Обновления

Слово епископа Смоленского и Рославльского Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Рославльского Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 10 мая 2015 г.


Во Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня святая Церковь отмечает Неделю о самаряныне, вспоминая о том, как Спаситель с учениками шел из Иудеи в Галилею, и они зашли в один из городов Самарии, чтобы утолить жажду, отдохнуть и далее следовать в Галилею. И здесь Господь останавливается у колодца, который Авраам ископал для своего внука Иакова. У этого колодца с самого начала истории человечества происходили чудеса. И гора, находившаяся здесь, считалась святой, поскольку праотцы молились на этой горе.

И вот Господь сидел около колодца, и за водой пришла самарянка. По древнему иудейскому закону, иудеи не должны были общаться даже на бытовом уровне с иноплеменниками. Самария не входила состав Иудеи, а самаряне не считались богоизбранным народом. И поэтому когда Господь заговорил с самарянкой и попросил у нее воды, она удивилась. Но Господь обращается к ее духовным очам: “Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую”. (Ин, 4;10).

Самарянка как женщина, способная размышлять, поняла, что от Этого Человека исходит нечто иное, чем от других людей. Он говорит о вещах духовных. Спаситель предлагает ей привести мужа ее, чтобы и он увидел Его. Но она отвечает, что тот человек, который сейчас в ее жизни рядом с ней, не является ее мужем. И Господь хвалит ее за честность. Эта беседа на человеческие темы открыла самарянке возможность говорить с Человеком, не похожим на других. Поэтому она, не развивая бытовые темы, спросила то, что интересовало личное ее, и то, о чем думал весь народ Самарии, – о традициях своего народа и о том, что происходит в Иерусалиме. Она сказала: наши отцы молились здесь на этой горе, рядом с колодцем, а вы свидетельствуете, что истинное поклонение Богу возможно только в Иудее. И Господь говорит, что да, есть такие традиции, но уже наступило время, когда нет единственного определенного места, где можно поклоняться в духе и истине. Такое место будет там, где будут находиться истинные поклонники, служители этому Духу и этой Истине. Господь в этот момент произносит фундаментальные для нас с вами слова о том, что Бог, являя Себя в мир, предопределил не единственное место для своего поклонения, которым по ветхозаветным традициям, был Иерусалим. Но там, где истинные служитель Господа, и бывает Господь.

Глядя на историю христианства и Святой Руси, мы с вами понимаем, о чем говорит Господь. Святые угодники Божии просияли не только в столицах, не только в Иерусалиме, Киеве, Москве, но на Соловках, Валааме, в глухих пустынях, где подвижники благочестия стяжали дух истины, стяжали благодать Святого Духа в дремучих лесах, в египетских пустынях, свидетельствуя о своей теснейшей связи с Богом.

Исследователи Святого Писания, не обращающиеся к толкованиям святых отцов, святой Церкви, и особенно те, кто принадлежат к так называемым христианским сектам, говорят, что смысл слов, сказанных Господом самарянке в том, что возможно верить в Бога вне всякой церкви, что всякий человек имеет возможность автономно находиться в духе и истине. Напрямую – Господь, и только Он Сам, и ничего и никого более.
Но Спаситель, говоря о духе и истине, свидетельствует о Себе, поскольку Христос и есть пусть, истина и жизнь; свидетельствует о благодати Святого Духа, которая распространяется через основанную Им Церковь. И Церковь, подобно источнику Иакова, является неисчерпаемым источником благодати Божией. Черпая из этого источника, человек получает помощь Божию.

По мнению всех святых отцов, толкующих это место Священного Писания, колодец Иакова – прообраз Церкви Христовой. Всякий, черпающий из этого источника живую воду, через причащение благодати Божией, подаваемой Христом в Церкви Своей, в Таинствах, в богослужениях, обрядах, не понимаемых нами, потому что мы сами не готовы и не желаем углубиться в жизнь Церкви и понять, что происходит; через жизнь Церкви, которая измеряется не только пребыванием в храме, но и жизнью христианина в миру, – через все это широкое измерение Господь подает благодать. И всякий может почерпнуть этой живой воды.

Господь оговорит людям, желающим приступит к Причастию Тела и Крови Христовой: “Придите, вкусите и видите, яко благ Господь”.

И мы с вами, не так давно отмечавшие событие Воскресения Христово, и живущие еще в пространстве этого праздника, должны понимать, что в подлинном смысле праздник – это единение с Богом, а не наши гуляния, которые нас порой отвергают от Бога. Подлинный праздник – это состояние, когда Господь в нашей жизни на первом месте.

Через события, связанные с самарянкой, Господь напоминает нам, что мы никогда не должны забывать приобщаться этого неисчерпаемого источника жизни, благодати Святого Духа, которая в обилии действует в Церкви Божией.

Я всем нам, дорогие мои, желаю, чтобы мы были истинные поклонники Божии, служащие Ему в духе и истине, знающие, что эта истина есть путь и смысл нашей жизни, воспринимающие благодать Святого Духа как главный источник своей жизни.

По слову святых отцов, мы с вами должны дышать Духом Святым чаще, чем воздухом. Но по своей косности и навыкам греховной жизни мы не хотим приобщаться к этому благодатному источнику. Мы так привязаны к своим страстям, что нас не интересует духовная жизнь. Нам не открывается перспектива благодатной жизни во Христе. И пусть каждый из нас, черпая благодатную воду Святого Духа, узнает через нее Христа, узнает в ней святую Церковь, узнает жизнь святых; черпает из этого благодатного источника смысл своей жизни, открывает для себя подлинность любви, веры, надежды.

Пусть каждый из нас будет усердным посетителем этого святого источника, поскольку Господь через Евангелие и Божественное Откровение призывает каждого из нас: “Придите, почерпните воду жизни, вкусите и видите, яко благ Господь”. Аминь.

Главная > Проповеди > Слово епископа Смоленского и Рославльского Исидора в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне