Обновления

Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Святой Троицы

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Святой Троицы

Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Вязьма, 31 мая 2015 г.

Во имя Отца и Сына, И Святого Духа.

Дорогой владыка Сергий! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает праздник Святой Троицы. В этот день исполнилось прошение, которое Господь посылал Своему Отцу в Гефсимании перед крестными страданиями. Он молился Отцу: Господи, да будут все едины, как Ты во Мне и Я в Тебе, как мы с Тобой едины, да будут все совершены во едино (см. Ин. 17:20). Так Господь молился о Своих учениках, молился о той Церкви, которую создал на земле, чтобы главным ее свойством и качеством было единство, единство в Боге, то самое единство, которое не разрушимо никакими человеческими силами, которое созидается Богом, являющимся Единым по Своей природе.

Единство Божие, так же как и Троичность Его личности, непонятно человеческому разуму. Непонятно потому, что Бог неотмирен, Он нетварен, Он вечен, и это Его природное свойство триединство природы и троичность Его личности, так что каждая личность Бога – Отец и Сын и Святой Дух – содержат всю полноту Его Божественной природы, – все это является Его качествами и свойствами, Его отличием от тварного мира.

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о тайне Святой Троицы, говорил: представлю благоволящего Отца – и тут же вижу Сына и Духа Святого; услышу говорящего Спасителя – представляю благоволящего Отца и действующего Святого Духа; почувствую на себе благодать Святого Духа – и осознаю присутствие Отца и Сына. Так что действие Святой Троицы в мире нашем нераздельно, и Святой Дух, действующий на нас, действует от Отца через Сына. Святитель Климент Александрийский говорил нам о том, что единство Бога в Самом Себе является неотъемлемой частью Его природы, так что это единство в троичности неизменно, нерасширимо и неуничтожимо – это вечное единство и вечная троичность.

Святитель Киприан Карфагенский, также древний святой, говорит нам о том, что единство Церкви Божией есть прямая проекция троичности и единственности Церкви Божией на земле, поскольку Церковь Божия создана Богом как Его прямое проявление, и множественность чад Божиих в единстве Церкви есть подтверждение Божественности, поскольку каждый из наспредставляет из себя личность, самостоятельную, автономную, но при этом мы осознаем свое единство во Христе, осознаем свою причастность жизни Церкви, свою неотъемлемость Богу и Церкви. И священномученик Киприан Карфагенский, размышляя о Церкви, говорит нам о том, что Церковь подобна дереву, на котором много ветвей и много листьев: листья – это мы, ветви – это поместные Церкви, Иерусалимская, Александрийская, Антиохийская, Константинопольская иные поместные Православные Церкви… Он также сравнивал единство в троичности Церкви как некую реку, которая берет свое начало в малых источниках, и если один из источников перекрыть, то и река в своем основании также будет умаляться, и невозможно, чтобы источник не был связан с устьем реки. Так же и действие Бога на Церковь неистощимо, как та самая река или древо.

И священномученик Киприан предупреждает нас, если какая-то ветвь или часть реки постарается быть самостоятельной и независимой от источника или корня, она обязательно погибнет, поскольку без Бога, без Церкви невозможна духовная вечная жизнь, только наша неотъемлемая неразрывная связь с источником позволяет нам быть полноценным его продолжением. Так что всякая ересь, всякий раскол, как будто бы принадлежащий этому единому древу в виде определенной ветви и листьев, отсекая себя от Церкви единой, считая, что эта ветвь сама будет самостоятельно действовать без древа, себя определяет на погибель. Всякая ересь, всякий раскол, отделяющий себя от Церкви, погибелен сам в себе.

А Церковь Божия является тем неиссякаемым источником благодати, почерпывая из которого, каждый из нас наследует жизнь вечную. Вечную – поскольку неистощим сам источник. Вечную – потому что древо своими корнями навсегда питает ветви и листья, и ничто на этой земле не способно пресечь это действие. А Бог, действующий через Свою Церковь, посылает ей столько благодати, подобно тому, как древо, изобилующее плодами, широко распространено по лицу земли, как река, берущая начало в незначительном источнике, распространяется на многие-многие километры по лицу земли. Так и Церковь Божия, берущая свое начало в неисчерпаемом источнике – в Боге, навсегда течет своим действием в жизнь вечную. Церковь есть, как это замечает священномученик Киприан, матерь, которая своими многочисленными плодами дает обильную благодать Божию ко всем желающим приобщиться этой благодати. Но священномученик Киприан также и утверждает грозные для нас слова: кому Церковь не мать – тому Бог не отец. Поэтому, с одной стороны, дорогие мои, возблагодарим Бога за Его явленную милость, которую Он даровал нам через Церковь Христову, через этот корабль, который ведет нас по бурным житейским волнам к тихой гавани спасения. И с другой стороны, убоимся не быть на этом корабле, убоимся утонуть в этих бушующих волнах страстей и похотей, из которых представлен наш так называемый светский мир, убоимся, поскольку, если Церковь не будет нам матерью, то как же мы обратимся к Отцу? С какими словами? И может ли наша молитва быть дерзновенной, если мы пренебрегаем матерью? Будем усердными сыновьями и дочерьми нашей единой матери – Церкви Христовой.

С праздником!

Главная > Проповеди > Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в День Святой Троицы