но не по духу, будет примером того, что и мы с вами, часто немощные, теряющие физические способности, особенно, люди в возрасте, должны понимать, что это последствия нашей греховной природы. А вот духовные способности, которые могут превозмогать нашу телесную немощь – это сила Божия, которая в немощи совершается. Это и есть та благодать Божия, которая должна наполнять каждого из нас, которая освещает и указывает путь нашего спасения. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Исидора на Божественной литургии в Неделю о слепом